Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Такой разный песок".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лаханова Светлана Владимировна

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, внимание, самостоятелность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

детский сад № 1 «Алёнушка»

города Асино Томской области

Занятие по экспериментальной деятельности

«Такой разный песок».

                                                                                Подготовила:

                                                                                воспитатель

                                                                                подготовительной к школе    

                                                                                группы Лаханова С.В.

Асино – 2016

Занятие по экспериментальной деятельности «Такой разный песок».

Задачи:

Образовательные: 

- Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

- Формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.

Развивающие: 

- Обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.

Воспитательные: 

- Воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.

Материалы: компьютер, проектор, песок речной, лупы, воронки, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, магнит, презентация «Удивительный песок».

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть:

В: Поиграли мы с утра,

     Заниматься нам пора:

     Но не лепкой и не чтением.

     Ждёт нас опыт и игра.

В: Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и исследования. А вот чем мы будем заниматься, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.»

(Полные ответы детей).

В: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди.

Основная часть:

В: Ребята, предлагаю вашему вниманию видеоматериал «Удивительный песок», из которого мы узнаем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.

Презентация «Удивительный песок».

В: Кто мне скажет, что же такое песок?

Д: Песок – это природный материал.

     Песок относится к неживой природе.

В: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть рабочую форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.

(Дети занимают рабочие места)

В: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе с песком.

Д: Нельзя песок кидать в лицо и обсыпаться им.

     Нельзя брать песок в рот.

     После игры и работы с песком надо обязательно мыть руки.

В: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Давайте вспомним, какой инструмент нам понадобится для этого.

Д: Лупа.

Опыт №1 (Состав песка).

В: Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно смотрим, что мы видим?

Д: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.

В: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?

Д: Песок сухой и сыпучий.

     Песок шершавый.

В: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?

Д: На магнит приклеились мелкие частички.

В: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из наших исследований? (Ответы детей).

Вывод: Подводим итог нашего первого опыта: песок состоит из мелких песчинок, в нём есть камешки и частички металла. На ощупь песок сыпучий и шершавый.

Опыт №2.

В: А сейчас возьмите карандаш, опустите его в стакан с песком. Поводите карандаш в разные направления. Что вы заметили?

Вывод: Песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

Опыт №3.

В: Переходим к следующему опыту. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку. Образуется конус, который растёт в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если мы осторожно подуем на песок, имитируя ветер, то что заметим? (Ответы детей).

В: Правильно. Песок может двигаться. Значит, из этого опыта какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: песок может двигаться.

В: Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Физкультминутка.

Это лёгкая забава –

Повороты влево – вправо,

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно. (Повороты туловища влево и вправо).

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания).

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте).

В: Отдохнули, проходим на свои места и продолжаем исследования.

Опыт №4.

В: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет?

Д: Да, нет. (Кто как ответит).

В: Возьмём стакан с водой и высыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?

Д: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.

В: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился? (Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет).

В: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, то проверим это на опыте. У меня есть соль, которая хорошо растворяется в воде. Сейчас мы это проверим. Растворяю соль в воде и показываю детям, её не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок. Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды.

Так какой мы можем сделать вывод?

Д: Песок не растворяется.

Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.

Опыт №5.

В: А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду? Как вы думаете?

Д: Да, нет.

В: Мнения разделились. Проверим. Берём стаканчик с воронкой. Насыпаем в воронку ложку песка. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду. Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее.

В: Так какой мы можем сделать вывод?

Д: Песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду.

Вывод: Я согласна с вашим наблюдением. Значит вывод из нашего опыта таков: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

В: А сейчас давайте пройдём к нашему лабораторному столу. Предлагаю вашему вниманию два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком влажный? И почему? (Дети определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод).

Д: Мокрый песок  - темнее. Сухой песок – светлее.

В: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в одну руку горсть мокрого песка, а в другую – горсть сухого. Какой песок легче?

Д: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.

В: А почему?

Д: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.

В: Давайте попробуем слепить колобок из сухого песка. Что у нас получилось?

Д: Из сухого песка колобок слепить нельзя. Он рассыпается.

В: Давайте слепим колобок из мокрого песка.

Д: Из мокрого песка получился колобок.

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Сухой песок – сыпучий. Мокрый песок – вязкий.

В: Замечательно! Ну что на пора возвращаться в детский сад. Давайте приведём в порядок наши руки. (Вытираем влажными салфетками). Все возьмёмся за руки и закроем глаза.

Раз, два, три-с

В садике очутись.

Подведение итогов.

В: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства привычного песка. Давайте вспомним их.

- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).

- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.)

- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать.).

- При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).

- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам пройти в умывальную комнату и хорошо вымыть руки после работы с песком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Открытое занятие по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе с участием родителей

В рамках годовой задачи в нашем дошкольном учреждении была проведена серия открытых занятий, которые подготовиили и продемонстрировали родители! Восторгу наших подготовишек не было конца! Спасибо огро...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «По страницам сказки «Гуси – лебеди» 13.05.2023г.Публикация материала в электронном педагогическом журнале"Вестник просвещения"

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей через сказку «Гуси-лебеди». Развивать любознательность, умение выстраивать причинно-следственные связи....