«Как развивать речь ребенка во время прогулки»
консультация по развитию речи

Давыдова Вера Васильевна

                Словарная  работа,   проводимая  педагогами во время пребывания ребенка   в детском саду -  очень  важна и актуальна. Воспитатель работает над формированием речи детей  не только во всех видах непосредственно образовательной деятельности, но и во время выполнения всех режимных моментов.  Подвижный и любознательный ребёнок получает больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено его речевое, познавательное и эмоциональное   развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_rech_rebenka_vo_vremya_progulki.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на педагогическом совете

 МДОУ  ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»

«Как развивать речь ребенка во время прогулки»

Учитель – логопед: Давыдова В.В.

                Словарная работа,   проводимая  педагогами во время пребывания ребенка   в детском саду -  очень  важна и актуальна.          Воспитатель работает над формированием речи детей  не только во всех видах непосредственно образовательной деятельности, но и во время выполнения всех режимных моментов.  Прогулка - это не только важный режимный момент,  но  отличный  способ развития речи детей.  Новые наблюдения, а значит и новые впечатления   накапливает ребенок, если рассматривает снежок или букашку, песочек или водичку в луже, наблюдает за машинами, птицами, домашними животными, растениями. Подвижный и любознательный ребёнок получает больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено его речевое, познавательное и эмоциональное   развитие.

 Чем же   интересны   прогулки   для  речевого  развития детей?

 Прежде всего тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный   запас,   формируется  совершенно естественно. Работа в этом направлении проводится в различных видах деятельности.

Как же это  происходит?

Где бы вы  не гуляли  ,  как бы вы ни проводили время на  прогулке старайтесь обо всем увиденном  рассказывать детям. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы обращенная речь была понятна, спокойна и   эмоциональна.  Не бойтесь   говорить детям  о том, чего  они  еще не знают. Каждое новое слово , оборот речи ,  старайтесь    объяснить  или предложите  осмыслить самостоятельно, обобщая  ответы детей  и толкования.   Этим   дети   обогащают речевую память, идет активное накопление словарного запаса, что проявляется как в количественном росте активного словаря, так и в его качественном развитии, то есть овладении значениями слов.

  Во время одевания на прогулку или возвращения с прогулки воспитатель закрепляет части предметов сезонной  одежды,  части обуви, действия:  одеть,  одеться,  завязать,   застегнуть, повязать,   снять, повесить,  надеть, раздеть.  Упражняет   детей  в образовании  относительных  прилагательных:  меховой,  шерстяной,  резиновые,  кожаная,  осенняя, зимняя.  Обращает внимание на порядок в шкафчике: что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки.  Это поможет обогатить и активизировать словарь по темам: «Одежда»,  «Обувь» и закрепить правильное применение предлогов

Сколько возможностей для развития речи даёт нам природа!

Благодаря систематическому проведению наблюдений осуществляется обогащение словаря через знакомство воспитанников с сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, транспортом, (пассажирским, грузовым, специальным), закрепляются профессии людей,  словарь  обогащается  лексикой  обозначающей  время и  пространство.  

 В основе наблюдения в природе лежит чувственный опыт ребенка, который сопровождается наглядностью. Ребенок имеет возможность сам увидеть, притронуться, понюхать, обследовать предмет или явление. Очень важно побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы. Каждое слово при этом наполняется конкретным содержанием. Наблюдая за  деревьями, травой,   цветами, мы не только учим  детей  внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагаем детям рассматривать разные листья  (клена, березы, осины), рассказываем   о том, чем они отличаются: «Смотрите, какой большой и красивый,  желто-красный   лист у клена. Это - кленовый лист.  А вот другой листочек, поменьше - он весь желтенький, похож на золотую монетку, а вырос он на– березе. Это – березовый лист.  Посмотрите, какая    красивая береза. У всех ствол коричневый, а у нее - белый.  Березка стройная, белоствольная, кудрявая, а сосны пушистые, колючие, зеленые, пахучие.  Можно сравнить дерево и куст, рассказать об  отличиях, ненавязчиво  закрепить части дерева. Так же можно сравнить птицу и самолет  спросить:-  Чем они похожи  и чем отличаются?  Тем самым развивать  связную речь и мышление.

 Совершая,  прогулку,  по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ''Какие большие сосны на соседнем участке, а у нас нет сосен'' и т. д. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, и мы спрашиваем их: какое небо, какой снег на участке, какие листья, какая трава т. п.  Можно поиграть в игру: ''Кто больше придумает слов о весне?'', ''Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и  т. д.)   Можно провести речевые игры:  например «Какой?»-  для обогащения речи именами прилагательными.

 Мяч, какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Игра: Что могут делать? – для формирования  глагольного словаря. Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

 Игру: « Назови ласково» можно  провести  играя   с мячом.

 Игра: «Потому что»-   на включение в речь союзов и предлогов .

Например: На улице много луж, потому что….      

 Почему ты надел тёплую куртку?

 Я надел теплую куртку, потому что…….     Ребенок дает ответ полным предложением, формируя фразу.  

 

 Огромное значение в процессе организации наблюдений в природе играет художественное слово. Например, организуя наблюдение за дождем, воспитатель  рассказывает  откуда берется дождь и каково его значение для природы, читает стихотворение о дожде, загадывает загадки. Читая,  детям стихи  русских поэтов о природе, мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем  словарный запас красивыми эпитетами, определениями. 

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра - это развивает фонематический слух  и формирует  слуховое внимание.  Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Кто летит», «Внимательные ушки».

 Правильно организованные сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка»  - помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации.  А  задача  педагога помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, к побуждению подражательной речевой деятельности.

 Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять   литературный текст,  стишок,  или считалочку, выполняя те или иные действия. В разных возрастных группах руководство  подвижными играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала.

На целевых прогулках  детей знакомят с общественными учреждениями, находящимися недалеко от детского  сада, с близлежащими площадями и улицами,   рассматриваются дома,  дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома : крыша,  стены, окна, балконы, лоджии, подъезды.  Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите - какие они. «Вот почтовый ящик» - он синий,  заметила кошку - она серая и пушистая.

Каждую минуту общения с ребенком превращайте  в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, укреплению здоровья, развитию двигательной активности,  а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка во время прогулки

Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Ребёнку нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, он расширяет свое представление об окружающем его мире, набираетс...

«Как развивать речь ребенка во время прогулки»

laquo;Как развивать речь ребенка во время прогулки»...

Консультация "Развитие речи ребенка во время прогулки"

Развитие речи ребенка во время прогулки...

Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка во время прогулок"

В консультации логопеда даны рекомендации и советы родителям дошкольника по развитию речи....

консультация логопеда для родителей "Как развивать речь ребенка во время прогулок"

Консультация логопеда для родителей как развивать речь дошкольника....