Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема  занятия: «Сказочная гостья в гостях у ребят»

              

Цель: Формирование умения у детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами или событиями: развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_triz.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №33» ЭНГЕЛЬССКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО   РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

                                   Разработала воспитатель

                                                            высшей  квалификационной   категории

                      Бобровская С. И.

                                                                                                     

г. Энгельс – 2025 г

Программа:  «Мир открытий»  Л. Г. Петерсон.

Возрастная группа: Старшая группа

Тема  занятия: «Сказочная гостья в гостях у ребят»

               

Цель: Формирование умения у детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами или событиями: развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Задачи:

 1.Обучающие: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать;  уточнять и обогащать словарный запас детей;
упражнять детей в умении сравнивать предметы и находить противоположные качества
.

2. Развивающие: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память; активизировать словарный запас детей; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

3.Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес и культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи;

воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»; отгадывание загадок; д/и «Скажи наоборот», «Найди общее»; в режимных моментах и свободной деятельности обращать внимание на то, что у любых событий есть причина и будет следствие.

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, наглядная, практическая.

Формы организации воспитанников: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ситуативный разговор, сюжетные игры, слушание.

Оборудование:  кукла «Василиса - Премудрая»; солнышко с лучиками;  карточки с заданиями;  конверты; ребристая дорожка; ортопедические коврики; карточки с предметами.

 

Ход  занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное занятие с играми и заданиями. Я хочу, чтобы у вас всё получилось! Давайте  улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением.

И, правда, стало теплее…

Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда…» Метод мозгового штурма. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Дети стоят в кругу.

Дети:

Мы  друг к другу повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

От улыбок наших станет мир добрей,

А на сердце каждого чуточку теплей.

Дети выдвигают версии ответов.

Основная часть

Воспитатель: У нас с вами сегодня тоже сказочная гостья, но прежде чем она появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?

(Метод мозгового штурма)

Воспитатель: Как еще она могла появиться у нас?

Воспитатель: Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?

Воспитатель: Василиса  Премудрая говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, злая Колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса  Премудрая со своими жителями просят им помочь вернуть лучики солнышку. Злая Колдунья оставила сундучок с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Победить злые чары Колдуньи смогут только сообразительные и усердные ребята. Ребята, вы готовы помочь?

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание.

Колдунья предлагает нам задание игру, которая называется «Наоборот» 

(Метод мозгового штурма)

Воспитатель кидает каждому ребёнку комок «снега» и называет слово, ребёнок ловит комок и называет противоположное значение.

добрый – злой.

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – веселый

Трусливый – храбрый

Злая – добрая

Драться – дружить

Холодный – горячий

Плакать – смеяться

Мороз – жара

Ломать – строить

Ночь – день

Враг – друг

Грязный – чистый

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали.

Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас злая Колдунья. Она прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель:  Жила-была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Воспитатель: Ах, да,  Красная Шапочка!  И  позвал ее папа.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи-ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Воспитатель: И встретила лису.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Воспитатель: Ребята, сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места.

Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование

 (воспитатель рисует на доске бабушку в печке).

Воспитатель: почему волк не съест бабушку?

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.

И с этим заданием мы справились. Еще один лучик расколдовали.

Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть.

Физкультурная минутка:

 «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу.

Рядом, с ним, другой,  похожий,

К солнцу тянется, он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам продолжать

Все задания выполнять!

Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор

Вам нужно назвать части вашего предмета.

 (на карточках изображение стула, машины, дерева, цветка)

Молодцы! И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали.

А вот чтобы получить следующее  задание, нужно пройти по ребристой дорожке.

Следующее задание такое: «Какой, какая, какое?» Метод мозгового штурма

Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – сердитая, злая, некрасивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, мы с вами вернули почти все лучики солнцу. Но чтобы оно засияло, не хватает еще одного. Для этого предстоит выполнить интересное задание.

(Ребёнку предлагается выбрать объект (игровую карточку) и установить причину, затем следствие, составить предложение путём установления причинно-следственных связей.)

 Например: пошёл дождь, поэтому образовались лужи; лужи образовались, потому что пошёл дождь.

 Руки грязные , поэтому надо помыть . Причина -грязные руки, следствие - их мытьё.

У мамы день рождения, поэтому нарисовали открытку. Причина - день рождения. Следствие - открытка.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко, у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо, солнышко будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями злой Колдуньи и вернули лучи солнышку.

(Василиса Премудрая)

Дети: Пришла.

Дети: Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

 

Дети. Да!

(предполагаемые ответы детей).

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Дети: Не папа, а мама.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Дети: Нет не лису, а волка.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Дети: спрятать бабушку в печку.

Дети: печка сделана из кирпичей, он сломает зубы. (или из камней, из металла)

( дети встают на физкультурную минутку.)

(Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

 (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

(Вращение прямых рук вперед и назад)

(Дети по ортопедическим коврикам отправляются к следующему заданию)

Дети по очереди называют, из каких частей состоит их предмет.

Дети проходят по ребристой дорожке

(предполагаемые ответы детей)

(предполагаемые ответы детей)

(Дети выкладывают солнышко с лучиками.)

Заключительная часть (рефлексия)

 Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось?

Какое задание больше всего запомнилось?

А справиться со всеми заданиями злой колдуньи вам помогла дружба.

(Воспитателем проводится игра)

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, Наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»

Цель занятия   расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способство...