КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по Развитию речи на тему «По медвежьей тропке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
для старшей группе компенсирующей направленности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29» /корпус 2/
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по Развитию речи
тема «По медвежьей тропке»
в старшей группе компенсирующей направленности №5
Подготовила и провела:
Замотаева Анастасия Владимировна,
воспитатель высшей категории
Саранск, 2025
Тип занятия: итоговое занятие
Вид занятия: интегрированное занятие
Тема занятия: «По медвежьей тропке»
Форма занятия: групповая
Цель: создать условия для выявления уровня знаний детей по итогам года.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
- Создать условия для закрепления, расширения и активизации словаря. Формировать умение у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. Совершенствовать умение образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Закреплять умение образовывать форму творительного падежа имён существительных, слов-антонимов. Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов по теме с опорой на план - схему; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при описании животных. Уточнить представления детей о лесных животных, их внешнем виде и образе жизни.
- Совершенствовать умение аккуратно приклеивать детали одного образа.
Развивающие:
1. Создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
2. Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи.
3. Продолжать развивать мышление, расширять и активизировать словарный запас; мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать интерес к родному языку и осознанию детей к языковым явлениям, эстетические качества, умение работать сообща.
2. Создать положительный эмоциональный настрой.
Коррекционные:
1. Создать условия для повышения умственной и речевой активности детей.
2. Следить за звукопроизношением, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
3. Активизировать пассивный словарный запас.
Интеграция образовательных областей /по ФОП/:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать эстетические качества.
ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с природным миром): расширить кругозор детей, формировать целостную картину мира.
ОО «Физическое развитие»: содействовать гармоничному физическому развитию.
ОО «Социально - коммуникативное развитие»: помогать детям работать в коллективе, в процессе игры, соблюдая нормы и правила поведения.
Методы:
Словесный: организационный настрой, вводная беседа, пояснение, указание (т.е. повтори, сравнение, словесные дидактические игры.)
Наглядный: рассматривание картинок, показ.
Практический: аппликация.
Игровой: занятие с элементом квест-игры (по следам найти медведя, выполнив задания).
Приемы: создание проблемной ситуации, использование картинок...
Оборудование:
Демонстрационный: игрушка медведь, следы медведя, картинки диких животных и детенышей, карточки животных для описания, план -схема для описательного рассказа.
Раздаточный: мяч; аппликация разрезная «Дикие животные», клей - карандаш, салфетки, доски, лист А5 – на каждого ребенка.
Словарная работа: закрепление
Предварительная работа: речевые дидактические игры; рассматривание картинок и иллюстраций; рисование, лепка, аппликация.
Индивидуальная работа: по мере необходимости.
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимннастика.
Организационный момент (мотивационный компонент)
Дети заходят в группу и на полу видят следы какого-то зверя.
Воспитатель: Ребята, пока нас не было в группе, к нам приходил неизвестный гость и оставил следы. Интересно, чьи это следы, что он искал, что ему было нужно? Смотрите, конверт лежит. На нем написано: «Отгадаете загадку, узнаете чьи следы». Отгадаем загадку? Слушайте внимательно!
Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся - стал реветь,
Этот зверь лесной - ... (медведь)
Воспитатель: Так вот кто следы оставил! Видимо медведь что-то или кого-то искал. Только где он? Как же мы узнаем?
Ответы детей: Нужно пойти по его следам!
Дети пошли по следам медведя, нашли конверт.
Воспитатель: На конверте написано: «Чтобы найти медведя, вам нужно идти по следам и выполнять задания». Ну что, отправимся по следам медведя и выполним все задания?
II. Основная часть (операционно-деятельностный компонент)
Дети пошли по следам медведя, находят первое задание под «деревом».
Воспитатель: А первое задание называется «Какой? Какая?». Вам нужно описать животных с помощью слов-признаков.
Картинки диких животных находятся на мольберте.
- Д/и «Какой? Какая?»
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Воспитатель: Молодцы! Правильно выполнили задание! Пойдемте дальше.
Дети пошли дальше по следам медведя, находят второе задание возле «бочки с медом».
Воспитатель: Второе задание называется «Назови ласково». Вам нужно назвать животных ласково.
Картинки диких животных находятся на мольберте.
- Д/и «Назови ласково»
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
Воспитатель: Молодцы! И это выполнили задание! Пойдемте дальше.
Дети пошли дальше по следам, находят третье задание рядом с «пеньком».
Воспитатель: Третье задание называется «Кто кем был?». Вам нужно сказать кем было то или иное животное когда было маленьким.
Картинки диких животных с детенышами находятся на мольберте.
- Д/и «Кто кем был?» «Кем был медведь?» — медведь был медвежонком, ...
Воспитатель: Отлично! И это задание выполнили правильно! Пойдемте дальше.
Дети пошли дальше, находят четвертое задание под «листком клена».
Воспитатель: Это задание называется «Наоборот». Вам нужно встать в круг. Я буду каждому поочереди кидать мяч и называть слово. Вы ловите мяч и называете слово противоположное по значению. Например: Большой-маленький.
- Д/и «Наоборот» (с мячом) Далеко - близко, светло - темно, утор - ночь, гряный - чистый и т.д.
Воспитатель: Здорово! И это не легкое задание вы выполнили правильно! Пойдемте дальше.
Дети пошли дальше, находят пятое задание перед «елкой».
Воспитатель: Это задание называется «Кто спрятался на картинке?». Это самое тяжелое задание - загадка. Нам нельзя ошибаться. На столе лежат перевернутые карточки с изображением животных. Вам нужно выбрать любую картинку и не показывая другим детям рассказать о животном по схеме. Но называть кто это нельзя! Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Дети сели на стульчики, которые стоят посередине группы. На столе лежат карточки. На магнитной доске висит схема описания животного. Два ребенка по очереди выбирают картинку и описывают по схеме животного. Остальные дети отгадывают.
- Д/и «Кто спрятался на картинке?» (загадка-описание), (2 рассказа)
- Домашнее, дикое.
- Резмер.
3. Части тела.
4. Чем покрыто.
5. Голос.
6. Чем питается?
7. Жилище.
Описательный расказ детей: Это дикое животное. Это большое. У него есть тело, голова, шея, четыре лапы, маленький хвост. На голове маленькие ушки, глаза, нос, рот. Тело покрыто бурой лохматой шерстью. Он ревет. Питается рыбой, медом, ягодами. Живет в берлоге. Кто это? (медведь).
Воспитатель: Отлично! Вы справились с самым сложным заданием! Посмотрите следов больше нет. Где же медведь. Ребята, вы его не видите?
Дети находят медведя под «ветками» за «елкой».
Воспитатель: Ребята, мы нашли Мишку. Но он почему-то грустный. Он что-то хочет сказать. (Воспитатель делает вид, что медведь говоит на ушко что сним приключилось) Мишка сказал мне на ушко, что он проснулся после зимней спячки и не нашел своих друзей. Стал их искать и забрел к нам в группу, испугался и спрятался. Он очень вас просит найти ему друзей. Поможем?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Мишка, пойдем с нами. А вы, ребята, присаживайтесь за столы. Вам нужно самим сделать с помощью бумаги и клея друзей для медведя.
Аппликация «Друзья для медведя». У каждого ребенка на столе части тела диких животных. Нужно сначала собрать все детали в один образ, потом все приклеить на лист бумаги.
Воспитатель: Перед аппликацией нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)
Где ты был?
Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно
Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).
Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно
Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются –
кланяются).
Пока дети занимаются аппликацией, воспитатель спрашивает, индивидуально, кто что делает. Выполнив задания, дети развешивают свои работы на доску.
II. Итог занятия (аналитический компонент)
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами выполнили все задания, нашли медведя и помогли ему найти друзей. Он очень довольный, теперь ему не будет одиноко в лесу. За помощь Мишка хочет вас угостить конфетами. Мишка, оставайся сегодня с нами со своими друзьями, поиграете с нашими ребятами.
Что вам понравилось больше всего? Какие задания вы выполняли?
Дети обмениваются мнениями.
Самоанализ занятия
Дата проведения: 7 мая 2025 г.
Тема занятия: «По медвежьей тропке»
Цель: создать условия для выявления уровня знаний детей по итогам года.
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли. Создать условия для закрепления, расширения и активизации словаря. Формировать умение у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. Совершенствовать умение образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Закреплять умение образовывать форму творительного падежа имён существительных, слов-антонимов. Продолжать обучать детей составлению описательных рассказов по теме с опорой на план - схему; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при описании животных. Уточнить представления детей о лесных животных, их внешнем виде и образе жизни. Совершенствовать умение аккуратно приклеивать детали одного образа.
Развивающие: создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи. Продолжать развивать мышление, расширять и активизировать словарный запас; мелкую моторику рук.
Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к родному языку и осознанию детей к языковым явлениям, эстетические качества, умение работать сообща. Создать положительный эмоциональный настрой.
Коррекционные: создать условия для повышения умственной и речевой активности детей. Следить за звукопроизношением, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Активизировать пассивный словарный запас.
ФИО педагога: Замотаева Анастасия Владимировна
Количество присутствующих детей: человек
Критерии | Анализ деятельности педагога на занятии |
Соответствие поставленных на занятии задач | Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. |
Создание условий для проведения занятия | Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий (игрушка медведь, следы медведя, картинки диких животных и детенышей, карточки животных для описани, план-схема для описательного рассказа, мяч, аппликация разрезная «Дикие животные), рациональное их размещение. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (речевые дидактические игры; рассматривание картинок и иллюстраций; рисование, лепка, аппликация). В индивидуальной работе с детьми использовались учебные наглядные пособия: (перечислить конкретно какие) С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно - гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели). |
Соответствие структуры занятия его задачам | Занятие имело следующую структуру: оргмомент (сюрпризый момент), основная часть (дидактические игры, пальчиковая гимнастика, аппликация), итог. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей: на протяжении занятия менялся тон и интонация речи; во время проведения игры с мячом, чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очередности, а выборочно. |
Реализация здоровьесберегающего подхода | Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством соблюдения оптимальной длительности занятия: сокращалось количество вопросов; на протяжении занятия сменялись позы детей. На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: познавательная, практическая, общение, игровая, художественная, элементарная учебная деятельность. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений. Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. Проведены пальчиковая «Мальчик с пальчик», артикуляционная, дыхательная гимнастики. Физминутки не проводилась, т.к. дети передвигались по группе в течении почти всего занятия. |
Реализация индивидуально- дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол) | Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: индивидуальная работа проводилась по мере необходимости (наводящие вопросы, помощь в аппликации). |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии. Оправданность выбранных форм | На занятии предусмотрено использование различных форм организации детей: индивидуальная, коллективная. В играх дидактических играх «Какой, какая?», «Назови ласково», «Кто кем был?», «Наоборот» стимулировалась активность каждого ребенка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей. |
Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач | На занятии использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Это способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребенка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. В процессе работы с детьми активно использовались различные приемы: создание игровой ситуации, уточнение, пояснение, напоминание. Это способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания и т.д. |
Реализация личностно-ориентированного подхода | Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребенка «ситуации успеха» (посредством дифференциации заданий), в обеспечении выбора материала, права выбора способа деятельности, в поощрении каждого ребенка в той или иной части занятия. |
Коррекция хода занятия с учетом «обратной связи» | На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение – успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребенка и т.д. |
Итог занятия | Степень усвоения детьми материала: закрепление ранее приобретенного, овладение представлениями, умениями, навыками, творческое их применение, интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя и т.д. |
Игра «У кого кто?»
Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослого зверя. Вы будите ловить мяч, называть детёныша этого зверя и возвращать мяч мне.
- Заяц (зайчата).
- Барсук (барсучата).
- Лиса (лисята).
- Белка (бельчата).
- Кабан (кабанята).
- Волк (волчата).
- Кукушка (кукушата).
- Медведь (медвежата).
- Ёж (ежата).
- Олень (оленята).
- Бобёр (бобрята).
-Уж (ужата).
Игра «Кто спрятался на картинке? Расскажи о нём». Дети сидят на стульчиках
- Ребята, вам нужно выбрать картинку и рассказать рассказ-загадку, описать животное по схеме, не называя его, а другие дети угадают кто это:
Домашнее, дикое.
Части тела.
Какая шерсть.
Голос.
Чем питается?
Жилище.
Чем занимается зимой.
(2-3 рассказа)
Игра “Наоборот”
(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (большой - маленький ) и бросить мяч воспитателю. Дети сидят на своих местах)
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь …(«низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …(«близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь …(«пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты …(«нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Рано – поздно
Радостный – грустный, печальный
Черный – белый
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Светло – темно
Один – много
Открыто – закрыто
Горячий – холодный
Верх – низ
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться
Левый – правый
Чистота - грязь
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть
Игра «Назови ласково» (С мячом)
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе
Задачи:1. Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1. Развитие общ...

Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»
Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи на тему «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32122854","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
