Открытое занятие по ЗКР 2023г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКДОУ «Детский сад№1»
__________З.М. Кажарова
Конспект открытого занятия
по речевому развитию
в старшей группе №1
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Воспитатель:
Шеретлокова Ж.В.,
2023г.
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Цели и задачи:
1.Закрепить правильное произношение звуков ж-ш.
2.Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуками ж-ш.
Упражнять в определении позиции звука в слове.
3. Закреплять умение изменять темп речи в силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
4. Воспитывать внимание, активность.
Организационный момент. (Дети в кругу музыкальное приветствие)
Психогимнастика.
-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
- Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
-Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы легче было играть со звуками, предлагаю вам выполнить упражнения для наших язычков. Артикуляционная гимнастика: Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да кости (втянули щеки , не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка) С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
-Гимнастика для глаз.
Дети садятся
-Загадки : Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот
Всех укусить готова я, Потому что я… (змея) … (достаёт из коробки змею)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно это… (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Ж-Ж-Ж…Твёрдо? И звонко! Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-1.Звокий-глухой
Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
- А какие это звуки гласные или согласные? Давайте попробуем их пропеть .(согласные)
- Они отличаются тем, что звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- А похожи они тем, что оба звука – всегда твердые, согласные.
-Давайте поиграем с ними. Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать.
Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж. ( с движениями)
- 2.Чистоговорки
Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки»
1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно
2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстро
3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстрее
4. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно
5. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо
6. Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.-быстро
7.Жи-Жи-Жи у меня ножи-.медленно
8.Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.-громко
9.Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.-быстро
10.Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.-медленно
11.Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.-тихо
12.Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.-быстро
13.Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.-медленно
14Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.-громко
-Ребята, какие звуки у нас поются согласные или гласные?
- правильно ,конечно гласные. А согласным звукам ,что мешает?(язычок ,зубы)
Сейчас мы узнаем какую песенку поет АНЯ.
-3.Игра «угадай песенку».
Молодцы, вы справились с заданием. А теперь мы сделаем физминутку с гласными звуками.
-Физминутка с гласными звуками. Стулья повернуть к телевизору
4.Игра «Четвертый лишний» (Презентация)
-Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш»,которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?
2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3 Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.
Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.
5--А следующее задание называется «Поймай звук»
Если в слове вы услышите звук Ж девочки хлопают. А если звук Ш мальчики топают.
Слова:пышка,плюшка,пижама,ежевика,шкаф,ножи,мыши,машина,флажок,шайба,журнал,петушок,швабра,жадность,кожаный,лама,жираф,жалкий,желтый,журавль,дождь.
Воспитатель: вы хорошо справились с заданием.
6.-Пальчиковая гимнастика.(видео)
-7.Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
6. Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
7. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
-Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно
-8.Воспитатель: Перед вами лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в синем домике живет звук Ш, а в красном – звук Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в синий домик. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в красный домик . (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
9. Рефлексия. Итог.
-Воспитатель: – С какими звуками мы сегодня работали?
Они гласные или согласные? Звонкие или глухие? Если вам понравилось занятие ,встаньте в красный обруч ,если было тяжело ,то в синий.
- Какие задания были для вас трудными? Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж.
Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее,
Сказать остается два слова
И мы говорим до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема «В поиске клада» 2023г.
Формирование у детей знания о числе, геометрических и временных представлений, с помощью интересных заданий, на основе перцептивных (ручных) действий для накопления опыта и его осмысл...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"
Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....
Открытое занятие в младшем возрасте 2023г
Занятие в младшей группе на тему "Разноцветный быстрый мяч"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?» 2023г
Позновательное развитие окружающий мир...
