Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Симонова Елизовета Анатольевна

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

«По страницам сказки «Гуси – лебеди».

Цель - развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи.  

Задачи: Образовательные:

- формировать полноценные знания об окружающем мире и свойствах предметов;

- продолжать формировать умение называть свойства предметов проводя элементарные опыты; развивать продуктивную деятельность;

- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

Развивающие:

 - Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

 - Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

 - Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- обогащать и расширять словарь детей.

      Воспитательные:

- продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;

- воспитывать любовь к народному творчеству.

Форма образовательной деятельности: интегрированная

(Интеграция образовательной области «Познавательное-развитие»,«Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие»).

Методы и приёмы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к ней. 

Материалы и оборудование: Для воспитателя: Ноутбук, экран, презентация PowerPoint, металлический поднос, свеча, баночка;

ватные диски, непроливайки, пластиковые стаканчики и ложки, стеклянные тарелочки, марля, яблоки на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна! Я очень рада видеть вас! Какие вы все красивые, нарядные! Сегодня вы узнаете много интересного!

Я, ребята, приглашаю вас в мир доброты, и чудес  - в мир сказки. Ведь именно там происходят настоящие  чудеса. 

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы попасть в сказку? (ответы детей). 

А вот в какую сказку мы сегодня с вами отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку: 

У Машеньки – сестрицы,
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди). 
Воспитатель:  Чтобы в сказку нам попасть, заклинанье надо знать:

Ребята повторяйте за мной: «Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!»

Основная часть

На экране появляется девочка Маша из сказки «Гуси- лебеди», плачет.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это плачет? (Ответ детей).

Маша: Меня Машенькой зовут. А плачу  я, потому, что  братца  моего, Иванушку,  гуси-лебеди, подхватили и унесли на крыльях к Бабе Яге . Помогите ребята мне.

Воспитатель: Ребята,  поможем Маше? (ответ детей)

Тогда отправляемся в путь.

Физкультминутка «По дорожке, скачут ножки…»

 По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег)

Стоп. (присели)

Немного отдохнем

И опять пешком пойдем. (Ходьба на месте)

Воспитатель: Смотрите, на нашем пути стоит печка. Давайте, спросим у печки куда гуси - лебеди полетели.

Воспитатель и дети : Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка : Здравствуйте, ребята. Скажу, если  поможете огонь в моей печи потушить, а то боюсь, мои пирожки  пригорят!

Воспитатель: Ребята, поможем потушить огонь в печи? (ответы детей)

Воспитатель: А как мы это сделаем? (ответы детей)

Воспитатель:  Я знаю, как быть! Ребята, давайте проведём эксперимент.

 Эксперимент 1«Свечка в банке» (Приложение 1)

Проведение опыта.

Воспитатель: Ребята, помогли мы печки потушить огонь? (ответ детей)

Печка: Спасибо  ребята, что помогли мне огонь в печи затушить.

 Молодцы, все справились с моими заданиями. А теперь можете идти дальше по дороге. Увидите яблоню, у неё и спросите.

Воспитатель: Ребята,  пойдемте дальше?

Все вместе, дети закрывают глаза «Сказка, сказка помоги, путь дорожку подскажи!»

Воспитатель: Ребята, смотрите, что за дерево?(ответы детей)

Воспитатель: Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Воспитатель вместе с детьми:   Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька:  «Здравствуйте, ребята!» Скажу, если вы мне поможете, яблочки мои совсем созрели, нужно из них сок сделать.

Воспитатель: Дети поможем яблоньке?(ответы детей)

Эксперимент 2«Яблочный сок» (Приложение 2)

Яблонька:  Спасибо  ребята, что помогли из моих яблочек сделать вкусный и полезный сок. Молодцы, все справились с моими заданиями. А теперь, вам нужно идти вот по этой тропинке. Увидите речку, у неё и спросите.

Воспитатель: Ребята, продолжим свое путешествие?

Все вместе, дети закрывают глаза «Сказка, сказка помоги, путь дорожку подскажи!»

Воспитатель:  Ребята смотрите, мы дошли до речки может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Все вместе:  Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: «Здравствуйте, ребята! Покажу вам ,если вы поможете мне справиться с мое бедой. Была я чистой, серебристой, а стала грязной, безобразной. Помогите мне!»

Воспитатель: Ребята, поможем речке очистить воду?(ответы детей)

Эксперимент 3. «Фильтрация воды» (Приложение 3)

Воспитатель: Ребята, помогли мы речке? (Ответы детей)

Речка: Спасибо вам ребята.  Если по этой дорожке пойдёте, прямо к Бабе-Яге вы придёте.

Все вместе, дети закрывают глаза «Сказка, сказка помоги, путь дорожку подскажи!»

Воспитатель: Ребята, смотрите,  куда мы забрели, стоит избушка на курьих ножках. Интересно кто тут живет?(ответы детей)

На экране появляется Баба Яга

Баба Яга: Здравствуйте детишки! Зачем на глаза явились?

Дети: Здравствуй бабушка.

Воспитатель : Баба Яга, мы знаем, что Иванушка у тебя. Мы пришли за ним, чтоб вернуть его домой.

Баба Яга: А что вы мне в замен дадите?

Воспитатель: Ребята, а что у нас есть с вами? Что мы можем предложить в замен? (ответы детей).

Баба Яга возьми наш сок, мы его с ребятами сами сделали.

Баба яга: Ну ладно, уговорили, я сегодня добрая, и сок люблю яблочный. Прикажу, вернут гуси- лебеди мальчишку обратно в деревню.

Воспитатель: Спасибо баба Яга, до свиданье.

Заключительная часть  

Воспитатель:  Ребята, нам пора возвращаться, но с начало нужно зайти в деревню, посмотреть, не обманула нас Баба Яга, вернула Иванушку.

Все вместе, дети закрывают глаза «Сказка, сказка помоги, путь дорожку подскажи!»

Посмотрите, не обманула нас Баба Яга, вернула мальчика. Снова вся семья вместе. Пусть у них всё будет хорошо.

А теперь нам нужно возвращаться из сказки в детский сад.

Ребята, давайте все вместе скажем: «Сказка, сказка, помоги, в детский садик нас верни!»

Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.

Мне очень понравилось с вами путешествовать! А вам понравилось?

А кого мы встречали на своем пути. (ответы детей)  

Что мы узнали интересного? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы сегодня совершили?

Вы все молодцы! Спасибо вам!

Приложение №1

Эксперимент 1: «Свечка в банке»

ПОКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

При работе с огнем - опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование - работать надо на определённом расстоянии от огня, чтобы не обжечься.

Воспитатель:  Ребята, я зажигаю свечу. Кто мне скажет, как можно погасить пламя свечи, не задувая ее, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени?   (Ответы детей)

Я вам сейчас покажу. Для горения нужен газ - кислород, который находится в воздухе.

Накрою свечу банкой, и смотрим. Ребята, что произошло?

Дети: Свеча погасла.

Воспитатель: Если мы накроем свечу банкой, мы ограничим доступ кислорода. Тот, что остался в банке быстро израсходуется и свеча гаснет.

Воспитатель: Ребята, кокой мы можем сделать вывод?

 Дети: Для горения нужен кислород, который постоянно присутствует в воздухе. Чтобы огонь потух, нужно ограничить доступ кислорода.

Воспитатель: Ребята, помогли мы печки потушить огонь в печи? (ответ детей)

Приложение №2

Эксперимент 2«Яблочный сок»

Сейчас я вам покажу, как же можно из яблока сделать полезный и вкусный сок.

ПОКАЗ

В первую очередь надо помыть руки.

(воспитатель вытирает руки влажной салфеткой и предлагает детям вытереть руки салфеткой).

Воспитатель: Руки чистые, яблоки я помыли сама.

Снимаю с яблока кожуру, чтобы добраться до мякоти яблока. Теперь я беру в руки вот этот предмет (воспитатель показывает тёрку). Как называется этот предмет?

Дети: Это тёрка.

Воспитатель: На тёрке я натру яблоко и у меня получилась вот такая кашица.

Теперь я беру блюдце, Сверху на блюдце раскладываю кусочек марли и кладу кашицу . Четыре уголка марли поднимаю вверх, соединяю в мешочек и начинаю аккуратно сжимать, закручивать мешочек над стаканом.

Ребята, Посмотрите, что капает в стакан?

Дети: В стакан капает сок.

Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте и вы сделать сок.

Ребята, вы любите пить сок?

Скажите, чем сок полезен для детей?(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы все вместе аккуратно перельём наш сок в баночку и закроем крышкой.  Возьмём с собой, может быть сок пригодиться нам в дороге.

Ребята, помогли мы яблоньке?

Приложение 3

Эксперимент 3. «Фильтрация воды»

Показ воспитателя.

У вас на подносах два стаканчика с водой. Посмотрите, и скажите вода в стаканчиках одинаковая? (Ответы детей)

- А вы знаете, чем можно очистить воду? (ответы детей) Очисть воду  можно с помощью фильтра.  А самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычного ватного диска, баночки, а у вас это ватные диски и прозрачные непроливайки.

- Возьмем ватный диск и  поместим его в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.  Я беру стаканчик с водой, посмотрите,  на дно стакана осела грязь. Возьму ложечку и аккуратно размешаю грязь, чтобы частички грязи всплыли. Какая вода стала?(ответ детей)

Теперь я  очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром. Что мы видим?

Дети:  Вода очищается.

Воспитатель: Ребята, теперь то же самое сделайте и вы.

Идёт самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда делась грязь?

Дети: Вся грязь осталась на фильтре.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с чистой водой, и с водой которую мы фильтровали. Сравните их.

Дети: они одинаковые, чистые.

Воспитатель: Ребята, помогли мы речке очистить воду? (ответ детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

Дети совершают путешествие в сказку. Через игровые технологии решаем задачу развития связной и образной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе...

Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Такой разный песок".

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, внимание, самостоятелность....

Роль озеленения в детском саду. Публикация материала в электронном педагогическом журнале "Вестник Просвещения"

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений-это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями природы...