Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.
презентация к уроку по логопедии по теме

Диркач Евгения Михайловна

материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №3 «Капитошка».

Выступление на тему:

«Использование мнемотехники

в развитии мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР»

                                                                 Подготовила учитель-логопед

Диркач Е.М.

2013 г.

     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор  у детей с ЗПР - это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2.  Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3.  Употребление нелитературных слов и выражений.
  4.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5.  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7.  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция. 

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ЗПР  – очень сложное дело. Необходимо    научить       детей       связно, последовательно,   грамматически правильно  излагать   свои   мысли,   рассказывать  о различных событиях из окружающей   жизни.

     Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы   процесс   обучения   был   для   них   интересным,    занимательным, развивающим.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

          Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

    Одним из факторов является наглядность – рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

     Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. В нем отмечается важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенно большое значение использование мнемотехники  имеет в работе с проблемными детьми, с детьми с задержкой психического развития. У таких детей также повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, а также их готовность к обучению в школе.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Основные задачи мнемотехники:

- развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения,

- осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение,

-  способствовать психофизиологической и интеллектуальной  подготовке к школе,

- обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.

В содержание методики мнемотехники входят:

- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.,

- упражнения на развитие различных параметров внимания,

- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Инновационный характер заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним), визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания. 
     Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

Дидактические задачи:

  1. Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний.
  2. развитие инициативы, самостоятельности.

     Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами-слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее идет описание слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте.

Детям с ЗПР  трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин  через  мнемотаблицу,  поэтому  с ними удобнее работать  через  мнемодорожки. 

     Дальнейшая работа была с  мнемодорожек. Мнемодорожка  также несет обучающую  информацию, но в  небольшом количестве,   что   очень   важно  на   первых   порах    обучения  ребенка.

          Работать с  мнемодорожкой можно,   используя приемы

 наложения   и   приложения, исключая  на   первых  порах  метод частичной   или   полной   графической   зарисовки.

     Поставив   перед   собой   цель —  ознакомить   детей  с     характерными особенностями   времен  года, мы  учим   детей  рассказывать  о временах года   с    использованием   мнемодорожки    и     мнемотаблицы     через составление   сюжетной     сказки      (с   помощью   педагога).

     Следующий этап – работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.

     Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
   
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

     Я их использую для:

  1.  обогащения словарного запаса,
  2.  при обучении составлению рассказов,
  3.  при пересказах художественной литературы,
  4.  при отгадывании и загадывании загадок,
  5.  при заучивании стихов,
  6.  при знакомстве с цифрами, буквами.

     Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

     Я использую мнемотаблицы  для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
   
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. .

Составление рассказа о зиме логопедом.
   
 Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.


     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
   Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
   
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по

развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная,

«пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как

использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и

перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

     Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны

использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться

классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Пришла Таня в желтом сарафане.

 Стали Таню раздевать –

Стали плакать да рыдать. (луковица)

Вывод:

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

Презентация о теоретических основах применения мнемотехники в развитии связной речи детей. Включает наглядные материалы, которые могут использоваться педагогами и родителями....

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...