Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сарафанова Тамара Павловна

Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса детей и приобщает их к процессу словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

« Снежный хоровод».

Образовательные области : речевое развитие, познавательное развитие.

Программное содержание.

- уточнить и расширить представление детей о снеге;

- активизировать словарь детей, расширять представление о родственных словах;

- привлечь детей к процессу словообразования;

- развивать зрительное внимание, мышление, речеслуховую память.

Материалы: кукла в костюме Снегурочки, картинки с изображением родственных слов или мелкие игрушки;   зимние пейзажи с изображением снегопада, метели и отдельно кружащихся снежинок, набор снежинок на ниточках по количеству детей для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской; чтение рассказов и сказок о снеге: «Зачем зимой снег? », «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег».

Словарная работа: снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, снежки, снегопад, снежный ком, метель, вьюга.

Ход занятия.

В. – Ребята, вчера мне пришло письмо от Деда Мороза. Скоро Новый год и он собирается приехать к нам в детский сад на праздник вместе со своей внучкой Снегурочкой. Дед Мороз прислал в письме загадки и хочет, чтобы вы их отгадали. Послушайте первую загадку.

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок.

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеёк.

(Снег)

Ответы детей.

В. – Да, это снег. А что такое снег? Откуда он берется? С поверхности водоёмов и земли  испаряется вода,  она поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя красивую звездочку.  Как называется эта звездочка вы догадаетесь, если отгадаете следующую загадку

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Д. – Это снежинка.

В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?

Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.

В. – А какой бывает снежинка?

Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», таять на ладошке.

В.- В морозную безветренную погоду снежинки медленно падают, кружатся в воздухе и опускаются на землю, образуя снег. В теплую зимнюю погоду, если  много падает снега с неба, снежинки слипаются , снег идет хлопьями Это  явление называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, снег идет стеной. Это явление называется вьюгой, метелью. В такую погоду опасно гулять, можно не найти дорогу домой. А давайте поиграем .

Физкультминутка:

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой

и делают хватательные движения,

словно ловят снежинки).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий, рыжий мячик.

(Прыжки на месте).

Ну а мы идём, идём

(Ходьба на месте).

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на стульчики).

 

В. – А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.

Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.

 

В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу) Как её зовут?

 

Д. – Снегурочка

 

В. – Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?

Д. – Снег.

В. – Снегурочка принесла картинки и просит найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.

Проводится игра «Найди лишнюю картинку».

 

В. – Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру:

 «Вспомни - назови»: послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег»:

Невесомые снежинки превратились в снегопад.

На дорожки, на скамейки мухи белые летят.

Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.

Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.

А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.

Белоснежные сугробы все дорожки замели.

Прячутся подснежники под сугробы снежные.

А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.

(Кулакова Т. В.)

 

В. – Молодцы, вы все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, что такое снегопад , метель,  и что у слова «снег» много родственных слов. Наша гостья что-то загрустила. Кажется, я знаю почему. Снегурочке жарко у нас в группе, она может растаять, ей пора уходить  в снежную страну. Давайте  попрощаемся со Снегурочкой.

Дети прощаются со Снегурочкой и приглашают ее и Деда Мороза к себе на Новый год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

План-конспект занятия по развитию речи для средней группы детского сада

Предлагаю материал для средней группы детского сада. Очень люблю произведения Виталия Валентиновича Бианки, вот решила использовать одно из них для разработки сценария НОД. Надеюсь, коллегам будет инт...

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада Тема: «Все работы хороши …» (Профессии людей)

Задачи:Уточнить и расширить представление детей о профессиях людей.Воспитать уважение к людям разных профессий: строитель, врач, повар, парикмахер, ...Обогатить словарь....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Про здоровье»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Про здоровье»...