Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..."
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Оксана Николаевна Белова

Тема:                                                                                                  «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

                   ( знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками

                      о русском быте и гостеприимстве).

Программное содержание:

Знакомить с творчествомнародных мастеров.Развивать восприятие гармонии,национального самосознания. Формировать интерес к культуре своего народа.Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям и обычаям.

Звуковая культура речи:

отработка навыков правильного звукопроизношения,артикуляции. Обогащение словаря детей словами: сундук, половица, гребень,изба и т.д. Учить образовывать новые слова суффиксальным способом.  Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры. Развивать навыки речи – доказательства.

Материалы:

группа оформлена в виде русской горницы, деревянная посуда, деревянные ложки, деревянный гребень, матрешка, самовар, балалайка,расписные платки и пуховые шали,деревянная посуда, шкатулка деревянная,глиняные игрушки и свистульки, коврики домотканые.

 

Ход занятия

 

(У входа в «избу» детей встречает хозяюшка.)

 

Хозяюшка:  На завалинке, в светелке

                       Иль на бревнышках каких

                       Собирали посиделки

                       Пожилых и молодых.

                       При лучине ли сидели,

                       Иль под светлый небосвод –

                       Говорили, песни пели

                       И водили хоровод!

Рада вас видеть я у себя в гостях, в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный, «посиделками»  называется.Проходите,садитесь(Дети проходят и рассаживаются на стульчики.) .

Посмотрите сколько на моем столе стоит разных игрушек,но это игрушки не простые.Я вам сейчас о них расскажу! С давних времен и до сей поры славятся у нас мастера своими поделками.А поделки эти сделаны из природного материала.Любой природный материал-глина,дерево,жесть-красив,но красота его открывается не всем людям,а лишь чуткими внимательным,в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.Посмотрите,вот глиняная игрушка, еще и свистулька, в руках мастера она ожила и заиграла,а вот блюдо расписное - к нему тоже мастер приложил свое умение и посмотрите, что из этого получилось?! А теперь посмотрите какие платки,теплые да мягкие, у меня в руках (дает детям посмотреть,погладить). Как вы думаете, откуда эти платки и кто их связал?Правильно,мастерицы. А живут они в г.Урюпинске Волгоградской области.Связаны они из такой тонкой шерсти,что весь платок можно протянуть через кольцо.В Урюпинске есть музей, где хранятся и выставляются на показ эти красивые платкии другие изделия,связанные мастерицами из тончайшего козьего пуха.В Урюпинске даже памятник поставили козе.

 

Хозяюшка: Русь деревянная – края дорогие,

                      Здесь издавна русские люди живут.

                      Они прославляют жилища родные,

                      Раздольные русские песни поют…

( Звучит русская песня )

 

Хозяюшка:  А почему Русь называют деревянной?

(Дети отвечают)

 

Хозяюшка:  Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все – то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель и посуда…..

Наша изба ровно тепла,

Домом жить – не лукошко шить

Домом жить – не развеся уши ходить,

Домом жить – обо всем тужить.

(Хозяюшка разливает чай)

 

1 ребенок:                   Самовар шумит, баранки

На скатерке – самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

 

2 ребенок:                    Подходите, дети, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и хлеб берите,

Чаще в гости приходите!

15043
dsc_2760.jpg
 

 

Хозяюшка:Посмотрите, какой стол я для Вас накрыла. Сухари лежат в сухарнице. Хлеб в ………. (Хлебнице), конфеты в ……… масло в ………., молоко налито в …….. , соль насыпана в ……….. , а сахар в ………., варенье находится в ….

15045
dsc_2763.jpg

На Руси чай заваривал хозяин , глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется? (Самовар) В каком городе придумали самовар?  (Тула) А что пекут в этом городе? (Пряники) На моем столе они тоже есть. Угощайтесь, гости дорогие! (Садятся за стол)

(Дети благодарят хозяюшку, кланяются).

 

3 ребенок(мальчик):    Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку.

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

(Поют частушки)

Частушки

 

  1.                                                     Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно!

Пропоем мы вам частушки –

Будет замечательно! Ух!

 

  1.                                                      Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова,

Прилизала языком! Ух!

 

  1.                                                      Я сама разрисовала

Черной краской одеяло!

Рыжий кот под ним поспал –

Полосатым тигром стал! Ух!

 

  1.                                                      Ем я кашу и сметану.

У меня силенка есть!

Все же драться я не стану,

Только ты ко мне не лезь! Ух!

 

  1.                                                      Мы частушки вам пропели,

Вы скажите от души:

«Хороши частушки ваши,

И вы тоже хороши! Ух!»

   

15044
dsc_2749.jpg
  

 

Хозяюшка:Развеселили Вас мои угощенья, согрел чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка – барыня, самоварище – дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а по середине огонь, да вода.

Да вот эти четыре братца,

Что под одним кушаком подпоясаны,

Под одной шапкой стоят

(Показывает на стол)

Да мои голубки, которым

Место у прорубки

(раскладывает ложки)

Вот какие у меня живут друзья – помощники. Понравилось ли Вам у меня, дорогие гости?

 

4 ребенок:                                       Наша хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она подает, она прибирает,

Она одна за всех отвечает.

 

Хозяюшка:                                       Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

 

Есть в русском языке слова, которые трудно найти в других языках. Это «хлебосольство». Какие слова вы слышите в этом слове? Это слово произносят тогда, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, то есть когда человек готов поделиться всем, что у него есть в доме. А какие пословицы о гостеприимстве Вы знаете?

  • Красному гостю – красное место.
  • Гостю почет – хозяину честь.
  • Хозяин весел – и гости радостны.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Хорошо в гостях, а дома лучше.

Засиделись, гостюшки дорогие? А не размять ли нам ручки – ноженьки молодые?

 

 

Физминутка:                               Царь Горох

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал в присядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения)

 

Хозяюшка:   А  какие мастера были на Руси! Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой мы храним мелкие предметы. А как красиво смотрится деревянный сундук, отделанный витыми деревянными планками.

Какая русская изба и без скрипа половиц? Без разноцветных самотканых половиков? Послушайте, о каком предмете я сейчас Вам расскажу:

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком

(Ответы детей)

 

Хозяюшка:   В старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Ответы детей)

А про эти предметы, русские люди тоже придумали загадки:

 

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка). 

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Сверху дыра, снизу дыра, а внизу огонь да вода.(Самовар)

 

Хозяюшка:Молодцы, ребятки, верно угадали. Как хлебосольная хозяйка, хочу одарить вас, гости дорогие! Да подарки у меня не простые, матрешки росписные. Для девиц красных – матрешки в полушалочках, да в сарафанах, а для добрых молодцев – матрешки-богатыри, витязи русские. Сами раскрасьте их и на память о наших посиделках возьмите.

                              (Дети садятся за столы с цветными карандашами,восковыми мелками и раскрашивают своих матрешек.Хозяюшка показывает различные        виды       росписи русских матрешек.Звучит нар.песня "Ой,заюшка...")

                                                

15046
dsc_2767.jpg

15047
dsc_2770.jpg

5 ребенок :                                      Красны девицы, да добры молодцы.

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Спасибо Вам, хозяюшка!

Наделил бы Вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьем! (Уходят)

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Данное занятие, было построено, мною, на основе ТРИЗ – технологии в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей старшего возраста.
Были поставлены образовательные и воспитательные цели с учетом особенностей и места данного занятия в проекте «Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм ». Уровень подготовленности детей соответствует их возрасту.
При подготовке занятия использовались методические материалы специалистов – ТРИЗ по обучению дошкольников. Основная задача ТРИЗ – технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. Детское стремление общаться и помогать, существенно увеличивало активность и заинтересованность детей. При этом был обеспечен естественный переход детей от одного вида деятельности к другому, творческому.
В работе с детьми соблюдались общие дидактические принципы: последовательность, наглядность, оптимальность, учет возрастных особенностей. Для реализации этих принципов применяла разнообразные виды детской деятельности: познавательно-развивающую, исследовательскую, игровую, художественно-продуктивную. Использование таких приемов и методов как: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровым персонажем, сюрприз, показ, пояснение, демонстрация изображений объектов,  отгадывание загадки, физминутка, использование музыки(живой звук и запись русских песен)  поддерживало интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Материал подавался эмоционально с соблюдением педагогической этики и такта. Морально-психологический климат в процессе всей образовательной деятельности был комфортным для детей. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормам.
Вывод: Сочетание разных методов и приемов, применяемых мною, рациональное использование пособий способствовало достижению поставленных целей образовательного и воспитательного процесса.
Данное занятие было показано мною в октябре 2010года, когда я аттестовалась на 1категорию. Вызвало живой интерес у коллег и руководства, высоко оценено проверяющими. Фото и видео отчет с этого занятия был размещен на сайте нашего детского сада.

 

  

15048
dsc_2757.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskraski.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр: