Этапы работы по развитию речи ребенка раннего возраста в ДОУ
материал по развитию речи (младшая группа)
Установление эмоционального контакта с педагогом (выяснить интересы, пристрастия, как двигается - удовольствие от движения, потягивания - дофамин, эндорфин – эффект «мне хорошо» - кто доставляет удовольствие, с тем хочется быть.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы работы по развитию речи ребенка раннего возраста в ДОУ:
- Адаптация ребенка к условиям группы
- Установление эмоционального контакта с педагогом (выяснить интересы, пристрастия, как двигается - удовольствие от движения, потягивания - дофамин, эндорфин – эффект «мне хорошо» - кто доставляет удовольствие, с тем хочется быть. Поведение взрослого д.б..предсказуемым, иначе – ребенок испугался, перестал воспринимать взрослого как источник информации и обучения.
- Выработка учебного стереотипа – умение сидеть за столом (мотивация – еда, принимаемый взрослый, …)
- Установление зрительного контакта (мотивирующий фактор – на уровень глаз ребенка, поощрять фиксацию взгляда на область лица, губ)
- Формирование начальных коммуникативных навыков (указательный жест, «да», «нет»)
- Обучение навыкам имитации
* имитация основных движений (дай руку, хлопай в ладоши, подними руки, погладь животик),
* имитация движений с предметами (позвони в колокольчик, положи кубик в ведерко, катай машинку, вытри рот, подуй в дудочку)
* имитация мелких и точных движений ( указать на части тела, сжимать-разжимать кулачки, постучать указательным пальцем)
- Обучение пониманию речи
- понимание простых глаголов, которые часто встречаются («дай», «покажи» - при выполнении – немедленное поощрение, при невыполнении – немедленная физическая помощь, затем поощрение)
- обучение выбору (после научения выполнять односложную инструкцию «дай», «покажи»). «Дай машинку» (выбор из двух разных предметов, затем трех и т.д.), помогающая помощь не давая ошибиться, поощрение
- обучение навыкам понимания названий действий с предметами (сначала действий, которые ребенок уже может делать по инструкции)
- перенос навыка на картинки
- обучение экспрессивной речи
* обучение подражанию звукам и артикуляционным движениям,
* имитация вербальных (произносительных) движений (открой рот, покажи язык, надуй щеки, подуй, поцелуй)
8. Контроль над дыханием (контроль над эмоциями)
- формирование длительного выдоха (выражение эмоций О-о-о, а-а-а, ух—ты-ы-ы; дуть на ватку, дуть в трубочку через воду, выдувать мыльные пузыри)
9. Формирование фонематического слуха (барабан, бубен, дудка – преодоление страха различных звучаний, передача естественного ритма
10. Произнесение звуков речи любым способом (сопровождение звуками движений, «звуки индейцев»)
- произносить значащие звуки, учить простым восклицаниям, речевому сопровождению действиям
- произнесение согласных (подражание звукам животных, звукам окружающей среды)
- освоение комбинации звуков (ко, ка, па, ма), первым словам (мама, папа – в основе которых эхолалия)
- приветствие и прощание (звучание и жест)
11. Расширение словарного запаса …
Подходы к развитию речи у детей с РАС
- Акцент на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействие через установление и развитие эмоционального контакта (социализированное подкрепление)
- Отработка речевых стереотипов на основе подкрепления (более физиологичное подкрепление, на основе условных рефлексов, т.к. социальная часть у детей с РАС часто незначима)
Типичные нарушения речи у детей с РАС
- мутизм (отсутствие ответной и спонтанной речи у значительной части аутичных детей (от 30 до 50%, по данным разных ученых) при этом ребенок с РАС может понимать речь других людей и разговаривать
- эхолалии как вид однообразного речевого поведения (автоматическое повторение слов, фраз, сказанных другим человеком, часто воспроизводятся не тотчас, а спустя некоторе время
- большое количество слов-штампов и коротких фраз-штампов, сотоящих из 2-3 слов
- фонографичность речи (способность воспроизведения слогов или слов, возможно, без улавливания их смысла. При хорошей памяти последнее иногда создает иллюзию развитой речи)
- отсутствие обращения к собеседнику, несостоятельность в диалоге (монологичная речь м.б. хорошо развита)
- неконкретность (автономность) речи, при которой значение слов, употребляемых ребенком не совпадает с общепринятым (у нормативных детей этап автономой речи короток, у аутичных он затягивается и свидетельствует о «несформированности предметного сознания» - С.Л.Рубинштейн, позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я». Как результат задержанного становления осознания себя)
- нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное, до буквальности, сужение толкования значения слов, употребление неологизмов, создаваемых самим ребенком
- нарушение грамматического строя речи при употреблениии категорий лица, числа, времени, нарушения связности речи, спонтанности высказывания
- отрывистая, монотонная речь, при этом устная речь м.б. более связной, чем устная)
- нарушение звукопроизношения, недопроизношение слов, в т.ч. коротких, сведение их к одному слогу
- нарушение просодических компонентов речи (нарушение темпа, ритма, эмоционального рисунка речи
Подходы к развитию речи у детей с РАС
- индивидуальный подход, учитывающий уровень интеллектуального развития ребенка
- комплексный подход, затрагивающий разные аспекты речи
- дифференциация речевых нарушений (обусловлены РАС и/или сопутствующими синдромами)
- начинать с установления эмоционального контакта с ребенком, привлечения и удержания его внимания; затем – активизация речевой деятельности, обучение пониманию речи, формирование и развитие спонтанной и экспрессивной речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса.
Подходы к развитию речи у 1 группы
- простраивание алгоритма простого взаимодействия
- формирование стереотипных, простейших игровых навыков и их осмысление
- растормаживание речи
- развитие сенсорной интеграции
- консультирование родителей по взаимодействию с ребенком в различных бытовых ситуациях
Логопед:
- формирование навыков простой коммуникации
- создание алгоритмов произвольного высказывания
- формирование навыков альтернативной коммуникации (после 5-6 лет)
Подходы к развитию речи у 2 группы
Психолог
- снятие напряжения путем использования имеющихся стереотипов
- внесение смыслов в стереотипные, повторяющиеся действия, их рационализация
- расширение границ стереотипов, увеличение их разнообразия в соответствии с различными жизненными и образовательными ситуациями
Дефектолог (с 4,5 – 5 лет)
- формирование элементарных стереотипов продуктивной деятельности и элементов учебного поведения (хорошо работают технологии поведенческого анализа (АВА))
Логопед
- развитие понимания речи других людей
- формирование навыков ведения элементарного диалога
- расширение словарного запаса
- выработка алгоритмов речевого взаимодействия в различных ситуациях
Подходы к развитию речи у 3 группы
М.б. групповая форма работы
Дефектолог
- выработка навыков и стереотипов учебной деятельности
Логопед
- навыки диалоговой коммуникации
- алгоритмы произвольного высказывания
- умение инициировать речевое поведение
Психолог
- развитие самовосприятия
- формирование навыков элементарной саморегуляции и социально-эмоциональной коммуникации
- обучение пониманию эмоций другого человека в рамках предметно-игровой деятельности
Специалист АФК
Подходы к развитию речи у 4 группы
Психолог
- формирование навыков социально-эмоциональной коммуникации
Дефектолог
- формирование предпосылок учебной деятельности
Логопед
- развитие коммуникативной стороны речи
- преодоление специфически речевых нарушений
Подходы к развитию речи: атипичный аутизм
Неравномерный уровень развития ВПФ требует большой индивидуализации коррекционных программ.
Психолог
- выстраивание алгоритмов простой продуктивной деятельности
- развитие продуктивной коммуникации
- развитие стереотипны игровых навыков
- развитие самовосприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные консультации для родителей по теме:"Развитие речи ребенка раннего возраста" и "Адаптация малыша к детскому саду"
В материале представлены 2 индивидуальные консультации для родителей....

Развитие речи ребенка раннего возраста.
В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрес...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста
Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....
Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.
Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Основные этапы и направления развития речи детей раннего возраста.
Для того, чтобы понять по каким направлениям проводить работу по развитию речи в том или ином возрасте, необходимо знать и понимать онтогенез нормальной детской речи, основные его закономерности. Этом...

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...

