Речевые игры для дошкольников «ТЕАТР ДЕТСКИХ РУК»
консультация по развитию речи
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
Давно известно, что чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка.
Поэтому с раннего детства необходимо заботиться о своевременном развитии речи детей, т.е. развивать слух, внимание, память, развивать двигательную активность. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как Павлов, Леонтьев и др. Когда ребенок овладевает двигательными навыками, развивается координация движений, формирование движений происходит при участии речи.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы, рук – подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Всем известно что особенно тесно связано со становлением речи, развитие тонких движений пальцев рук. И конечно наряду с тонкой моторикой следует параллельно развивать и общую моторику. Что и предлагает нам методику «Расскажи стихи руками».
Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, она настраивает детей на радостную активную работу.
Такие стихи отвлекают детей от речевого эффекта и побуждают его к общению, помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии по всем разделам программы. Также развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важна для гипервозбудимых детей.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время, способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического взаимодействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Калиниченко Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 43»
воспитатель
Речевые игры для дошкольников
«ТЕАТР ДЕТСКИХ РУК»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
Давно известно, что чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка.
Поэтому с раннего детства необходимо заботиться о своевременном развитии речи детей, т.е. развивать слух, внимание, память, развивать двигательную активность. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как Павлов, Леонтьев и др. Когда ребенок овладевает двигательными навыками, развивается координация движений, формирование движений происходит при участии речи.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы, рук – подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Всем известно что особенно тесно связано со становлением речи, развитие тонких движений пальцев рук. И конечно наряду с тонкой моторикой следует параллельно развивать и общую моторику. Что и предлагает нам методику «Расскажи стихи руками».
Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, она настраивает детей на радостную активную работу.
Такие стихи отвлекают детей от речевого эффекта и побуждают его к общению, помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии по всем разделам программы. Также развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важна для гипервозбудимых детей.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время, способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического взаимодействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы с детьми.
Такие стихи отвлекают детей от речевого эффекта и побуждают его к общению, помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии по всем разделам программы.
Они развивают память, внимание, речь, чувство ритма и темпа, фонематический слух, моторику, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
Я предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие еще более привлекательным.
Итак, что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Например, произведения о ребятах, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), о солдатах, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), об обжоре Робине Бобине, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин Барабек») и т. д. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Такие произведения несложно найти на страницах детских журналов, в сборниках стихов современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и собственные тексты.
Придумывая вместе с ребенком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ваш малыш, играя вместе с вами и выступая в самых разных ролях — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.
Как играть в речевые игры
Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе
с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо, если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте жестам названия, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки» и т. д. Если детям 2—4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, текст произносят по-старушечьи, шепеляво, если о мяснике — грубоватым голосом, о мышонке — тоненьким, высоким.
Подробнее рассмотри некоторые из них:
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, (слегка расставить ноги и согнуть их в коленях, упереться руками в бедра — «сидим на печке»)
Ели булки, (выставить правую руку в сторону — «держим на ладони булку»)
Калачи. (выставить левую руку в сторону — «держим на ладони калач»)
Бабка Ёжка прилетела, (расставить слегка ноги, пружинить —«сидим на помеле», правая рука перед собой слегка сжата в кулак – «держим помело», левая кисть руки выполняет круговые движения в воздухе – «ветерок от полёта»)
Все бараночки поела, (соединить большие и указательные пальцы рук в колечки — «бараночки», говорить с обидой в голосе — «забрали наши бараночки»)
Нам остался лишь батон, (руки перед собой — «держим длинный батон», говорить с сожалением в голосе)
Кто не съел, (положить обе руки на живот)
Тот вышел вон! (выставить в сторону левую руку, указательным пальцем указать на «выход»).
Речевая игра « Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой – сделать «тарелку», показать её всем стоящим справа и слева)
Каша пшённая с дымком, (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок понимается вверх, поэтому и текст, произносится нараспев, «глиссандируя»)
Каша пшенная с дымком, (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»)
С хлебом, (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз — «ломоть хлеба»)
С маслом, (левую ладонь положить на правую сверху — «слой масла»)
С молоком, (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»)
Взяли мы большие ложки, (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны – две «ложки»)
Съели всё до самой крошки! (попеременно то правой то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показать её всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи! (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)
Аты-баты, шли солдаты»
Народная потешка,
(модель И. Бодраченко)
Аты-баты (маршируют)
Шли солдаты, (прикладывают руку к голове — «отдают честь»)
Аты-баты (маршируют)
На базар, (указать левой рукой в сторону базара — «вон там базар»)
Аты-баты (маршируют)
Что купили? (развести руки в стороны — вопросительная интонация — «спросить руками»)
Аты-баты (маршируют)
Самовар. (расставить ноги, слегка присесть, руки упираются в бедра, локти в стороны — «я самовар»)
Аты-баты (маршируют)
Сколько стоит? (правая рука на поясе, левую выставить вперед — вопросительная интонация)
Аты-баты (маршируют)
Сто рублей! (поднять руки, пальцы растопырены — «много денег»)
Аты-баты (маршируют)
Заходите, (слегка повернувшись назад, выставить руки перед собой — пригласительный жест, ласковая интонация)
Выпьем чаю (раскрытую ладонь левой руки держать перед собой — «блюдце»)
Поскорей! (соединить большой и указательный пальцы правой руки — над «блюдцем» держим «чашечку»)
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского народного фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек (ноги расставлены, руки на поясе, говорить, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек)
Скушал сорок человек (взяться руками за голову, удивиться, произнося текст с удивленной интонацией)
И корову, (приставить указательные пальцы к голове — «рога», говорить низким голосом)
И быка, (убрать руки за спину, выпятить нижнюю губу, слегка наклонив голову — «упрямый бык»)
И кривого мясника, (медленно выставить в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставить косолапо — «кривой мясник»)
И телегу, (слегка расставив ноги, упереться о колени руками, локти в стороны — «сидим на телеге»)
И дугу, (стоять прямо, руки над головой соединить дугой, касаясь кончиками пальцев — «дуга»)
И метлу, (правую руку сжать в кулак, отставить в сторону, в ней «метла»)
И кочергу, (двумя руками взять воображаемую кочергу и сделать резкое движение вперед, ноги слегка расставлены и чуть согнуты – «кочерга в печи»)
Скушал церковь, (стоим прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук подняты вверх и соединены — это «свеча», голова наклонена вниз, смотреть на «свечу», произносить текст серьезно и негромко — «мы в церкви»)
Скушал дом, (поднять руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев касаются друг друга — «крыша дома»)
Скушал кузню с кузнецом, (двумя руками взять воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударить по «наковальне», говорить активно, энергично, в ритме движений)
А потом и говорит: (развести руки в стороны)
У меня живот болит! (взяться двумя руками за живот, согнуться и говорить тоненьким голосом, «как ребенок», жалостливо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по дороге в детский сад
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли....
Речевые игры с дошкольниками.
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра ...

Речевые игры для дошкольников
Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ...

Речевые игры для дошкольников
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельно...

Консультация для родителей "Речевые игры с дошкольниками по дороге в детский сад"
Дошкольный возраст – это время открытий для ребенка, возраст вечного вопроса «Почему?». Но заниматься и играть с ребенком можно и нужно не только дома, но и гуляя с ним п...

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...

Речевые игры для дошкольников младшей речевой группы, в помощь родителям
Иногда родителям тяжело подобрать игры для своего ребёнка, что бы помочь ему освоить произносительную и грамматическую части речи. Материал поможет родителям в форме игры решить эти проблемы....
