Открытое занятие по ЗКР 2023г
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Звук "Ж" и "Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zkr.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

                                                           Директор МКДОУ «Детский сад№1»

                                                                      __________З.М. Кажарова

Конспект открытого занятия

 

 по речевому развитию

 в старшей группе №1

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Воспитатель:

Шеретлокова Ж.В.,

                                                                       2023г.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Цели и задачи:

1.Закрепить правильное произношение звуков ж-ш.

2.Развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуками ж-ш.

 Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи в силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.

4. Воспитывать внимание, активность.

Организационный момент. (Дети в кругу музыкальное приветствие)

 Психогимнастика.

-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.

- Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).

- Молодцы! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

 -Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы легче было играть со звуками, предлагаю вам выполнить упражнения для наших язычков.                                                                                    Артикуляционная гимнастика: Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да кости (втянули щеки , не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка) С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

-Гимнастика для глаз.

Дети садятся

-Загадки : Чтобы узнать о каких звуках идет речьотгадайте загадки:

Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот

Всех укусить готова я, Потому что я… (змея) …  (достаёт из коробки змею)

  А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно это… (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Ж-Ж-Ж…Твёрдо? И звонко! Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

-1.Звокий-глухой

Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- А какие это звуки гласные или согласные? Давайте попробуем их пропеть .(согласные)

- Они отличаются тем, что  звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- А похожи они тем, что оба звука – всегда твердые, согласные.

-Давайте поиграем с  ними. Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать.

 Затем произносит звуки : ш, ш, ж, ш, ж. ( с движениями)

- 2.Чистоговорки

Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки»

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстро

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстрее

4. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

5. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

  6.  Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.-быстро

7.Жи-Жи-Жи у меня ножи-.медленно

8.Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.-громко

9.Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.-быстро

10.Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.-медленно

11.Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.-тихо

    12.Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.-быстро

13.Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.-медленно

14Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.-громко

-Ребята, какие звуки у нас поются согласные или гласные?

- правильно ,конечно гласные. А согласным звукам ,что мешает?(язычок ,зубы)

Сейчас мы узнаем какую песенку поет АНЯ.

-3.Игра «угадай песенку».

Молодцы, вы справились с заданием. А теперь мы сделаем физминутку с гласными звуками.

-Физминутка с гласными звуками. Стулья повернуть к телевизору

 4.Игра «Четвертый лишний» (Презентация)

-Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш»,которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3 Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

5--А следующее задание называется «Поймай звук»

Если в слове вы услышите звук Ж девочки хлопают. А если звук Ш мальчики топают.

Слова:пышка,плюшка,пижама,ежевика,шкаф,ножи,мыши,машина,флажок,шайба,журнал,петушок,швабра,жадность,кожаный,лама,жираф,жалкий,желтый,журавль,дождь.

Воспитатель: вы хорошо справились с заданием.

6.-Пальчиковая гимнастика.(видео)

-7.Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

6. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

7. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

-Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно

-8.Воспитатель: Перед вами  лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в синем  домике живет звук Ш, а в красном – звук Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в синий домик.  А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в красный  домик . (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

9. Рефлексия. Итог.

-Воспитатель: – С какими звуками мы сегодня работали?

Они гласные или согласные? Звонкие или глухие? Если вам понравилось занятие ,встаньте в красный обруч ,если было тяжело ,то в синий.

- Какие задания были для вас трудными? Я очень рада тому, что вы справились  со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж.

Когда мы увидимся снова?

Никто не ответит заранее,

Сказать остается два слова

И мы говорим до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема «В поиске клада» 2023г.

Формирование   у детей знания о числе, геометрических и временных представлений, с помощью интересных заданий, на основе перцептивных (ручных) действий для накопления опыта и его осмысл...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....

Открытое занятие в младшем возрасте 2023г

Занятие в младшей группе на тему "Разноцветный быстрый мяч"...

приказ открытого занятия.03.10.2023г

приказ открытого занятия...