Доклад "Макет, как игровое пособие в развитии речетворчества дошкольников"
учебно-методический материал по развитию речи
Доклад представлен для педагогов и родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Макет, как игровое пособие в развитии речетворчества дошкольников»
Современное дошкольное образование ставит перед педагогами задачу не только дать детям определенный объем знаний, но и развить их коммуникативные навыки, творческое мышление и способность выражать свои мысли устно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Развитие речи является ключевым аспектом подготовки ребёнка к школе и успешной адаптации в социуме.
В данном докладе мы рассмотрим, как игровое пособие – макет, помогает в развитие речетворчества дошкольников.
Речетворчество, как высший уровень развития речи, предполагает умение свободно и творчески использовать язык, создавать новые тексты, придумывать истории и красиво выражать свои мысли.
Использование макета, как игрового пособия позволяет создать благоприятную среду для стимулирования речетворческих способностей дошкольников, особенно это замечается, в разновозрастной группе, так использование макетов в нашей разновозрастной группе позволило нам сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Каковы же основные цель и задачи макета в развитие речетворчества дошкольников:
Цель: Обеспечение успешного освоение детьми речетворческих способностей на макетной основе.
Задачи:
- Развитие монологической и связной речи, активизация лексического словаря. При использовании макета вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, объектах, тем самым развивая речетворческие способности.
- Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира. Это насыщает детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулирует к составлению рассказов, сказок.
- Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения. К ним относятся эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
- Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества.
- Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации)
- Обеспечение предметно-развивающей среды для свободного выбора ребенком разнообразия макетных основ.
Теоретические аспекты понятий и значений речетворчества и макетирования:
Речетворчество – это процесс создания новых слов и выражений, а также использования существующих языковых средств в необычной и оригинальной форме. Речетворчество тесно связано с развитием воображения, фантазии, творческого мышления и языковой компетенции ребенка. Умение сочинять истории, пересказывать прочитанное, придумывать загадки и стихи – все это проявления речетворческой деятельности.
Развитие речетворчества способствует:
- Обогащению словарного запаса.
- Развитию грамматического строя речи.
- Улучшению связной речи и умению логично излагать свои мысли.
- Развитию творческих способностей и креативного мышления.
- Формированию положительной самооценки и уверенности в себе.
Каковы же возможности макета как игрового пособия в речетворчестве дошкольников?
Макет – это уменьшенная модель реального объекта, предмета, местности или явления.
Он обладает рядом преимуществ как игровое пособие:
- Наглядность и доступность: Макет позволяет увидеть объект в целом, понять его структуру и взаимосвязь частей.
- Интерактивность: Дети могут активно взаимодействовать с макетом, перемещать объекты, менять их положение, что стимулирует их познавательную активность. (самостоятельно выставляют модели)
- Возможность моделирования: Макет позволяет воспроизводить реальные ситуации, моделировать различные события и экспериментировать. (Байкал и Арктика)
- Многофункциональность: Макет может использоваться в разных видах деятельности: игровой, познавательной, творческой. (сказки)
- Развивающий потенциал: Макет способствует развитию сенсорных навыков, мелкой моторики, мышления, памяти, внимания и речи. (создают сами)
Направления использования макета для развития речетворчества дошкольников.
1. Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
- Составление описательных рассказов: Дети могут описывать макет, отмечая его особенности, элементы, их расположение и функции. Например, при описании макета "Ферма" дети могут рассказать о животных, их жилищах, чем они питаются, что производят.
- Создание загадок: Макет может вдохновить детей на создание загадок о предметах, глядя на макет "Транспорт", дети могут придумать загадки описания про машины, автобусы, самолеты.
2. Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов.
- Придумывание историй: Макет может стать отправной точкой для создания сказок, рассказов, приключений. Дети могут придумывать сюжеты, в которых главные герои взаимодействуют с объектами макета. Например, с макетом "Лес" можно придумать историю о заблудившемся ребенке, который встретил лесных зверей и с их помощью нашел дорогу домой.
- Пересказ знакомых сказок и рассказов: Используя макет, дети могут пересказывать известные сказки, инсценировать их, добавлять свои детали и повороты сюжета. Например, с макетом "Рукавичка" дети могут пересказывать сказку, а затем придумать, кто еще мог бы жить в руковичке.
3. Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнение между двумя объектами.
Развитие сравнительного описания: С помощью макета можно учить детей сравнивать персонажей, предметы. Например, с плоскостным макетом «Кафе» дети могут сравнивать полезную и вредную еду, поясняя своё мнение.
Примеры использования макетов в игровой и образовательной деятельности:
Макет "Город":
Игра "Путешествие по городу": Дети придумывают маршрут по макету города, описывая достопримечательности, которые встречаются на пути.
Составление рассказа "Мой любимый город": Дети делятся своими впечатлениями о городе, опираясь на макет.
Сравнение города и деревни: Дети сравнивают быт города и деревни, высказывают свое мнение.
Макет "Климатические зоны":
Игра «Цепочка» Дети по очереди рассказывают про животных из разных климатических зон.
Игра «Путешествие по миру» Дети могут сравнивать разные места обитания, описывать характерные признаки каждой зоны, используя макет как визуальную опору.
Составление рассказа "Где я хотел бы жить (джунгли, горы, лес, поле, и тд)":
Заключение:
Макет является ценным игровым и обучающим пособием, обладающим большим потенциалом в развитии речетворческих способностей дошкольников. Использование макетов в образовательном процессе способствует развитию воображения, творческого мышления, языковой компетенции и коммуникативных навыков детей. Правильно организованная работа с макетом стимулирует речевую активность, побуждает детей к созданию новых текстов, придумыванию историй и выражению своих мыслей в оригинальной форме. Необходимо активно внедрять макеты в практику дошкольного образования, разрабатывать методические рекомендации и адаптировать существующие игры и упражнения для работы с этим эффективным средством развития речи.
Рекомендации:
- Воспитателям и педагогам рекомендуется включать макеты в ежедневную практику, создавая для детей возможности развития речетворчества.
- При создании макета учитывать возрастные особенности детей и их интересы.
- Использовать разнообразные материалы для изготовления макета, чтобы расширить сенсорный опыт детей.
- Предоставлять детям возможность самостоятельно участвовать в создании макета.
- Разрабатывать систему игр и упражнений с использованием макета, направленную на развитие различных аспектов речетворчества.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые пособия для развития познавательной компетентности детей раннего возраста
Большинство из представленных игровых пособий изготовлены вручную и могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста. Основной целью игровых пособий является развитие сенсорного восприя...

Комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Речецветик».
Пособие представляет собой изображение цветка ромашки с шестью лепестками. Папка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. На лепестки ромашки и на предметные картинки...
Игровое пособие для развития мелкой моторики "Покорми Нюшу"
Тренажер для развития мелкой моторики "Покорми Нюшу"...

«Ловкие пальчики» (Кинезиологический тренажёр) Игровое пособие для развития мелкой моторики для детей 4 – 7 лет
Данное пособие позволяет ребёнку одновременно двумя руками выполнять кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики руки, тем самым развивая и укрепляя межполушарные связи. Заниматься можно...
Игровое пособие по развитию речи дошкольников.(с использованием интерактивного оборудования)
Многофункциональное игровое пособие по развитию познавательного интереса к букве, к слову, к чтению, развитию речевого творчества, знакомство с книжной культурой, воспитание инереса к традициям и исто...

Игровое пособие для развития речевого дыхания "Метеостанция"
Для формирования воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:§ упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;§ обращать внимание на то, чтобы ребён...

Игровое пособие на развитие мелкой моторики "Рисуем пальчиками дорожки"
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей пл...
