Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада на тему «Масленица»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Тематическое занятие по развитию речи в средней группе с элементами театрализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уемская СШ»
структурное подразделение «Детский сад п.Уемский»
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе детского сада
на тему «Масленица»
Автор-составитель :
Жибарева Анна Владимировна,
воспитатель МБОУ «Уемская СШ»
СП «Детский сад п.Уемский»
2025
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
— Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице, познакомить с традициями и символами праздника широкой Масленицы.
— Совершенствовать умение использовать для передачи образов выразительные средства: интонацию, жесты, мимику;
— Уточнять правильное произношение звуков У,Х,Р,Ш,С, произносить их протяжно и с разной силой голоса;
—Учить детей длинному и прерывистому выдоху.
2. Развивающие задачи:
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать внимание, любознательность, творческую активность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции на содержание занятия.
Материалы и оборудование: мольберт, картинки по теме «Масленица» (солнце, блин, кукла-масленица), фетровые блины на каждого ребенка, тарелка, ширма, игрушка би-ба-бо Петрушка, карточки-солнышки для игры ( по количеству детей).
Ход занятия.
1. Приветствие (в круге)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся!
2.Основная часть.
- Упражнения по ЗКР.
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас?
Воспитатель: Правильно, зима.
Уж ты, зимушка – зима, все дороги замела.
Все дороги все пути, не проехать - не пройти.
Ребята, а давайте мы с вами сходим на зимнюю прогулку. Надевайте куртку, шапку, сапоги, рукавички, завяжите шарфик. Представьте, что мы вышли на улицу. Какие звуки мы можем услышать? (Ответы детей)
Как завывает вьюга? - Послушайте, У-У-У-У! (С разной силой голоса). То тихо, то громко… Помогите мне, сначала тихо вьюга воет: У-У-У-У. А теперь громче: У-У-У-У.
А как морозным днем хрустит под ногами снег? – Послушайте: Хр-хр-хр-хр! (С каждым звукосочетанием воспитатель делает шаг) Давайте, представим, что мы идем морозным утром по снегу в детский сад. (Дети идут по группе, воображая, что они идут морозным утром по снегу.)
А вот мы увидели дворника, он сметает с дорожек снег? – Послушайте: Ш-ш-ш-ш! (На каждый звук – воображаемый взмах метлы) Берите в руки «метлу», сметем с дорожек снег, поможем дворнику.
А как здорово зимой прокатиться на лыжах! Вы знаете, какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? – С-с-с-с!) Прокатимся? Дети двигаются по группе, имитируя ходьбу на лыжах)
- Дыхательные упражнения.
Воспитатель: - А еще зимой падают с неба снежинки.
Представьте себе, что к вам на варежку упала снежинка. (Воспитатель предлагает детям поставить ладошку горизонтально перед подбородком). Какая она? (ответы детей)
Попробуем ее сдуть, посмотрите как я это делаю:
1. Вдох носом и короткий сильный выдох (2-3 раза)
А теперь к вам на варежку упало несколько снежинок. Сдуваем вот так:
2.Вдох носом и медленный прерывистый выдох (2-3 раза)
А сейчас дуем теплым воздухом на снежинку так, чтобы она не улетела, а растаяла. Вот так:
3. Вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы (2-3 раза)
Воспитатель подзывает к себе детей: - Представьте себе, что вы превратились в маленькие снежинки, а я ветер.
Воспитатель делает вдох и дует на детей: - Разлетелись снежинки, кружатся в воздухе, как будто танцуют. Сначала спокойно, плавно и медленно ложатся на землю. Но тут поднялся сильный ветер, закружила вьюга. Улетели снежинки и опустились на стульчики.
- Работа с закличкой.
Воспитатель: - Ребята, у нас по календарю еще зима на улице. Но всему приходит свое время, сколько зиме не лютовать, пришло время ее провожать.
-Ребята, а какое время года придёт на смену зиме? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, весна! А по каким приметам мы замечаем, что пришла весна?
Дети: Солнце становится выше, ярче светит, греет. Появляются на дорогах проталины. Прилетают первые перелетные птицы, вестники весны – грачи.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы весна быстрее к нам пришла?
Дети: хотим.
Воспитатель: Ребята, в старину, чтобы весна быстрее набирала силу, её кликали, значит звали. Давайте и мы с вами весну покличем. Я вас научу сейчас, как надо весну звать-зазывать. Послушайте. (Дети повторяют за воспитателем слова заклички. После проговаривания заклички на мольберте появляется солнышко).
Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Воспитатель: - Вот и солнышко весеннее вышло. Покликали мы с вами весну, теперь она быстро силу наберёт, развернётся да разгуляется.
- Беседа по теме «Масленица».
А сейчас послушайте загадку:
Этот праздник – объеденье!
Напечём блинов с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? (Масленица)
Воспитатель: - Правильно, молодцы ребята. Чтобы не сердилась зима, по-доброму ушла, русский народ устраивал ей веселые проводы – праздник Масленицу. Масленица – это праздник встречи весны и солнца, света и добра. Еще принято из соломы делать куклу – чучело, по имени Масленица, наряжать её в платье, на голову повязывать платок. Чучело сжигали с песнями, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать большой урожай.
Посмотрите, какая кукла Масленица. (Иллюстрация или кукла). Она является символом праздника. Длится праздник целую неделю, с понедельника и до воскресенья. А вы знаете, что на масленой недели надо печь блины? (Выставляю на мольберт изображение блина). А как вы думаете, почему? (Блин похож на солнышко) Он тоже символ Масленицы. Люди верили, что вкусные красивые блины смогут задобрить солнышко, и оно поскорее обогреет землю, и быстрее придет весна.
- Игровая деятельность по теме.
Воспитатель: - Предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику «Блинчики».
Мама нам печёт блины, очень вкусные они. (чередуют ладошки вверх – вниз)
Положи блинок в ладошку (указательным пальцем водим круг по ладошке)
Угости мурлыку – кошку (загибаем большой палец)
Угости щенка Трезорку (загибаем указательный палец)
Потом мальчика Егорку (загибаем средний палец)
Дай блиночек мамочке (загибаем безымянный палец)
Дай блиночек папочке, (загибаем мизинец)
Встали мы сегодня рано (сжимаем – разжимаем кулачки)
И едим блин со сметаной (хлопок ладошками).
Воспитатель: - Молодцы, напекли блинов.
Воспитатель: - Ребята, обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно и подсказывайте старательно. (По ходу игры воспитатель раздает детям блины из фетра).
Словесная игра. « Какие бывают блины»
На тарелки он один – называем просто… (блин).
Испекли для дочек – назовём … (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовём тогда …(блинок).
Огромный как домище – назовём … (блинище)
Много испекли их мы – тогда назовём … (блины).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, сколько у нас блинов? (Желтые круги из фетра на каждого ребенка) Они какие? (Желтые, круглые, румяные, ароматные, горячие, вкусные и др.)
Давайте поиграем. Повторяйте все движения за мной.
1.Блинчик медом я намажу, Маму милую уважу. Аккуратно блин сложу, Маме к чаю предложу. | 4.Блин вареньем я намажу И бабуленьку уважу. Аккуратно блин сложу И бабуле предложу. |
2.Блинчик медом я намажу, Маму милую уважу. Аккуратно блин сложу, Маме к чаю предложу. | 5.Блин икоркой я намажу, Деда-дедушку уважу. Аккуратно блин сложу И дедуле предложу. |
3. Блин сметанкой я намажу, Папу-папочку уважу. Аккуратно блин сложу, Папе к чаю предложу. | 6.Все блины раздал родне. Лишь один остался мне. С медом, маслом и вареньем, И с отличным настроеньем! (Т. Кирюшатова) |
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте еще одну мою загадку и тогда узнаете, кто сегодня еще пришел к нам в гости.
Он с бубенчиком в руке,
В ярко-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его … .
(Петрушка)
(Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо Петрушка).
- Здравствуйте, дети!
Я - Петрушка- веселушка,
Театральная игрушка,
Я живой и настоящий,
И к тому же говорящий,
Там где радость и потеха,
- Я ребятам - не помеха!
Я развлечь хочу ребят,
Посмешить немножко.
Кто из вас Петрушке рад,
Хлопайте в ладошки!
(Дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Дети, а кто такой Петрушка? (Ответы детей.) Правильно, Петрушка- шут, озорник и потешник. В праздничные дни Масленицы в старину на Руси устраивали ярмарки и гулянья. Петрушка там был главным героем, смешил ребят и взрослых, показывал разные сценки.
Звонко в бубен я свой бью,
Всех ребят развеселю.
Люблю я детей радовать.
А особенно малых детушек.
Да и сам люблю повеселиться.
Вы на праздник все пришли,
Поиграем от души.
(Дети и воспитатель с Петрушкой выходят на середину группы).
Игра «Изобрази жестом»
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с Петрушкой будем называть слова, а вы попробуйте их показать.
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые называют воспитатель с Петрушкой: здравствуй, иди ко мне, нельзя, тише, высокий, низкий, до свидания.
Игра на выразительность мимики
Воспитатель: - Отлично, дети. Но у Петрушки для вас еще одно задание. Посмотрите, что мы видим на доске? (Много солнышек) За каждым из них прячется картинка. Смотрим на картинку и изображаем эмоцию, которую она у нас вызывает. Давайте попробуем. Маша, переворачивай любое солнышко. И т.д.
–Представьте, что вас угостили сладкой конфеткой;
– Представьте, что вы откусили кислый лимон;
– Представьте, что вы - злой Бармалей;
– А теперь, вы - веселые клоуны;
–А теперь - грустные клоуны;
–А вот вы увидели слона и удивились;
- Представьте, что у вас заболел зуб;
– Представьте, что вам купили игрушку, которую вы давно хотели.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, выполнили все задания и повеселили Петрушку.
Петрушка:
Ну, а мне уже пора!
До свиданья, детвора.
Веселитесь, подрастайте,
Меня в гости приглашайте! (Уходит.)
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше веселое занятие. Мы всем желаем доброго здоровья и солнечного настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»
Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.3. Упражнять детей в по...
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: «Моя большая и дружная семья».
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье»....

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: "Прогулка в сказочный лес."
Цель: Звуковая культура речи. Совершенствование речевого аппарата детей, тренировка дыхательной системы. Показать детям артикуляцию звука «Ж», закрепить произношение звука в слоге, разных ...
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»
Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада Тема: «Все работы хороши …» (Профессии людей)
Задачи:Уточнить и расширить представление детей о профессиях людей.Воспитать уважение к людям разных профессий: строитель, врач, повар, парикмахер, ...Обогатить словарь....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада на тему «Лесные истории»
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая). Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разви...

