Этапы работы по развитию речи ребенка раннего возраста в ДОУ
материал по развитию речи (младшая группа)

Шихова Наталья Сергеевна

Установление эмоционального контакта с педагогом (выяснить интересы, пристрастия, как двигается - удовольствие от движения, потягивания  - дофамин, эндорфин – эффект «мне хорошо» - кто доставляет удовольствие, с тем хочется быть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_razvitiyu_rechi_rebenka_s_ras_v_dou.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы по развитию речи ребенка раннего возраста в ДОУ:

  1. Адаптация ребенка к условиям группы
  2. Установление эмоционального контакта с педагогом (выяснить интересы, пристрастия, как двигается - удовольствие от движения, потягивания  - дофамин, эндорфин – эффект «мне хорошо» - кто доставляет удовольствие, с тем хочется быть. Поведение взрослого д.б..предсказуемым, иначе – ребенок испугался, перестал воспринимать взрослого как источник информации и обучения.
  3. Выработка учебного стереотипа – умение сидеть за столом (мотивация – еда, принимаемый взрослый, …)
  4. Установление зрительного контакта (мотивирующий фактор – на уровень глаз ребенка, поощрять фиксацию взгляда на область лица, губ)
  5. Формирование начальных коммуникативных навыков (указательный жест, «да», «нет»)
  6. Обучение навыкам имитации

* имитация основных движений (дай руку, хлопай в ладоши, подними руки, погладь животик),

* имитация движений с предметами (позвони в колокольчик, положи кубик в ведерко, катай машинку, вытри рот, подуй в дудочку)

* имитация мелких и точных движений ( указать на части тела, сжимать-разжимать кулачки, постучать указательным пальцем)

  1. Обучение пониманию речи

- понимание простых глаголов, которые часто встречаются («дай», «покажи» - при выполнении – немедленное поощрение, при невыполнении – немедленная физическая помощь, затем поощрение)

- обучение выбору (после научения выполнять односложную инструкцию «дай», «покажи»). «Дай машинку» (выбор из двух разных предметов, затем трех и т.д.), помогающая помощь не давая ошибиться, поощрение

- обучение навыкам понимания названий действий с предметами (сначала действий, которые ребенок уже может делать по инструкции)

- перенос навыка на картинки

- обучение экспрессивной речи

* обучение подражанию звукам и артикуляционным движениям,

* имитация вербальных (произносительных) движений (открой рот, покажи язык, надуй щеки, подуй, поцелуй)

8. Контроль над дыханием (контроль над эмоциями)

- формирование длительного выдоха (выражение эмоций О-о-о, а-а-а, ух—ты-ы-ы; дуть на ватку, дуть в трубочку через воду, выдувать мыльные пузыри)

9. Формирование фонематического слуха (барабан, бубен, дудка – преодоление страха различных звучаний, передача естественного ритма

10. Произнесение звуков речи любым способом (сопровождение звуками движений, «звуки индейцев»)

- произносить значащие звуки, учить простым восклицаниям, речевому сопровождению действиям

- произнесение согласных (подражание звукам животных, звукам окружающей среды)

- освоение комбинации звуков (ко, ка, па, ма), первым словам (мама, папа – в основе которых эхолалия)

- приветствие и прощание (звучание и жест)

11. Расширение словарного запаса …

Подходы к развитию речи у детей с РАС

  1. Акцент на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействие через установление и развитие эмоционального контакта (социализированное подкрепление)

  1. Отработка речевых стереотипов на основе подкрепления (более физиологичное подкрепление, на основе условных рефлексов, т.к. социальная часть у детей с РАС часто незначима)

Типичные нарушения речи у детей с РАС

- мутизм (отсутствие ответной и спонтанной речи у значительной части аутичных детей (от 30 до 50%, по данным разных ученых) при этом ребенок с РАС может понимать речь других людей и разговаривать

- эхолалии как вид однообразного речевого поведения (автоматическое повторение слов, фраз, сказанных другим человеком, часто воспроизводятся не тотчас, а спустя некоторе время

- большое количество слов-штампов и коротких фраз-штампов, сотоящих из 2-3 слов

- фонографичность речи (способность воспроизведения слогов или слов, возможно, без улавливания их смысла. При хорошей памяти последнее иногда создает иллюзию развитой речи)

- отсутствие обращения к собеседнику, несостоятельность в диалоге (монологичная речь м.б. хорошо развита)

- неконкретность (автономность) речи, при которой значение слов, употребляемых ребенком не совпадает с общепринятым (у нормативных детей этап автономой речи короток, у аутичных он затягивается и свидетельствует о «несформированности предметного сознания» - С.Л.Рубинштейн, позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я». Как результат задержанного становления осознания себя)

- нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное, до буквальности, сужение толкования значения слов, употребление неологизмов, создаваемых самим ребенком

- нарушение грамматического строя речи при употреблениии категорий лица, числа, времени, нарушения связности речи, спонтанности высказывания

- отрывистая, монотонная речь, при этом устная речь м.б. более связной, чем устная)

- нарушение звукопроизношения, недопроизношение слов, в т.ч. коротких, сведение их к одному слогу

- нарушение просодических компонентов речи (нарушение темпа, ритма, эмоционального рисунка речи

Подходы к развитию речи у детей с РАС

- индивидуальный подход, учитывающий уровень интеллектуального развития ребенка

- комплексный подход, затрагивающий разные аспекты речи

- дифференциация речевых нарушений (обусловлены РАС и/или сопутствующими синдромами)

- начинать с установления эмоционального контакта  с ребенком, привлечения и удержания его внимания; затем – активизация речевой деятельности, обучение пониманию речи, формирование и развитие спонтанной и экспрессивной речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса.

Подходы к развитию речи у 1 группы

- простраивание алгоритма простого взаимодействия

- формирование стереотипных, простейших игровых навыков и их осмысление

- растормаживание речи

- развитие сенсорной интеграции

- консультирование родителей по взаимодействию с ребенком в различных бытовых ситуациях

Логопед:

- формирование навыков простой коммуникации

- создание алгоритмов произвольного высказывания

- формирование навыков альтернативной коммуникации (после 5-6 лет)

Подходы к развитию речи у 2 группы

Психолог

- снятие напряжения путем использования имеющихся стереотипов

- внесение смыслов в стереотипные, повторяющиеся действия, их рационализация

- расширение границ стереотипов, увеличение их разнообразия в соответствии с различными жизненными и образовательными ситуациями

Дефектолог (с 4,5 – 5 лет)

- формирование элементарных стереотипов продуктивной деятельности и элементов учебного поведения (хорошо работают технологии поведенческого анализа (АВА))

Логопед

- развитие понимания речи других людей

- формирование навыков ведения элементарного диалога

- расширение словарного запаса

- выработка алгоритмов речевого взаимодействия в различных ситуациях

Подходы к развитию речи у 3 группы

М.б. групповая форма работы

Дефектолог

- выработка навыков и стереотипов учебной деятельности

Логопед

- навыки диалоговой коммуникации

- алгоритмы произвольного высказывания

- умение инициировать речевое поведение

Психолог

- развитие самовосприятия

- формирование навыков элементарной саморегуляции и социально-эмоциональной коммуникации

- обучение пониманию эмоций другого человека в рамках предметно-игровой деятельности

Специалист АФК

Подходы к развитию речи у 4 группы

Психолог

- формирование навыков социально-эмоциональной коммуникации

Дефектолог

- формирование предпосылок учебной деятельности

Логопед

- развитие коммуникативной стороны речи

- преодоление специфически речевых нарушений

Подходы к развитию речи: атипичный аутизм

Неравномерный уровень развития ВПФ требует большой индивидуализации коррекционных программ.

Психолог

- выстраивание алгоритмов простой продуктивной деятельности

- развитие продуктивной коммуникации

- развитие стереотипны игровых навыков

- развитие самовосприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка раннего возраста.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрес...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Основные этапы и направления развития речи детей раннего возраста.

Для того, чтобы понять по каким направлениям проводить работу по развитию речи в том или ином возрасте, необходимо знать и понимать онтогенез нормальной детской речи, основные его закономерности. Этом...

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...