Консультация учителя – логопеда для воспитателей Тема: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»
консультация по развитию речи (средняя, старшая группа)
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно- действенное мышление и наглядно- образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно- логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: ,
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Консультация учителя – логопеда для воспитателей
Тема: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Топчевская Т.Б.
ГБОУ Школа № 460 ДГ-1
2023 – 2024 учебный год
Словарная работа в ДОУ – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых и трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно- действенное мышление и наглядно- образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно- логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Основные направления словарной работы:
- обогащение словаря;
- закрепление и уточнение словаря;
- активизация словаря.
Для обогащения словаря применяются следующие методы:
- непосредственное наблюдение;
-показ картин, мало знакомых детям по содержанию;
- показ кинофильмов и диафильмов;
- чтение художественной литературы.
Для закрепления и активизации словаря большой эффект имеют следующие методы:
- рассматривание игрушек:
- рассматривание картинок ( предметных, сюжетных);
- дидактические игры.
Ознакомление дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе регламентируемой деятельности.
Многие приемы словарной работы находят свое применение в различных видах детской деятельности: бытовая, трудовая, коллективная. Детям становится понятным значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Эффективный метод словарной работы – игра. В разработанной в дошкольной педагогике теории руководства играми важное место занимают правила поведения детей, многие из которых можно использовать для развития речи: умение договариваться , распределять роли и обязанности, научить друга тому, что умеешь сам и пр.
Воспитателю рекомендуется время от времени обновлять сюжеты игр, в том числе бытовых, которые полезны для всестороннего воспитания детей.
Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотры телевизионных передач, кинофильмов расширяют
кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий. Активизация словаря,
особенно образного, способствуют игры – драматизации, показы кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.
Таким образом, словарная работа в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Хороводные игры в разных видах деятельности детей».
В педагогическом отношении, русские народные хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности....

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей.
Многие приемы словарной работы находят свое применение в разных видах детской деятельности. Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одева...

Словарная работа в разных видах деятельности
Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей Словарная работа в разных видах деятельности.
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность....

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в разных видах деятельности детей.
К сожалению, в детских садах встречается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызывает превышение колич...
Практикум: «Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей»
Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых и трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей...
