Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема занятия: «Сказочная гостья в гостях у ребят»
Цель: Формирование умения у детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами или событиями: развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Разработала воспитатель
высшей квалификационной категории
Бобровская С. И.
г. Энгельс – 2025 г
Программа: «Мир открытий» Л. Г. Петерсон.
Возрастная группа: Старшая группа
Тема занятия: «Сказочная гостья в гостях у ребят»
Цель: Формирование умения у детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами или событиями: развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
Задачи:
1.Обучающие: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать; уточнять и обогащать словарный запас детей;
упражнять детей в умении сравнивать предметы и находить противоположные качества.
2. Развивающие: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память; активизировать словарный запас детей; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
3.Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес и культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи;
воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Премудрая»; отгадывание загадок; д/и «Скажи наоборот», «Найди общее»; в режимных моментах и свободной деятельности обращать внимание на то, что у любых событий есть причина и будет следствие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, наглядная, практическая.
Формы организации воспитанников: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ситуативный разговор, сюжетные игры, слушание.
Оборудование: кукла «Василиса - Премудрая»; солнышко с лучиками; карточки с заданиями; конверты; ребристая дорожка; ортопедические коврики; карточки с предметами.
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное занятие с играми и заданиями. Я хочу, чтобы у вас всё получилось! Давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением. И, правда, стало теплее… Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда…» Метод мозгового штурма. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости» | Дети стоят в кругу. Дети: Мы друг к другу повернёмся И друг другу улыбнёмся. От улыбок наших станет мир добрей, А на сердце каждого чуточку теплей. Дети выдвигают версии ответов. |
Основная часть | |
Воспитатель: У нас с вами сегодня тоже сказочная гостья, но прежде чем она появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто – то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей? Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появилась? (Метод мозгового штурма) Воспитатель: Как еще она могла появиться у нас? Воспитатель: Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать? Воспитатель: Василиса Премудрая говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, злая Колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса Премудрая со своими жителями просят им помочь вернуть лучики солнышку. Злая Колдунья оставила сундучок с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Победить злые чары Колдуньи смогут только сообразительные и усердные ребята. Ребята, вы готовы помочь? Воспитатель: Достает из сундучка первое задание. Колдунья предлагает нам задание игру, которая называется «Наоборот» (Метод мозгового штурма) Воспитатель кидает каждому ребёнку комок «снега» и называет слово, ребёнок ловит комок и называет противоположное значение. добрый – злой. Трудолюбивый – ленивый Вежливый – грубый Грустный – веселый Трусливый – храбрый Злая – добрая Драться – дружить Холодный – горячий Плакать – смеяться Мороз – жара Ломать – строить Ночь – день Враг – друг Грязный – чистый Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали. Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас злая Колдунья. Она прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно и поправляйте меня, если есть ошибки. Воспитатель: Жила-была девочка, и звали ее Синяя Шапочка: Воспитатель: Ах, да, Красная Шапочка! И позвал ее папа. Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи-ка к дедушке и отнеси ему цветы. Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке. Воспитатель: И встретила лису. Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети. Воспитатель: Ребята, сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места. Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать? Типовое фантазирование (воспитатель рисует на доске бабушку в печке). Воспитатель: почему волк не съест бабушку? Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал. И с этим заданием мы справились. Еще один лучик расколдовали. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть. Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник» Во дворе растет подснежник Утром тянется он к солнцу. Рядом, с ним, другой, похожий, К солнцу тянется, он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперед, А потом наоборот. Отдохнули мы чудесно, И пора нам продолжать Все задания выполнять! Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки, на них изображены предметы (раздает карточки детям) Системный оператор Вам нужно назвать части вашего предмета. (на карточках изображение стула, машины, дерева, цветка) Молодцы! И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали. А вот чтобы получить следующее задание, нужно пройти по ребристой дорожке. Следующее задание такое: «Какой, какая, какое?» Метод мозгового штурма Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый. Принцесса – красивая, добрая, нежная. Палочка – волшебная, деревянная, сказочная. Лес – сказочный, волшебный, еловый. Колдунья – сердитая, злая, некрасивая. Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая. Воспитатель: Ребята, обратите внимание, мы с вами вернули почти все лучики солнцу. Но чтобы оно засияло, не хватает еще одного. Для этого предстоит выполнить интересное задание. (Ребёнку предлагается выбрать объект (игровую карточку) и установить причину, затем следствие, составить предложение путём установления причинно-следственных связей.) Например: пошёл дождь, поэтому образовались лужи; лужи образовались, потому что пошёл дождь. Руки грязные , поэтому надо помыть . Причина -грязные руки, следствие - их мытьё. У мамы день рождения, поэтому нарисовали открытку. Причина - день рождения. Следствие - открытка. Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания. Давайте расколдованные лучики вернем солнышку. Давайте посмотрим на солнышко, у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо, солнышко будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями злой Колдуньи и вернули лучи солнышку. | (Василиса Премудрая) Дети: Пришла. Дети: Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д. Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Дети. Да! (предполагаемые ответы детей). Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка. Дети: Не папа, а мама. Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы. Дети: Нет не по саду, а по лесу. Дети: Нет не лису, а волка. Дети: Нет не дети, а дровосеки. Дети: спрятать бабушку в печку. Дети: печка сделана из кирпичей, он сломает зубы. (или из камней, из металла) ( дети встают на физкультурную минутку.) (Дети встают на носочки и тянут руки вверх) (Дети встают на носочки и тянут руки вверх) (Вращение прямых рук вперед и назад) (Дети по ортопедическим коврикам отправляются к следующему заданию) Дети по очереди называют, из каких частей состоит их предмет. Дети проходят по ребристой дорожке (предполагаемые ответы детей) (предполагаемые ответы детей) (Дети выкладывают солнышко с лучиками.) |
Заключительная часть (рефлексия) | |
Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам сегодня понравилось? Какое задание больше всего запомнилось? А справиться со всеми заданиями злой колдуньи вам помогла дружба. (Воспитателем проводится игра) «Эстафета дружбы» Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, Наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!» | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»
Цель занятия расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способство...
