Конспект по развитию речи "Части тела"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кравцова Софья Сергеевна

Конспект по развитию речи "Части тела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razv_rechi_chasti_tela.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Конспект занятия по развитию речи

для детей 5-6 лет

Тема: «Части тела»

Подготовила: Кравцова С.С.

г. Когалым, 2025г

Цель: закрепление  знаний о строении тела человека у детей 5-6 лет через игровую деятельность        

Задачи:

Образовательные:                                                                

- формировать у детей элементарные представления о  строении тела человека;                                                                                                                                      - способствовать развитию двигательной активности детей;                                                                                                                                                 - способствовать обогащению опыта детей через развитие игровой деятельности;

- обогащать   словарь детей в активной речи в процессе бесед, рассказов, упражнениях на многозначные слова;

- совершенствовать  грамматический словарь;  

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

- упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

- учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему.                                                                                                                                                                                             Развивающие:

- развивать коммуникативные и речевые навыки общения;

- развить связную речь;

- развить речевое творчество;

- развить зрительное внимание и мышление;                                                                                                                                                                                                                                                       - развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом;

- развивать у детей  внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость.

Речевые:

- развивать связную речь детей;

- развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Воспитательные:                                                                                                               

- воспитывать интерес к занятиям;                                                                              

- воспитывать желание общаться в коллективе сверстников и с педагогом.

Словарная работа: скороходы, запястья, темя.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: просмотр энциклопедии: «Что я знаю о себе?», беседы о строении тела, моделирование строение человека из геометрических фигур, выкладывание человека из палочек, чтение рассказа А. Фройденбегр «Великан и мышь», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, индивидуальные зеркала, мяч.

Методические приемы:

Наглядные: показ, демонстрация;

Словесные: художественное слово, беседа, вопрос-ответ;

Игровые: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Сосчитай», Игра с мячом: «Подумай и ответь», гимнастика для глаз «Любопытная варвара».

Интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация, социализация, игра, чтение художественной литературы.

Ход НОД

Организационный момент:  

Дети становятся в круг с воспитателем.

(дети выполняют действия в соответствии с текстом)

- Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил

– Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

В: - Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят: с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают: тик-так)

Громким детским голосам!

 А теперь все дружно сели, На меня все посмотрели.

Мотивационный этап:

В: - Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

- Как вы думаете, кто это? то человек).

- Вы догадались, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (о человеке)

- Правильно это человек. Мы будем говорить о человеке.

Практический этап:

Слайд 2.  - Интересно, а кто это к нам пришёл?  (Кощей бессмертный).

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки:

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза);

2. Между двух светил я в середине один. (Нос);

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги);

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык);

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки);

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот);

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова);

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3.  Упражнение «Вспомни»

- Вспомните, о чём были загадки Кощея? (Загадки Кощея были о глазах, носе, ногах, языке, о пальцах, руках, животе).

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

- Я начинаю предложение, вы заканчиваете:

- Головой мы что делаем? (думаем);

-Ушами что делаем? (слушаем);

-Глазами? (смотрим);

-Носом? (дышим, нюхаем);

-Ртом? (едим, пьем, говорим);

-Руками? (берем, держим);

-Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем);

-Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем).

- Молодцы! Верно!

Слайд 5. - Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? ( К нам пришла Красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласково – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково»:

- У моей внучки не рука, а ручка и т. д.

- А сейчас, попробуйте вы рассказать о внучке, используя слова: нога, плечо, палец, нос, волосы, голова, щека, ухо, живот, глаза. Дети рассказывают о внучке.

- Молодцы, все справились с заданием!

Слайд 6. - Посмотрите, прикатился к нам румяный колобок. Ребята, а чем он так напуган! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а ручищи; не глаза, а глазища; не губы, а губищи; не кулаки, а кулачищи; не локти, а локтищи; не ноги, а ножищи; не ногти, а ногтищи; не зубы, а зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а бровищи; не живот, а животище.

Слайд 7. - К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка:

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик.

Покажи мне, где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8. - Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела:

Есть на пальцах наших ногти.

На руках – запястья, локти

Темя, шея, плечи, грудь.

Бедра, пятки, две стопы.

Есть колени и спина

Но она всего одна

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две

Брови, скулы и виски

И, глаза, что так близки

Щёки, нос и две ноздри

Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9. Дети показывают на себе части тела, повторяя слова за воспитателем.

Игра с мячом: «Подумай и ответь»

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?  (Приключение Буратино)

-Верно!

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Воспитатель: Я буду бросать каждому из вас мячик, задавая вопрос Мальвины, а вы будете обратно бросать мяч мне, отвечая на вопрос:

- Сколько глаз у двух детей? (у двух детей четыре глаза).

- Сколько ушей у трех мальчиков? (у трех мальчиков шесть ушей).

- Сколько пальцев на левой руке? ( на левой руке пять пальцев).

- Сколько носов у трех девочек? (у трех девочек три носа).

- Спасибо ребята.

Слайд 10. - Посмотрите, к нам пришёл козлёнок. Он очень любит всё считать. Ему скучно одному, и он хочет, чтобы мы с ним посчитали.

Игра «Сосчитай»

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

-  Как весело стало козленку с вами вместе считать!

Слайд 11. - Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? (Знайка к нам пришел из сказки: «Приключения Незнайки»).

Он хочет вас познакомить со словами, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Например, слово нос имеет разное значение:

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

- Назовите разное значение слов: ручка, глазок, горлышко, спинка, ножки. (Дети называют разные значения слов: ручка – у двери, у сумки, авторучка; глазок – в двери, у картошки; горлышко – у бутылки, у ребенка; спинка – у стула, у ребенка; ножки – у стула, у гриба, у ребенка).                                                   - Молодцы! Вы справились с моим заданием.

Гимнастика для глаз «Любопытная варвара»:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, Смотрит вправо,

Смотрит вверх, Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз, (посмотреть на кончик носа)

А с него свалилась вниз, (посмотреть на пол).

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме

- Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаю попробовать рассказать о себе, опираясь на схему, которая на экране.

- Сначала я расскажу о себе, а вы внимательно послушайте мой рассказ. Дети слушают рассказ воспитателя. (Воспитатель рассказывает о себе, используя схему). А теперь, кто хочет рассказать о себе? Дети по желанию рассказывают о себе по схеме.

Слайд 13. - Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы!

Релаксация:

Упражнение «Воздушный шар»:

- В положении стоя закройте глаза, руки поднимите вверх, глубоко вдохните и наберите в себя воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты. А теперь представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. (Дети с воспитателем выполняют упражнение «Воздушный шар»)

Итог: Все вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями! В чем вы затруднялись? Что вам понравилось больше всего? Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию «Части тела»

Задачи:1)    Формировать представление о частях тела;2)    Развивать мелкую моторику детей, звукопроизношение, физические качества;3)    Создавать у детей ...

Конспект по развитию речи в средней группе Тема: Части тела

Помочь понять детям для чего нам нужны руки,ного...

Конспект занятия по развитию речи "Тело человека"

Конспект занятия на тему "Тело человека" для детей подготовительной группы...

Конспект НОД "Познавательное развитие" " Части тела человека"

Познавательное развитие в средней группе "Солнышко"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы второго раннего возраста (2-3 года) по познавательному развитию "Наше тело".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы второго раннего возраста (2-3 года) по познавательному развитию                    ...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста на тему «Я Девочка. Я мальчик. Части тела»

Конспект образовательной ситуации, решающей задачи, познавательного и речевого  развития детей раннего возраста ....