Методическая разработка Использование мнемотехники для развития связной речи детей.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Князева Юлия Анатольевна

Данная методическая разработка предоставляет собой опыт работы по развитию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

   Использование мнемотехники для развития связной речи детей.                                    

Аннотация :  Данная методическая разработка представляет собой опыт работы  по развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушения речи  с использованием  приемов мнемотехники.

      Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна  везде, и особенно, на этапе обучения. Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.   В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.   По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.  Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью.                       Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в настоящее время всѐ чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания, неумение согласовывать слова в предложении.   Дети не способны связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. Также одной из проблем для современного              дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с еѐ обработкой самостоятельно.

В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приѐмов, использование более эффективных, научно-обоснованных путей развития речи современных детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.

   Мнемотехника – система методов и приѐмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника позволяет превратить информацию в легко запоминаемые визуальные образы или ассоциации, что облегчает ее последующее воспроизведение. 

Передо мной встала следующая цель: развитие связной речи дошкольников  с использованием приемов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные задачи:

– формировать связную диалогическую и монологическую речь детей;

– обучать детей составлению описательных, повествовательных текстов, учить рассуждению;

 обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.

– учить читать наизусть стихотворение выразительно;

– учить детей пересказывать сказки, рассказы;

– учить детей составлять рассказы из личного опыта.

 

Развивающие задачи:

– развивать восприятие, память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление, воображение через составление мнемотаблиц и заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники;

– развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами с ловами, фразами;

– прививать интерес к художественной литературе.

Воспитательные задачи:

– воспитывать любовь к родной природе;

– воспитывать нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, сострадание и др.;

– воспитывать эстетический вкус, умение замечать прекрасное в природе.

Этапы работы

1 этап – начальный  На первом этапе была сформулирована тема, подобрана литература по данной проблеме, подобран диагностический материал и выявлен уровень сформированности речи дошкольников.

2 этап - основной. На формирующем этапе была проведена апробация использования приёмов мнемотехники, с целью развития связной речи детей

3 этап – заключительный Становление опыта, оценка результатов, описание работы.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

В овладении речью, как считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них)она побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов – А.Л. Венгером, А.В. Запорожцем и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив ими общие признаки объекта, т.е. пользоваться «заместителями». Можем с уверенность сказать, что именно мнемотехника станет верным помощником для наших действий в данном направлении

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Приём символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

      Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно -развивающей среды в группе были учтены:

-особенности эмоциональной личности ребенка;

 -его индивидуальные социально-психологические особенности;

 -индивидуальные предпочтения и потребности;

 -любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на развитие речи, обогащение словарного запаса, активизацию речи.

 Оформлен центр речевого развития, включающий в себя

: - дидактические игры по развитию речи;

 - картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

 -игры для развития мелкой моторики рук;

Оформлены: - уголок книги

 - подобранна серия сюжетных картинок

 - театральный уголок;

- картотеки хороводных, подвижных игр с речевым сопровождением.

 Предметно-развивающая среда обновляется в соответствии с решаемыми задачами. Мнемоническое запоминание состоит из трёх этапов: -кодирование в образы (замена ключевых слов в предложениях значками - символами); -запоминание последовательности (заполнение схем-моделей с помощью знаков-символов и использование схем-моделей как плана пересказа); -закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

 Этапы работы с мнемотаблицей:

 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

 3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

 4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, пересказе, т.к увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее  запомнить текст, и пересказать его. В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания, помогают детям выстраивать:

 -строение рассказа,

 - последовательность рассказа,

 - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Приём наглядного моделирования использовался в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

 -пересказ;

 -составление рассказов по картине;

 -описательный рассказ;

-творческий рассказ.

Алгоритм работы:

 Пересказ литературного произведения.

 -Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

 -Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

 -Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

-Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

-Коллективный пересказ.

-Самостоятельный пересказ текста.

-Анализ самостоятельных пересказов детей.

 В работе использовались практические, словесные, наглядные методы.

Свою работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка – мнемотаблица

Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.

 Мнемодорожка– это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение - таким образом, весь текст 10 зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: -предметные картинки; -силуэтные изображения; -геометрические фигуры.

 Мнемотаблицы использовались в работе в качестве дидактического материала по развитию связной речи детей с целью: -обучения составлению описательных, повествовательных, творческих рассказов; -обучения пересказу художественной литературы ). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Мнемоническое запоминание состоит из трёх этапов:

 -кодирование в образы (замена ключевых слов в предложениях значками - символами);

 -запоминание последовательности (заполнение схем-моделей с помощью знаков-символов и использование схем-моделей как плана пересказа);

 -закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, пересказе, т.к увлекают детей, превращая занятие в игру. процессе работы была подобрана серия дидактических игр и упражнений, направленных на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать связно, последовательно и выразительно художественный текст. Игры и игровые упражнения с мнемотехникой использовались в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру. Опыт показал эффективность использования приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста для развития связной речи.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:

1.Совершенствованию зрительного и слухового восприятия.

2. Развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память. 3. Совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.

 4. Развитию творческого познания. Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. 
– М.: Мозаика-Синтез, 2015

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011

Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.

материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...

Методическая разработка " Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Методическая разработка "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"....