Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сыса Марина Владимировна

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.

Образовательные задачи:

1.     Закрепить полученные знания о воде.

2.     Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

3.     Познакомить детей со свойством воды.

4.     Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

5.     Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивающие задачи:

1.     Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

2.     Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

3.     Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

2.     Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

3.     Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_belikova.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Подготовила: Беликова М.В.

                                                                                           воспитатель

2017г.

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить полученные знания о воде.
  2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
  3. Познакомить детей со свойством воды.
  4. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
  5. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
  2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
  3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
  2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
  3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

 Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
  2. Нахождение материала о воде дома.
  3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
  4. Прослушивание музыкальных записей.
  5. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы:

  1. Наглядные: созданные детьми и воспитателем схемы о воде, толковый словарь.
  2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
  3. Положительная мотивация.
  4. Художественное слово.
  5. Практические действия: проведение опытов.
  6. Дидактическая игра «Угадай вещество».

Материалы и оборудование: стаканчики, вода, молоко, палочки, сахар, капли мятные, термос, зеркальце, акварельные краски, мука, мяч.

         Структура занятия:

           Вводная часть:

Задача: ввести детей в тематику занятия.

Метод: художественное слово.

           Основная часть:

Задача: повышать познавательный интерес и речевую активность.

Метод: беседа, опыты, диалог с детьми, рассуждения детей

          Заключительная часть:

Задача: побуждать детей делать простейшие обобщения на основе имеющихся знаний.

Метод: подведение итогов, вывод.

  Ход занятия:

Воспитатель включает музыку со звуками шума моря, дождя.

Воспитатель: Что такое вода – интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой  мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый  и громкий речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода? – Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Как вы думаете, так что такое вода?

Дети:

Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан , в ведро, в кастрюлю.

Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую.

 Воспитатель:

Какая бывает вода?

Дети:

Тёплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.д.

Воспитатель:

Что вода делает?

Дети:

Течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает.

Воспитатель:

Для чего нужна вода?

Дети:

С помощью воды мы готовим еду.

При помощи воды мы стираем, моем  посуду.

Водой мы моемся в бане, умываемся.

В воде мы купаемся.

Воду мы пьём.

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.

Воспитатель: Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (прочитаем,  напишем, составим слово)

Разгадываем  загадки

Что – то все бурлит, шумит,

Подходить нам не велит.

Он красивый, но опасный,

Быть с ним нужно аккуратным!

Капли звонко прозвучат,

Создавая…

(Водопад)

Белая вата

Плывет куда - то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

 (Облака)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

 (Дождь)

 Изо льда плывет гора,

В море – океане.

От нее не жди добра,

Берегись, «Титаник»

(Айсберг)

Воспитатель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)

Воспитатель:

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты, и узнаем о свойствах  воды, т.е. какая она вода?

(Дети садятся за столы)

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Воспитатель: Перед вами, ребята,  стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положите палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

Дети:  В стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Потому что  вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2. «У воды нет вкуса»

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети попробуйте  воду и скажите своё мнение.

Дети: Вода безвкусная.

Воспитатель: Ребята, а теперь добавьте ложечку сахара в стакан и размешайте.  У воды появился вкус?

 Дети: Да, вода стала сладкой.

Дети: У воды вкуса нет, но она приобретает тот вкус, какое вещество мы в нее положили.

Опыт 3. «У воды нет запаха»

Воспитатель: Ребята, а теперь понюхайте воду и скажите, чем она пахнет (или она не пахнет)?

Дети: У воды нет запаха.

 Воспитатель капает в воду мятные капли. И предлагает детям снова понюхать воду.

Дети: У воды появился запах. Вода пахнет тем, что в нее добавляют.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),

Все как один плывём как дельфин (прыжки на месте),

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Опыт 4. «Пар – это тоже вода»

Воспитатель: А сейчас мы возьмем термос с кипятком. Откроем его и  поместим  над паром зеркальце. Что произошло?

 Дети: На нем выступили капельки воды.

Воспитатель: Оказывается пар  - это тоже вода.

Опыт 5. «Вода жидкая, может течь»

Воспитатель: Ребята, возьмите  два стаканчика – один с водой, другой пустой, и  аккуратно перелейте  воду из одного в другой. Вода льется? Почему?

 Дети: Потому что она жидкая.

Воспитатель:  Правильно, если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт 6. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Воспитатель: А теперь попробуйте размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной?

Дети: Краска в ней растворилась.

Воспитатель: А если  попробовать  растворить муку. Что мы видим?

Дети: мука не растворилась полностью, осадок опустился на дно.

Воспитатель: Правильно. Не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое круговорот воды в природе?

Дети:  (ответы)

Воспитатель:

 Сейчас я вам расскажу. Ложитесь  поудобнее, закройте глазки.

Релаксация «Ходят капельки по кругу»

Закрыли глазки.   Представим, я мама Тучка, а  вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь.  Капельки  наши прыгают,  танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Воспитатель: Отдохнули немножко?

Дети: Да

Воспитатель: А сейчас я  предлагаю поиграть в речевую игру с мячом: «Вода, – какая…»

Дети встают в круг.

Вода –  (ребенок) бесцветная

Вода – (ребенок) безвкусная

Вода – (ребенок) не имеет запаха

Вода – (ребенок) жидкая ит.д.

Воспитатель: Ребята, молодцы! Вы хорошо усвоили, какая вода, может быть.  А закончим мы сегодня наше занятие пословицей «Воду попросту не лей. Дорожить водой умей!».