Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цызова Елена Валерьевна

 

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

«Удивительная соль».

 

 

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 

 Задачи:                    

 Образовательные:

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества;

-уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

 

 

Развивающие:

-развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

-развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

 

Воспитательные:

-воспитывать потребность в получении информации о соли, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью;

-формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;

-воспитывать аккуратность и самостоятельность.

 

Виды и формы совместной деятельности взрослых и детей:

-практические (опыты с солью);

-наглядные (наблюдения, просмотр презентации);

- игровая (игра «Соль полезна для того, чтобы…», игра «Соленый-несоленый»);

- двигательная  ( игры малой подвижности, физминутка);

- коммуникативная (психогимнастика, беседы, рассказы воспитателя, рассказы детей, объяснение, обсуждение, анализ работы);

- познавательно-исследовательская (опыты, наблюдения);

- изобразительная деятельность (творческая работа «Раскрасим соль»,      рисование на соли).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

образовательное учреждение детский сад №6

Красносельского района Санкт- Петербурга

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

«Удивительная соль»

        

                                                                                                     

 Подготовила и провела                                                                                                                        воспитатель

               Цызова Елена Валерьевна                                                                      

     первой квалификационной категории

                                             

Санкт-Петербург

2019г.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:                    

 Образовательные: 

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества;

-уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие:

-развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

-развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: 

-воспитывать потребность в получении информации о соли, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью;

-формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;

-воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Виды и формы совместной деятельности взрослых и детей: 

-практические (опыты с солью);

-наглядные (наблюдения, просмотр презентации);

- игровая (игра «Соль полезна для того, чтобы…», игра «Соленый-несоленый»);

- двигательная  ( игры малой подвижности, физминутка);

- коммуникативная (психогимнастика, беседы, рассказы воспитателя, рассказы детей, объяснение, обсуждение, анализ работы);

- познавательно-исследовательская (опыты, наблюдения);

- изобразительная деятельность (творческая работа «Раскрасим соль»,      рисование на соли).

Материалы и оборудование: посылка с мешочками  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, натертый цветной мел, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

- Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

- Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

- Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

- Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

- Наблюдение «Как мама использует соль?».

Используемые технологии: здоровьесберегающие (физ.минутка);

личностно-ориентированные; игровые (игры и упражнения); информационно- коммуникативные (исследовательские, эксперимент), ИКТ (использование интерактивной доски).

Место нахождения детей и расположение пособий

Ход образовательной деятельности

п/п

Этапы работы, виды заданий и упражнений

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Приветствие

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

2.

Настрой детей  на начало НОД

психогимнастика

Дети стоят полукругом

Воспитатель:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Дети   становятся   в   круг.

Дети  идут в   правую сторону.

Дети идут в  левую сторону.

Дети  идут в центр круга.

Дети расходятся на свои места.

3.

Вводная часть (актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент).

Дети подходят к столу

Слайд №2

Слайд №3

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка.

Давайте посмотрим, что там.

Какие-то мешочки в ней.  

Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек.  

 А теперь понюхайте, пахнет?

Из ответов детей воспитатель делает вывод:

значит там находится вещество без запаха, мелкое на  ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?

Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель :

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель:

Откройте мешочки.

-Что там? (соль)

Дети подходят к посылке, берут мешочки.

Дети ощупывают мешочки, нюхают.

Ответы детей.

Предположение детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети открывают  мешочки

Ответы детей.

4.

Беседа

Дети проходят к столам.

Дети сидят на стульчиках лицом  к доске.

Рассказ педагога

Воспитатель: пройдите к своим местам и высыпьте соль из мешочков в контейнеры.

Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Воспитатель:  Соль -полезное ископаемое, природный элемент.

Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несоло- хлебавши». К соли относились уважительно.

Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Дети проходят к столам и высыпают соль из мешочков в контейнеры.

Ответы детей.

5.

Демонстрация презентации 

«Как добывают соль»

 «Добыча соли и    ее применение»

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Воспитатель: А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Воспитатель: Наша планета очень богата солёными место- рождениями.

Люди научились добывать соль различ-ными способами.

Соль  добывают в соляных шахтах.

Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Воспитатель делает вывод из ответов детей.

Да. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей соль является важным компонентом.

Соль используется и на улице. Как вы думаете, для чего?

 

Ответы детей

Ответы детей

Дети беседуют с воспитателем и высказывают свои варианты ответов.

Ответы детей.

Ответы детей.

Возможные выводы детей: это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

6.

Игра  «Соль полезна для того, чтобы…»

Дети становятся в круг.

Воспитатель передает мешочек.

Воспитатель: ребята, я предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы…», давайте встанем в круг

Воспитатель: Соль полезна для того….

Воспитатель: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Варианты ответов детей. (Чтобы консер-

вировать овощи.

Чтобы использовать в медицине.

Чтобы посолить суп.

Чтобы посыпать дорожки зимой.

Чтобы добавить в жареную картошку.

Чтобы посолить салат.

Чтобы засолить грибы.

Соль нужна для животных.

Чтобы делать ингаляции.

Чтобы промывать нос).

7.

Экспере-менитрование

1.Техника безопасности при проведении опыта.

Дети проходят  и садятся за столы.

Слайд №12

 «Правила при работе с солью»

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит

немножко стать учеными.

 В лабора-торию пойдем,

И чудо-опыт

 проведем .

Проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. 

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2.Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Проходят за столы.

Ответы детей.

8.

2. Опыт № 1:

 «Из чего состоит соль».

Дети сидят за столами. На столах для каждого ребенка приготовлена тарелочка с солью.

Для каждого ребенка приготовлена на столе трубочка.

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? 

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на… (порошок, сахар).

А теперь давайте соль 

рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите?  Из чего состоит соль?

Воспитатель:

Давайте возьмем трубочку и тихонько подуем на соль через нее.

Что вы можете сказать?

Воспитатель:  Какой мы сделаем вывод из этого опыта?

Дети  рассматривают

Ответы детей.

Дети берут лупы и рассматривают.

Ответы детей.

Дети дуют   на соль через трубочку

Ответы детей.

Дети делают выводы вместе с воспитателем.

Возможные ответы детей (соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов).

9.

3.  Опыт  №2 

«Соль хрустит»

Дети сидят за столами для каждого ребенка на столе приготовлена сухая чайная ложка.

Воспитатель: Ребята, давайте теперь надавим на соль сухой ложкой.

Что мы услышали?

Какой мы сделаем вывод?

Ответы детей.

Возможные варианты ответов детей (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день;

соль как и снег состоит из кристаллов,по-этому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

10.

4. Физминутка

«Потрудились-отдохнем».

Дети встают в круг

Воспитатель:

Потрудились-отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед

Вправо, влево поворот

Три наклона

Прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно отпустили

Всем улыбки подарили

Дети выполняют движения с воспитателем.

Ходьба на месте.

Подтягивание.

Руки в стороны, вперед.

Повороты туловища.

Наклоны туловища вправо-влево.

Поднять и опустить руки.

Воздушный поцелуй.

11.

5. Опыт № 3: «Соль поглощает воду».

Дети садятся за столы. Для каждого ребенка приготовлен стакан и ложка.

Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды.

Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: какой можно сделать вывод?

Да, верно соль поглощает воду.

Воспитатель: Добавьте еще воды, размешайте.

Что произошло с солью?

А как можно проверить, что соль не исчезла?

Да, действительно, если попробовать воду, как вы думаете какая она будет по вкусу?

Ответы детей

Ответы детей.

12.

6. Опыт № 4. 

«Плавающее яйцо».

Дети сидят за столами лицом к столу для экспериментов.

Воспитатель:  Ребята, а кто знает какая морская вода на вкус?

А в обычной реке?

Воспитатель: Верно, молодцы.

А вы знаете, что в солёной воде легче плавать.

Хотите это проверить? 

Поможет нам в этом обычное яйцо 

Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой.

Что вы видите?

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная.

Что вы видите? 

Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети вместе с воспитателем делают вывод: (в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.

Значит, в солёной воде легче плавать).

13

7. Игра «Соленый-несоленый»

Дети встают в круг.

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Соленый-несоленый».

Воспитатель называет слова  (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.

14

8.Творческая работа

Дети садятся за столы на свои места.

Для каждого ребенка приготовлен разноцветный тертый мелок.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам показать для чего еще люди, используют соль.

Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла.

Насыпьте в свою тарелочку по 3 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на три команды и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд.

Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель:  А вы знаете, что на соли можно рисовать?

Сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

Посмотрите, перед вами подносы с солью.

Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

Слушайте внимательно:

Он с весны висел на ветке,

Был зеленый - пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.

Кто стоит на крепкой ножке?

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы.

Если плачу – не беда, Вместо слёз течёт вода. Я такой плакучий

Из-за серой тучи.

Как красиво у вас получается!

Дети выполняют задание

Дети делятся на  три команды (три стола)   и ссыпают соль  в сосуды

Ответы детей

Ответы детей.(дети пальчиками рисуют листик на соли) .

Ответы детей. (дети пальчиками рисуют гриб на соли) .

Ответы детей. (дети пальчиками рисуют дождик на соли).

15

Рефлексия

Дети сидят на стульчиках.

Слайд №13

Воспитатель:  Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

Какая соль?

Давайте вспомним и скажем:

Откуда берется соль?

Как вы думаете ребята  соль полезна или вредна

Воспитатель: Конечно полезна, так-  как соль содержит минеральное вещество- ЙОД.

Что нового вы узнали о соли?

(Воспитатель демонстрирует слайды)

Опыт 1 (изучение строения соли).

Опыт 2 (соль хрустит, белая, соленая…).

Опыт 3 (соль поглощает воду).

Опыт 4 (растворение соли).

Опыт 5(водоплавающее яйцо).

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими учеными.

Давайте вспомним одно из правил при проведении оптов.

Да, ребята, нам нужно убрать все на свои места.

Спасибо вам за интересное занятие.

Возможные варианты ответов детей( соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Список используемой литературы

1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005

2.Е.В. Марудова. Ознакомление с окружающим миром.  Экспериментирование. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011

3.А.И.Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

М.,ТЦ Сфера,2005

3.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект НОД  познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Вода – удивительное чудо!»

ФГОС нацеливает педагогов на развитие у дошкольников любознательности, стремлению познать причинно- следственные связи предметов и явлений окружающего мира.Задача педагога – дать возможность дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Парашютисты"

Показать как пользоваться срезом картофеля для нанесения изображения;Способствовать развитию образного мышления, воображения, через использование нетрадиционного способа рисования;Продолжить освоение ...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (аппликация)

Закреплять умение детей вырезывать ­симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зритель­ный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение­ на...