Речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию активного и пассивного словаря ребенка в домашних условиях
материал по развитию речи (младшая группа)
Речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию активного и пассивного словаря ребенка в домашних условиях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию активного и пассивного словаря ребенка в домашних условиях
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Это время бурного скачка в развитии речи. Если к 3 годам у ребенка уже есть фразовая речь, то в 3-4 года происходит качественное усложнение:
1. Расширение словарного запаса: Происходит стремительное накопление слов. Если в 3 года активный словарь может быть около 1000 слов, то к 4 годам он может достигать 1500-2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, но и больше прилагательных, наречий, предлогов, союзов.
2. Развитие грамматического строя речи: Ребенок начинает использовать простые предложения из 3-4 слов. Постепенно осваивает согласование существительных с прилагательными и глаголами в роде, числе, падеже (хотя ошибок еще много). Начинает использовать предлоги (в, на, под, из), союзы (и, а, но). Появляются зачатки сложносочиненных предложений.
3. Улучшение звукопроизношения: К 4 годам большинство детей начинают четче произносить свистящие звуки (с, з, ц) и шипящие (ш, ж, ч, щ), хотя процесс этот индивидуален. Звуки "р" и "л" часто еще отсутствуют или заменяются другими. Речь может быть не всегда понятна окружающим, но близкие люди обычно понимают.
4. Развитие связной речи: Ребенок может пересказывать простые знакомые сказки с помощью взрослого. Может составить короткий рассказ по картинке из 2-3 предложений. Начинает говорить о событиях, произошедших недавно.
5.Коммуникативная функция речи: Речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно задает вопросы, но чаще это вопросы-называния ("Что это?", "Кто это?"). Начинает использовать речь для привлечения внимания, выражения желаний.
6. Понимание речи: Значительно улучшается. Ребенок понимает простые и более сложные инструкции взрослого, способен выполнить несколько последовательных действий по словесной просьбе. Понимает содержание простых рассказов и сказок.
Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Речевое развитие продолжает интенсивно идти вперед, речь становится более развернутой и точной:
1.Расширение словарного запаса: Активный словарь продолжает увеличиваться, достигая 2000-3000 слов и более. В речи появляются более точные слова, синонимы, антонимы, обобщающие понятия (фрукты, овощи, транспорт). Ребенок начинает использовать абстрактные существительные (радость, грусть).
2.Развитие грамматического строя речи: Предложения становятся длиннее и сложнее – появляются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции с использованием различных союзов (потому что, если, когда). Количество ошибок в согласовании и употреблении предлогов уменьшается, но они еще возможны. Ребенок активно использует все части речи.
3.Улучшение звукопроизношения: К 5 годам большинство детей правильно произносят свистящие и шипящие звуки. У многих появляются звуки "л" и "р" (хотя это может происходить и позже). Речь становится более чистой и понятной.
4. Развитие связной речи: Это главный скачок в этом возрасте. Ребенок может самостоятельно пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по серии картинок, придумывать простые истории из личного опыта. Появляется элемент планирования высказывания.
5. Коммуникативная функция речи: Речь используется не только для общения, но и для планирования собственной деятельности ("Сначала я построю гараж, потом поставлю туда машину"). Ребенок задает много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Как?". Может поддерживать беседу, высказывать свое мнение (пусть и простое).
6.Понимание речи: Ребенок понимает более сложные конструкции, улавливает скрытый смысл в простых ситуациях, понимает юмор. Может понимать и выполнять многоступенчатые инструкции.
Пассивный и активный словарь ребенка
Пассивный словарь: Это слова, которые ребенок *понимает*, когда слышит их или видит в тексте/на картинке, но *не использует* самостоятельно в своей речи. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь: Это слова, которые ребенок *постоянно использует* в своей повседневной речи.
Наша задача – не только расширять пассивный словарь (знакомить с новыми словами), но и переводить слова из пассивного словаря в активный (учить ребенка использовать их в речи).
Рекомендации по развитию активного и пассивного словаря ребенка в домашних условиях:
1. Разговаривайте с ребенком! Много и о разном!
Называйте всё, что видите и делаете: "Мы сейчас будем мыть руки", "Это красное яблоко", "На улице идет теплый дождик". Используйте полные предложения.
*Расширяйте: Не просто "Кошка сидит", а "Пушистая кошка сидит на мягком диване". Добавляйте признаки (какой?), действия (что делает?), место (где?).
Используйте синонимы и антонимы: "Мяч большой, а еще какой? Огромный! А маленький как можно назвать? Крошечный!" "Светлый день - темная ночь".
Вводите обобщающие понятия: "Это яблоко, груша, банан – это всё фрукты". "Стол, стул, шкаф – это мебель".
Объясняйте значение новых слов: Если встретилось незнакомое слово (в книге, на улице), объясните его простыми словами, покажите.
Спрашивайте ребенка: Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет" ("Что тебе больше всего понравилось сегодня в садике?", "Почему ты думаешь, что так получилось?"). Стимулируйте его высказываться.
2. Читайте книги вместе!
Читайте ежедневно: Обсуждайте прочитанное, рассматривайте картинки.
Обращайте внимание на новые слова: Объясняйте их значение, просите ребенка повторить, использовать в предложении.
Перечитывайте любимые книги: Повторение помогает словам закрепиться.
Предлагайте ребенку "досказать" или "пересказать": "Что случилось потом?", "Расскажи, о чем эта сказка". Это активизирует словарный запас и связную речь.
3. Играйте в развивающие игры!
Сюжетно-ролевые игры: "Магазин" (названия продуктов, действий: взвесить, отмерить), "Больница" (названия инструментов, процедур: послушать, измерить температуру), "Строительство" (названия деталей, инструментов: кубик, кирпич, молоток, построить, скрепить). В игре легко усваиваются новые слова, связанные с конкретной темой.
Игры с мелкими предметами, крупами, водой: Описывайте ощущения ("мокрый", "сыпучий", "гладкий", "шершавый"), действия ("пересыпать", "налить", "процедить").
Дидактические игры: "Назови одним словом", "Четвертый лишний" (объясни почему), лото, домино с картинками.
4. Используйте повседневные ситуации!
На прогулке: Описывайте природу, погоду, транспорт. "Смотри, какой *пушистый* снег", "Летит *быстрый* самолет", "Подул *сильный* ветер".
На кухне: Называйте продукты, посуду, действия ("резать", "мешать", "насыпать").
Во время одевания/раздевания: Называйте элементы одежды, их свойства ("мягкий свитер", "гладкие колготки"), действия ("застегнуть молнию", "завязать шнурки").
Обсуждайте чувства: "Ты, наверное, *расстроен*?", "Я очень *рад* тебя видеть", "Почему ты выглядишь *задумчивым*?".
5. Поощряйте использование новых слов: Если ребенок употребил новое слово (даже с ошибкой), мягко похвалите его за это. Если слово использовано неверно, не критикуйте, а просто повторите правильный вариант в своей речи.
6. Не перегружайте: Вводите новые слова постепенно. Важнее, чтобы ребенок понял и начал использовать небольшое количество новых слов, чем услышал много, но ничего не запомнил.
7. Будьте образцом: Ваша речь – главный пример для ребенка. Говорите четко, правильно, эмоционально, используя разнообразную лексику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».
Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. ...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию
Картотека развивающих игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по эмоциональному развитию...

Сообщение: «Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста». Воспитатель: Алексеева Людмила Васильевна, май 2021 г.
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей....

