Урок языка от Бабы Яги
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  «Урок языка от Бабы Яги»

Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yazyka_bordenyuk_evseeva_krivochenko.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 100

 «Уроки языка от Бабы Яги»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

Авторы:

Воспитатели Евсеева А. Ю.,

Борденюк Г.А.

Логопед  Кривоченко О.В.                

                                                                 

Калининград, 2022    

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

 «Урок языка от Бабы Яги»

Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.

Изучение предметов быта крестьянской избы, на примере избушки Бабы Яги, поможет детям отчетливее представлять убранство домов наших предков, они не будут нуждаться в дополнительных комментариях, уточняющих понятия, при чтении народных сказок, окажет влияние на формирование речевой культуры носителя языка.

Задачи:

  • систематизировать представления о символах России;
  • активизировать и актуализировать словарь старорусскими словами;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);
  • совершенствовать навык фонетического анализа слов;
  • развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа:

  • чтение сказок, беседы по знакомым сказкам, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Угадай, из какой сказки» и т.д.;
  • рассматривание глобуса, географического атласа и карты России;
  • чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • прослушивание гимна России (еженедельно утром каждого понедельника).

Оборудование и материалы:

  • карта Российской Федерации;
  • проектор;
  • материалы для составления звуковых схем слов.
  • инвентарь для игр;
  • мультимедийная презентация.

Ход организованной образовательной деятельности

Организация начала ОД

Ведущая (воспитатель): Наша Родина - это наша страна Россия, у каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. Давайте теперь прослушаем гимн.

Прослушивание с пропеванием первого куплета Гимна России.

В: Ребята, скажите, а что в нашем гимне означает строка «Славься, отечество»?

В: Отечество - страна предков, т.е. прадедов, дедов, отцов, бабушек и матерей. Именно наши родители, бабушки и дедушки рассказывают нам историю нашей страны, а для того, чтобы вам было  интереснее, они сочиняли сказки. Сказки, которые придумали наши предки и постепенно передали от поколения к поколению вам называются народными. Их придумал не один человек, автор. Их придумывали, изменяли и дополняли многие поколения одного народа. Поэтому их автор целый народ. А так как мы с вами разговариваем на русском языке, то они русские народные. Я сегодня хочу выяснить, знаете ли вы такие сказки.

Систематизация и обобщение изученного материала

(слайд 3).

Это волшебные сказки. В них есть добрые герои и не очень. Несмотря на то, что герои могут перебираться из одной сказки в другую, сказки эти разные. Какой герой объединяет эти две сказки? Расскажите мне про него.

Выход Бабы Яги под музыку. Роль Бабы Яги играет учитель-логопед.

Б.Я: Вы меня узнали? Да, это я - Баба Яга! Я очень вредная и невоспитанная. А вы знаете, какие поступки я совершаю? (ответы детей).

Б.Я.: А я не умею быть доброй и научить меня некому. А может, вы мне поможете. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы я стала доброй?

(Ответы детей).

Упражнение в образовании однокоренных слов.

Б.Я: А мне бы понравилось, если бы вы ласково меня называть стали. Какое у меня может быть ласковое имя?

Дети.: Бабулечка, бабушка, Ягулечка, Ягушенька и т.д.

В.: Баба Яга, а ты где родилась?

Б.Я.: На Руси. Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Русь  -  моя Родина, это страна, где я родилась.

Давайте я вам расскажу и покажу, какая она моя Родина, а вы мне в этом поможете. Физкультминутка про Родину.

Посмотрю на карту я (руки вытянуть вперед)

Вот Российская земля (руками сделать круг)

Есть леса тут (руки ладонями вверх) и озера (руки ладонями вниз)

Горы (руки над головой «домиком»), реки (руки вперед)

И моря (руки в стороны)

Я люблю тебя Россия (обнимаем себя за плечи)

Ты же Родина моя (прижимаем руки к  сердцу).

Работа по обогащению словарного запаса

В.: О, мы все думали, что Баба Яга страшная и злая, а, оказывается, мы ничего про тебя не знаем. Бабушка, а расскажи нам про себя.

Б.Я.: Ой, живу я посередь лядины, за блатом и грязевыми местами. Живу в избе на курьих ногах. Добро живу. В чулане моем - ларь с провиантом, в горнице - печь- кормилица. Подле завсегда рядом кочерга, помело, да хлебная лопата. А как озябну - так лезу на полати. Под один бочок котька лезет, под другой гуська. Вот так и живем!

В: Баба Яга, а на русском языке ты умеешь разговаривать? Я почти ничего не поняла, а вы ребята?

Б..Я.: Дак, я и так вроде на русском, так всегда на Руси разговаривали. А как же мне Вам все показать-то и объяснить? Нет у меня с собой моей тарелочки с наливным яблочком. На пальцах, штоль?

В: Бабушка, ну какое яблочко? У нас же есть экран. Он нам и поможет.

 (Баба Яга с помощью иллюстраций (слайдов) и предметов быта поясняет свой рассказ).

В: Ну вроде бы понятно, что ты нам хотела рассказать, давайте теперь поподробнее познакомимся с новыми, а вернее с хорошо забытыми старорусскими словами, и почувствуем красоту языка, на котором разговаривали наши предки.

Упражнение в звукобуквенном анализе

Начнем со слова горница-это просторная, самая большая в доме, светлая комната.

Предлагаю сделать фонетический анализ этого слова (дети делают анализ слова, каждый индивидуально составляют схему слова).

Подвижная игра (средняя активность)

Следующее словосочетание: ларь с провиантом - это большой сундук для хранения сухих, не портящихся продуктов ( крупа, мука, соль, сахар, сушеные грибы и ягоды).

Давайте соберем продукты для этого ларя.

Подвижная игра «Собери ларь с провиантом для Бабы Яги» (из предложенного набора продуктов собрать в ларь только подходящие, игра проводится в форме эстафеты).

Подвижная игра (высокая активность)

Теперь давайте вспомним, что же стоит у печи Бабы Яги: кочерга, помело и хлебная лопата (пояснить еще раз).

Игра с помелом (Баба Яга ловит детей помелом, дети прыгают из круга и обратно, произнося слова: Баба Яга костяная нога, с печки упала, ногу сломала. Раз-два-три, лови!).

Закрепление

В: Ну вот, ребята, вроде бы рассказ нашей гостьи стал нам понятен, оказывается, она рассказывала на родном для нее языке старорусском.

А наши дети расскажут нам, что же такое родной язык.

Стихи детей:

Язык родной

Он нужен всем

Писать, читать, творить,

Но прежде нужен он затем,

Чтоб просто говорить.

(авт. Катерина Гециву, https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/09/stikhi-o-russkom-yazyke )

Язык наш прекрасный, богатый и звучный

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость и ласка.

Написаны им рассказы и сказки.

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

(Н. Пикулева http://mirdetstva5.ru/stikhi-o-russkom-yazyke )

Итог:

В: после всех наших изучений и приключений давайте попробуем рассказать про Бабу Ягу, используя ее язык и новые для нас слова. ( с помощью подсказок на доске).

Дети составляют рассказ, прощаются с гостьей.

Выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского и татарского языков по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ"

Ученики, обучающиеся в школах Республики Татарстан, знают татарские народные игры и национальные праздники. Национально-региональный компонент учитель включает не только на уроках татарского языка и л...

Урок русского языка во 2 классе

Урок содержит материал по знакомству учащихся с безударными гласными в словах....

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Спортивный праздник «Парад гимнастик или уроки безопасности Бабы Яги»

Решая одну из приоритетных задач дошкольных учреждений – сохранение и укрепление здоровья ребёнка,  в нашем детском саду мы провели день здоровья.  Прошёл он в форме парада утренних ги...

«Уроки Бабы-Яги»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарных...

Конспект открытого занятия в логопедической группе по теме: " Урок Языка от Бабы-Яги".

Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.Задачи:-         сист...

Сценарий Новогоднего утренника в старшей группе на осетинском языке «Проделки Бабы Яги» в старшей группе

Сценарий Новогоднего утренникав старшей группена осетинском языке«Проделки Бабы Яги»в старшей группе...