Итоговое занятие по программе дополнительного образования "Говорушки" на тему: "Путешествие в страну слов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В помощь воспитателям старшей группы предлагаю конспект занятия по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну слов". Целью данного занятия является обогащение словарного запаса, активизация познавательной и коммуникативной деятельности детей посредством участия в словесно-речевых играх: "Слова - предметы", "Кто знает, пусть продолжит", "Закончи предложение", " Скажи наоборот" и др.
Для привлечения внимания и активизации мелкой моторики, по содержанию учебного материала, на занятие проводится развивающая пальчиковая гимнастика "Бежали бегемотики".
Педагогические условия:
-Создание комфортной атмосферы для общения
- Поддержка инициативы детей
- Помощь в развитии самостоятельности
- Формирование навыков взаимодействия в коллективе
Данное занятие способствует комплексному развитию речевых навыков детей старшей группы, а также помогает создать благоприятную атмосферу для активного взаимодействия и познавательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»
Итоговое занятие по программе
дополнительного образования
«Говорушки»
с детьми старшей группы №3
на тему:
«Путешествие в страну слов»
за 2024-2025 учебный год
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Гордеева Л.А. |
Саранск, 2025 г
Итоговое занятие на тему: «Путешествие в страну слов»
Цель: Обогащение словарного запаса, активизация познавательной и коммуникативной деятельности детей посредством участия в словесно – речевых играх.
Образовательные: Закрепить понятие «Слово», различие слов; расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Развивающие: Развивать слуховое внимание, вербальную и зрительную память; развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слушать товарищей, работать в команде, не перебивать товарищей, говорить по одному, не выкрикивать.
Словарная работа: активизация словаря в игровых ситуациях.
Предварительная работа: Игра «Я знаю пять названий». Рассматривание схем, беседа по схеме, игра «Звуки».
Материал и оборудование: изображение солнца (веселый, грустный); лучики для солнца, коробочка с зеркалом, игрушки – котенок, машинка; картинки с изображением слов –предметов; кукла Буратино, мяч; картинки с изображениями противоположных значений, разрезные картинки. аудиозапись музыки.
Ход занятия
I. Вводная часть. Для привлечения внимания проводится развивающая пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Бежали бегемотики
надутые животики
Бежали и бежали
И дружно повторяли
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
А маленькая змейка
В траве ползла шуршала
А маленькая змейка
За всеми повторяла!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так!
Воспитатель. Здорово. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с гостями).
Воспитатель. Молодцы!
Слова бывают: громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные, вкусные, быстрые. Их можно называть до бесконечности.
Есть сладкое слово – конфета
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее - дождик.
Есть книжное слово - страница
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое – смех.
Воспитатель. Ребята, смотрите, что это? (Солнышко). А в каком настроении оно?
Дети. Грустное.
Воспитатель. Как вы думаете, почему солнышко грустит?
Дети. У него нет лучиков.
Воспитатель. Солнышко растеряло свои лучики в стране Слов. Поможем найти лучики для солнышка?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель. Тогда я приглашаю вас в необыкновенное путешествие в «Страну слов». Весь мир слов, которые нас окружают, имеют волшебную силу. Мы должны знать о словах, как можно больше и научиться говорить красиво.
Воспитатель. Посмотрите, какая необычная и красивая коробочка у меня есть, хотите вам по секрету скажу какая она еще?
Дети. Очень хотим.
Воспитатель. Она ребята – волшебная. Коробочка будет за вами следить и класть сюда фотографии тех детишек, кто был самым активным, любознательным и в конце нашего путешествия мы узнаем, чьи фотографии здесь появились. Вы готовы к нашему путешествию в страну слов.
Дети. Да, нам очень интересно.
Воспитатель. Ну, тогда мы отправляемся!
II. Основная часть. Фонетическая зарядка.
Воспитатель.
- Как тикают часы? (тик-так-тик-так)
- Как подзывают цыплят? (цып- цып-цып)
- Как чикают ножницы? (чик-чик-чик)
- Как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж)
- Как воет волк? (у-у-у)
- Как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ)
- Как поют комарики? (з-з-з)
- Как выходит воздух из шара? (с-с-с)
-Как шипит змея? (ш-ш-ш).
1. Работа на коврике. Игра «Слова предметы».
Воспитатель. Ребята, вокруг много всего: есть живые существа и неживые предметы. А как вы думаете, чем отличаются живые существа от неживых предметов.
Дети. Живые существа могут двигаться, дышать, расти, видеть, а неживые предметы не могут дышать, слышать, видеть, потому что у них нет глаз и ушей.
Воспитатель. О живых существах мы говорим «Кто?», а о неживых — «Что?». Вот, например, у меня есть котенок, он живое существо, и правильно будет, задать вопрос «кто?». А есть еще машинка, машинка это неживой предмет, и правильно задать вопрос будет «что?».
Воспитатель. Из предложенных слов вам нужно выбрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?» или «что?». Слушайте внимательно!
Воспитатель называет слова и на доске крепит изображения, просит найти слова
Воспитатель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос
«Кто?» Качели, водитель, стол, собака;
Дети. Кто? Водитель, собака.
Воспитатель. Назовите предметы, которые отвечают на вопрос что? Врач, сапоги, продавец, яблоко.
Дети. Что? Сапоги, яблоко.
Воспитатель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Кто? Ножницы, артист, музыкант, пила
Дети. Кто? Артист, музыкант.
Воспитатель. Назовите предметы, которые отвечают на вопрос что? Корова, книга, воспитатель, стул;
Дети. Что? Книга, стул.
Воспитатель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Кто? Подарок, повар, лампочка, ученик.
Дети. Кто? Повар, ученик.
Воспитатель. Молодцы ребята, за это я вручаю вам один лучик для солнца.
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом.
2. Игра «Кто знает, пусть продолжает».
- Мебель это - стол, стул, шкаф, кровать.
- Посуда это- тарелка, кастрюля, салатник.
-Одежда это- свитер, платье, брюки.
- Семья это- мама, папа, сестра, брат.
- Овощи это- огурец, помидор, капуста.
-Фрукты это- яблоко, груша, апельсин.
- Животные это- волк, медведь, лиса.
Воспитатель. Молодцы! (Получают лучик солнца).
Воспитатель. Смотрите, ребята кто нас встречает – это Буратино! Буратино приготовил для нас интересную игру!
3. “Закончи предложение”
Воспитатель. Повторите пару слов 5 раз и добавляйте новое слово каждый раз
Примеры:
Высоко прыгает… ( кузнечик, спортсмен, мяч)
Быстро бегает…( заяц, олень)
В цирке выступает…( акробат, клоун)
Громко кричит… (малыш, мама)
По дороге едет… (машина, трактор)
В небе летает… (птица, самолет)
В лесу растет… (ягода, грибы)
Воспитатель. Отлично справились с заданием! Ребята, слова могут обозначать действия. (Получают лучик солнца).
А сейчас немного отдохнем, поднимайтесь со стульев, отойдите от них в сторону и повторяем за мной движения
Динамическая пауза. Координация речи с движением.
(Включается аудиозапись «Финская полька»)
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала»
4. В нашей волшебной стране живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов и отвечать на вопрос какой?
Лист березы – березовый лист,
лист клена – кленовый лист,
лист дуба – дубовый лист,
сумка из кожи – кожаная сумка,
стол из дерева – деревянный стол,
банка из стекла – стеклянная банка,
дом из кирпича – кирпичный дом.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы прекрасно справились и за это я вручаю вам еще один лучик для солнышка.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам небольшую разминку, где вам нужно назвать подходящее слово. Я буду называть описание, а вы подумайте, про что можно так сказать.
5. Разминка «Назови слово»
-Зеленая, колючая, лесная, пушистая (елка)
-Металлическая, острая, швейная, маленькая (игла)
- Зеленая, скользкая, пучеглазая, болотная (лягушка)
-Серая, хвостатая, юркая, маленькая (мышка)
- Желтый, кислый, ароматный (лимон)
- Большой, квадратный, деревянный, обеденный (стол)
6. «Скажи наоборот».
Воспитатель. А мы продолжаем наше путешествие. И приглашаю вас в кружочек на игру с мячом «Скажи наоборот».
Показ и обсуждение картин с противоположным значением.
- Это слова с противоположным значением. Если одно слово обозначает что-то хорошее, то противоположным обозначением для него будет что-то плохое.
Большой - маленький
Толстый - тонкий
Черный - белый
Горячий - холодный
Пустой - полный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Храбрый - трусливый
Веселый - грустный
Широкий - узкий
Высокий - низкий
Твердый - мягкий
Кислый - сладкий
Добрый - злой.
III. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось?
Дети. Да, было очень интересно.
Воспитатель. А что вам запомнилось? Давайте мы с вами прикрепим лучики для нашего солнышка и вспомним, за какие слова нам их дали?
Прикрепляют лучики на доску и рассказывают, какими бывают слова.
Воспитатель. Молодцы, ребята сегодня во время нашего путешествия вы проявили внимательность, активность, были любознательны. А сейчас я предлагаю открыть нашу волшебную коробочку и посмотреть, чьи же фотографии здесь появились. Уверена, здесь лежит фотография самого умного, внимательного, доброго ребенка.
Воспитатель показывает коробочку каждому ребенку, где дети видят в зеркале свое отражение.
+❤Мои закладки
Список используемой литературы:
1. Голицына Н. С. Конспекты комплексно тематических занятий. Москва, И: Скрипторий, 2015-80 с.
2.Ельцова О.Е. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа. - СПб: ООО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-160с.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребенка к школе, СПб.: Изд. ДОМ `ЛИТЕРА`, 2011
4. Лиманская О.Н.. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.2-е изд., доп., испр., -М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.
5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 64 с. .
6.Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе
Обобщение знаний, полученных в течение года....

Итоговое занятие детей старшей группы. Тема: "Путешествие Буратино"
Закрепление знаний детей о родном городе и его достопримечательностях. Знакомство детей со схемой своего города. Закрепление навыков порядкового и количественного счета....
Конспект итогового занятия в средней группе Тема: "Путешествие по сказке "Заюшкина избушка""
Ход занятия: Дети входят в группу,встают полукругом.Восп:Ребята,посмотрите,сколько гостей к нам сегодня пришло.Давайте с ними поздороваемся.Дети,восп:Здравствуйте,мы очень рады вас видеть!Восп:Вы...

Итоговое занятие по математике на тему: «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе
Занятие, которое помогает проверить знания детей подготовительной группы на конец учебного года....

Итоговое занятие в подготовительной группе Тема: «Путешествие по « Стране Дошколят»»
Как трудно порой бывает нам, воспитателям, подготовить итоговое занятие, чтобы оно включило в себя задания по всем ОО...Чтобы виден был результат всей кропотливой подготовки детей к школе...В...
Занятие по развитию речи на тему: «Путешествие в волшебную страну Слов» в старшей группе.
Цель:1. Систематизировать знания по развитию речи;2. Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, логическое мышление;3. Способствовать воспитанию усидчиво...
Интегрированное итоговое занятие в старшей группе. Тема: «Путешествие в сказочную страну».
Детский сад «Колосок» с. Родино, филиал МБДОУ – детского сада «Березка» с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края...
