Практикум: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых и трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_provedenie_slovarnoy_raboty.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Топчевская Т.Б.

Практикум: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»

Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых и трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно- действенное мышление и наглядно- образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно- логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Основные направления словарной работы:

- обогащение словаря;

- закрепление и уточнение словаря;

- активизация словаря.

Для обогащения словаря применяются следующие методы:

- непосредственное наблюдение;

-показ картин, мало знакомых детям по содержанию;

- показ кинофильмов и мультфильмов;

- чтение художественной литературы.

Для закрепления и активизации словаря большой эффект имеют следующие методы:

- рассматривание игрушек:

- рассматривание картинок (предметных, сюжетных);

- дидактические игры.

Ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе регламентируемой деятельности.

Многие приемы словарной работы находят свое применение в различных видах детской деятельности: бытовая, трудовая, коллективная. Детям становится понятным значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Эффективный метод словарной работы – игра. В разработанной в дошкольной педагогике теории руководства играми важное место занимают правила поведения детей, многие из которых можно использовать для развития речи: умение договариваться , распределять роли и обязанности, научить друга тому, что умеешь сам и пр.

Рекомендуется время от времени обновлять сюжеты игр, в том числе бытовых, которые полезны для всестороннего воспитания детей.

Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотры телевизионных передач, кинофильмов расширяют

кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий. Активизация словаря,

особенно образного, способствуют игры – драматизации, показы кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.

Таким образом, словарная работа в дошкольном учреждении и дома должна осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа в разных видах деятельности.

Словарная работа в разных видах деятельности....

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей.

Многие приемы словарной работы  находят свое применение в разных видах детской деятельности. Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одева...

Словарная работа в разных видах деятельности

Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей Словарная работа в разных видах деятельности.

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность....

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в разных видах деятельности детей.

К сожалению, в детских садах встречается негативная практи­ка неправомерного увеличения умственной и физической на­грузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызыва­ет превышение колич...

Словарная работа в различных видах деятельности

Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь....

Консультация учителя – логопеда для воспитателей Тема: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру....