Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Сказка в гости к нам пришла».
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Семочкина Анастасия Сергеевна

Цель: закрерление знаний сказок в игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №104»

Конспект открытого занятия

по развитию речи в подготовительной к школе группе №6

на тему: «Сказка в гости к нам пришла».

Подготовила:

воспитатель

1 квалификационной категории

Ерошенко Е.Е.

Новокузнецкий городской округ, 2017

Цель: закрепление знаний сказок  в игровой форме.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей о сказках;

 - продолжать учить определять вид сказки;

 - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- закреплять работу с мнемотаблицами (пиктограммами)

- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-учить подбирать слова антонимы (прилагательные), определяющие характеры героев.

Развивающие: 

- развить навыки речевого общения; развить связную речь;

- развить память, внимание;

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к героям, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

 «Физическое развитие»

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, просмотр любимых сказок по видео, загадывание загадок на данную тему, рисование любимых сказочных героев.

Оборудование:  презентация «Сказка в гости к нам пришла», икт оборудование, выставка книг по сказкам, мяч; пазлы,  иллюстрации  к сказкам, сказочные герои, 6 детских столов, 10 стульев, избушка, кукла говорящая Машенька, цветы для украшения.

Словарная работа: проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений, активизация  словаря: хитрая, злая, добрые, хорошие и т. д.

Ход занятия:

1. Вводная часть (слайд 1)

Под весёлую музыку дети входят в группу, приветствуют гостей и встают в круг, взявшись за руки.

Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.  

Приветствие гостей.

 - Добрый день!

Дети: для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать.

Повертелись, покружились и мы  в сказке  очутились.

2.  Объявление темы:

Воспитатель: - Ребята, послушаете, кто – то плачет? Да, это же Маша. А как, мы можем её назвать ласкова?  (Машенька). – Давайте, спросим у Маши, что случилось? Машенька собралась в школу, а что такое сказки ни чего не знает.  В рюкзачке у Машеньки есть задания. Давайте ей поможем выполнить все задания.

Воспитатель:  сказки рассказывают о не бывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими (литературными).

- Что такое сказки? А для этого подойдём к нашей выставке книг и рассмотрим наши книги.

- Что такое сказки?

Дети:  это необыкновенные истории, с героями случаются необыкновенные события,  происходит волшебство, говорят звери, птицы, предметы.

 Воспитатель: А на какие виды делятся сказки? (рассматривание книг)

 Дети: народные и авторские (литературные).

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому, из поколения к поколению, их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские или литературные сказки?

Дети: авторские сказки, написанные автором (одним человеком)

Воспитатель:  Да сказочные  истории дошли и до нас.  Они бывают весёлые и грустные, страшные и смешные.  Ребята мы с вами на занятии вспомним русские народные сказки и литературные: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Поможем Машеньки  разобраться. Что такое сказка?

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня по речевому развитию?

«Сказка в гости к нам пришла.»      (слайд 2)

Воспитатель: Маша предлагает сыграть в игру.

  • «Ты мне – я тебе» (из какой сказки герой)

Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.  Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»; Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк  – «Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса – «Лисичка со скалочкой»; Курица – «Курочка ряба»; Заяц- «Заяц - хваста». ( Как можно назвать этих героев ласково?)

Молодцы! -  Тихо проходим и садимся за столы.

3. Основная часть:

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

  • Игра: «Отгадай  сказку по загадке» (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я вместе с Машенькой буду загадывать вам загадки, и вы будете называть название сказки.

* Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) (слайд 4)

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя) (слайд 5)

*Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит) (слайд 6)

* В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка) (слайд 7)

* В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал. (Буратино) (слайд 8)

 Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами немножко отдохнём и проведём физминутку.

  • 4. Физкультминутка   «Шёл король по лесу…» (слайд 9)
    Шёл король по лесу, по лесу,
    Нашёл себе принцессу, принцессу.
    Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
    Ещё разок попрыгаем, попрыгаем,
    И ручками похлопаем, похлопаем,
    И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

 Воспитатель: давайте с вами ещё поиграем. Продолжим наше занятие.

  • Игра « Из какой сказки иллюстрация » (слайд 10)

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на  экране иллюстрации к сказкам)  

1) – Ребята, посмотрите на экран  и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывается слайд из сказки

«Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) (слайд 11)

- Как вы догадались?

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2) - Посмотрите   и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? -   (Это сказка «Лисичка -  сестричка и серый волк») (слайд 12)

- А какие герои    в этой сказке – хорошие  или плохие? ( Лиса хитрая, жадная волк доверчивый.)

 3) Рыбка, старик, старуха  («Сказка о рыбаке и рыбке»)  (слайд 13)

  4) Сестрица Алёнушка, козлёнок, злая ведьма («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») (слайд 14)

 5) Очень маленькая девочка, крот, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») (слайд 15)

 6) Иван царевич, лягушка со стрелой. (Сказка «Царевна-лягушка»)

(слайд 16)

Воспитатель: Молодцы знаете сказки.  

  • Игра «Кто лишний» (слайд 17)

Ребята, перед вами сказочные герои  дед, баба,  внучка, жучка, кошка, мышка, колобок (слайд 18)

Вопросы: Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок), а кто потерялся?   (репка) (слайд 19)

 Воспитатель: Молодцы правильно догадались.

  • Игра «Собери пазлы»  (на столе) (слайд 20)

Воспитатель: ребята давайте с вами поиграем в игру на время, вам надо разделиться на пары, у каждой пары  на  столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и  сможет угадать свою сказку, тот  и победил.

 ….раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазл-сказка.

  • Царевна – лягушка;
  • Маша и медведь;
  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;
  • Гуси – лебеди;
  • По щучьему велению.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело!

- Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки.   Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».   В  волшебных сказках происходит  превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

5. А теперь давайте немножко отдохнём, проведём артикуляционную гимнастику (слайд 21):  А О Э У И Ы (пропойте эти звуки) – Это какие звуки? (гласные).

В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделённые магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство. 

Воспитатель:   С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети: Бабой - Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем (слайд 22)

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.  Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказку «Царевна-лягушка», а теперь давайте представим, что было, если бы главный герой этой сказке повёл себя по-другому.

6. Проблемная ситуация.

  • «А если бы  Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым,  и не сжёг лягушечью шкуру то…….». (предположения детей)

Воспитатель: Ребята нам нужно помочь Машеньки, она знает начало сказки, а конец забыла, Давайте ей поможем сказку закончить.  А поможет нам  с вами мнемотаблица. Угадайте, какую сказку Машенька  знает, но забыла.

- Как  догадались? (схематично нарисованы герои сказки)

Рассказывание сказки детьми (слайд 23)

Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации. Помогли нашей героини справиться с заданиями. Теперь Машенька всё запомнит, и успешно будет учиться в школе.

7. Итоги занятия: (слайд 24)

 - Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.  Мы на занятии вспомнили  сказки русские народные и литературные, авторские.

- Чему учат нас сказки? (сказки  учат нас не обижать слабых,  сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса).

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети,  чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

- добрыми, как Емеля

- обаятельными, как Чебурашка,

- хозяйственными, как Матроскин,

- трудолюбивыми, как Золушка,

- находчивыми, как Кот в сапогах.

(слайд 25)

Молодцы!  Сегодня все успешно выполнили задания и получаете заслуженные медали «Лучшему сказочнику»!



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия по реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Самоанализ  организованной образовательной деятельности

Ерошенко Е.Е., воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №104», подготовительной к школе группе №6

Образовательная область: «Речевое развитие».

Направление:  развитие речи дошкольника

Тема: «Сказка в гости к нам пришла».

 Старший дошкольный возраст, возраст 6- 7лет.

  Содержание организованной образовательной деятельности определено Федеральными государственным образовательным  стандартом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования МБ ДОУ «Детский сад №104» и примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными  возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению. Очень важно в период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении и игре, смене вида деятельности в рамках занятия.

  В связи с этим занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

 «Физическое развитие»

Цель: закрепление знаний сказок  в игровой форме.

Задачи:

Образовательные:

   -уточнить и обогатить знания детей о сказках;

   - продолжать учить определять вид сказки;

   - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- закреплять работу с мнемотаблицами (пиктограммами)

- формировать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-учить подбирать слова антонимы (прилагательные), определяющие характеры героев.

Развивающие: 

- развить навыки речевого общения; развить связную речь;

- развивать память, внимание;

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к героям, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, просмотр любимых сказок по видео, загадывание загадок на данную тему, рисование и раскрашивание любимых сказочных героев.

Оборудование: презентация «Сказка в гости к нам пришла», икт оборудование, выставка книг по сказкам, мяч; пазлы,  иллюстрации  к сказкам, сказочные герои, 6 детских столов, 10 стульев, избушка, кукла говорящая Машенька, цветы для украшения.

Словарная работа: проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений, активизирование словаря: хитрая, злая, добрые, хорошие, смелые, трусливые и т.д.

Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к чтению  и рассказыванию.

Форма организации: фронтальная (коллективная, индивидуальная, парная)

Методы:

1. Словесный  (беседа), рассказывание (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

2. Наглядный с применением ИКТ.

3. Практический.

4. Игровой (использования игр, сюрпризного момента)

5. Поощрение.

6. Физминутка.

7. Стимулирования и мотивации в виде одобрения и похвалы.

Структура занятия была выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Сюжет организованной образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство, что создаёт положительный настрой и способствует повышению результативности.

Ход занятия.

1. Психологический настрой (организационный момент)

2. Сюрпризный момент (мотивация к занятию, проявление интереса)

3.Физкультминутка  (развитие пространственно-временной ориентировки и координацию движений)

4. Объявление темы (проблемная ситуация, уточнение знаний детей о сказках, определение вида сказки)

4.  Игра (формирование умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов)

5.Презинтация (основная часть) (закрепление знаний сказок в игровой форме) 1. «Отгадай сказку по загадке»  (продолжать формировать умение образовывать притяжательные прилагательные)

2. «Из какой сказки иллюстрация?» (развивать память, внимание, определять черты характера героев, учила подбирать слова антонимы)

 6. Артикуляционная гимнастика (повторение гласных звуков)

7. Проблемная ситуация (закреплять работу с мнемотаблицами, умение продолжить рассказ сказки)

8. Рефлексия, подведение итогов (поощрение)

Методы, используемые на определённых этапах образовательной деятельности, проводились с учётом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Считаю, что использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использование разнообразных методов и приёмов позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжение всего занятия. Благодаря чему занятие достигло запланированного результата. Дети с самого начала были заинтересованы, активны, готовы к совместной деятельности.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Логичность построения занятия позволило провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнение задания. Таким образом, поставленные мной цель и задачи были полностью реализованы.

      Считаю, что все методы и приёмы, используемые по ходу занятия, способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения. Цель данного занятия (закрепления знаний сказок в игровой форме) достигнута.

     Занятие построено на принципе диалогического общения взрослого и ребёнка, активизация речи детей. В занятие учитывались индивидуальные способности детей этого возраста. Воздействие на слух, зрение и тактильные ощущения, посредством художественного слова, игры, зрительного восприятия. Сказка многогранна, расширяет словарный запас ребёнка, влияет на развития связной речи, способствует формированию её эмоциональности, образности.

    Результат: дети повторили изученные сказки, героев, виды сказок, образование имён существительных, прилагательных, закрепили работу с мнемотаблицами, игровые приёмы.

С целью обеспечения целостности интеграции педагогического процесса содержание  данного занятия будет закреплено с детьми в разных режимных моментах: играх, на прогулках, в продуктивной деятельности, в свободой деятельности, в индивидуальной деятельности. Это же занятия я проведу с другой половиной детей во второй половине дня.

  Родителям будут даны рекомендации в индивидуальном порядке.

    Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/015c/0008a063-2751b582/12/hello_html_4e02ab2a.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/015c/0008a063-2751b582/12/hello_html_4e02ab2a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимние забавы детей»

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выра...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие на остров дружбы".

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной школе группе "Путешествие на остров дружбы"....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»

Конспект итогового занятия разработан для работы с  детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям  закрепить сложный  материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему: «От куда хлеб к нам на стол пришёл»

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему:«От куда хлеб к нам на стол пришёл»...