«Учим детей правильно употреблять предлоги в речи»
консультация по развитию речи
Практикум для родителей «Учим детей правильно употреблять предлоги в речи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Практикум для родителей
«Учим детей правильно употреблять предлоги в речи»
Разработчик
Галенских Кристина Александровна
учитель – дефектолог
I квалификационной категории
Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.
К четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между. Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута»,
«вот» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать).
Соедини линией картинки и схемы
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого
предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:
НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)
В – это означает внутри чего-то (в корзине)
ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над корзиной)
ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)
ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзиной)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с другими предлогами. При объяснении значений предлогов можно использовать схемы.
После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на ней изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов.
Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.
Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.
Одна из любимых игр - прятки.
Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).
Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д.» Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).
Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по- разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.
Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением.
- Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.
- Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.
- Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.
- Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.
- Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
- Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?
- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?
- Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
- Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?
- Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .
Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
- Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
- Девочка налила воду в кувшин. - …
- Мама положила яблоки на стол. -.
- Ваня поставил лампу на тумбочку. - …
- Машина подъехала к магазину. - …
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .
Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:
- Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.
- Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.
- Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.
- Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей
Игра «Что изменилось? (предлоги в, на, под, около)
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку - в кабину машины, куклу и лису - около машины, лягушку - под машину.
Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался - теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.
Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку задавайте вопросы и просите ответить полным предложением:
- «Где лежит мяч? Где кукла? » и др.
- «С чем можно пить чай? (с печеньем, с конфетой, с вареньем и т.д.,
- С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.),
- Из чего делают игрушки? (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)
- Игра «Что где находится» (по сюжетной картинке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей правильно употреблять предлоги в речи"
Консультация учителя-логопеда поможет родителям в игровой форме закрепить правильное использование предлогов в речи....

Учим детей правильно употреблять предлоги в речи
Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, пер...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. ...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. ...
Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи
Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....

Как правильно употреблять предлоги в речи?
комплекс игр для дошкольников по закреплению умения употреблять предлоги в речи...

Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах»
Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и...



