Мастер-класс для педагогов "В сказки мы играем - речь развиваем"
методическая разработка по развитию речи

Ледяева Татьяна Николаевна

Мастер-класс предназначен для воспитателей и содержит практический материал по использованию сказок для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитиии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_v_skazki_my_igraem.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«В сказки мы играем – речь развиваем!»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно- речевом развитии дошкольников, использование которого в условиях позволит развить психические и физические функции у ребенка.

Задачи:

1.    Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно – речевом развитии дошкольников;

2.    Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательно – речевом развитии в деятельности с детьми;

3.    Рефлексия собственного опыта участниками мастер – класса.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами окунемся в мир детской книги, чтобы еще раз увидеть ее неповторимость и уникальность. «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» - замечательные слова  Льва Токмакова – советского и российского художника иллюстратора.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются  интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением  и большим словарным запасом. Книги оказывают влияние на нравственное, умственное, эстетическое развитие детей, на формирование грамматически правильной речи.

Роль чтения в развитии детской речи определена как чрезвычайно важная. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! 

1. Первое задание: Педагогам раздаются карточки, где необходимо определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача («Программа от рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой).

- (1 Карточка) Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рчёвым, Е. Чарушиным. (средняя группа).

- (2 карточка) Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (младшая группа).

- (3 карточка) Обращать внимания детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову (подготовительная группа).

- (4 карточка) Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения (старшая группа).

2. Второе задание «Придумай сказку»

Мы все знаем, что сказка состоит из зачина или присказки, основных событий и концовки.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ

 

1.

ЖИЛИ-БЫЛИ….

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ…..

2.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…

3.

ИЗ-ЗА ЭТОГО…

4.

КУЛЬМИНАЦИЯ

5.

РАЗВЯЗКА…

6.

МОРАЛЬ СКАЗКИ…

3. Третье задание «Узнайте сказку». Педагогам предлагается узнать, о каком произведении идет речь, при этом не называются действующие лица, названия и сюжет.

 - Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропала из вида этой госпожи, а затем вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделенная умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок).

- Жили –были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

4. Четвертое задание: с раннего детства мы завороженно слушаем увлекательные сказки. Становясь взрослыми, мы в свою очередь, приводим фантастический мир сказочных героев своих детей. Давайте вспомним героев любимых сказок и отгадаем про них загадки.

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля).
  • Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый…(не кот, а Волк).
  • В Людоедах знает толк, съест,  как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон).
  • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих…(не козлят, а поросят).
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она.. (не бегемота, а Лягушки).
  • Лягушка со стрелою – печальная  картина. Женой Квакушка станет теперь для… (не для Буратино, а для Ивана-царевича).
  • Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
  • У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

5 Пятое задание  «Закончите пословицу»:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)
  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)
  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)
  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)
  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)
  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)
  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)
  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

6. Шестое задание:  Игра «Кто за кем?»

В этой игре нужно разместить героев сказок в определённой последовательности, рассказать, кто за кем пришел, кого встретил.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

Заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух.

В процессе этой игры мы формируем у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

7. Седьмое задание. Напоследок задание для самых современных и эрудированных. Взрослые люди не верят в сказки и в волшебство, но все мы выросли на сказках, у каждого из нас была любимая сказка. И в каждой сказке есть волшебный предмет.

Изображена печка, которая сама готовила. Девочки только надо было замесить тесто и положить в печь, ждать результата. А в современном мире есть похожая печь? Кто может назвать современный аналог?

1. Печь - хлебопечка

2. Горшочек каши – мультиварка;

3. печь Емели – машина;

4. летучий корабль – самолет;

5. тарелочка с молодильным яблоком – айфон.

    У меня тоже есть тарелочка и лежат на ней молодильные яблочки и я от всей души хочу угостить этими яблочками всех присутствующих, чтобы ваша красота не увядала а только расцветала, угощайтесь пожалуйста.

На своем мастер классе я вам продемонстрировала несколько игровых упражнений для закрепления и активизации в речи глаголов, существительных, прилагательных.

Хочется закончить словами из русских народных сказок

«Вот и сказки конец, а кто слушал молодец».

Спасибо большое за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Сценарий мастер- класса для родителей в подготовительной логогруппе " Играя, обучаем, развиваем".

Цель:  повышение педагогической компетентности родителей и обучение их способам подготовки детей к обучению в школе.....

Мастер-класс для педагогов " В Су-Джок играем-речь развиваем"

Мастер-класс для педагогов. В материале представлены упражнения и игры  для развития речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей (первая младшая группа) «Играем пальчиками – развиваем речь»

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно  говоря, идут тончайшие ручейки,  которые,  питают источник творческой мысли....

Мастер-класс для родителей на тему: «Пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер-класс для родителей на тему:«Пальчиками играем – речь развиваем»...