Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей старшего возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей старшего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Методические рекомендации
по диагностике речевого развития детей
старшего возраста.
Оформила:
Ельшова
Екатерина
Владимировна
Пгт Стройкерамика, 2025г.
Старший дошкольный возраст
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком): увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников.
Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, это разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец) и соединять части высказывания.
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как по содержанию, так и по методике обучения.
Словарная работа выявляются умения:
- активизация прилагательных и глаголов, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
- дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматический строй речи
- образовывать название детенышей животных (лиса- лисенок, корова-теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
- образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
- строить сложные предложения разных типов. ЗКР
- дифференцировать пары с-з, с-ц, ш-х, ч-щ, л-р.- различать свистящие, шипящие, и сонорные звуки, твердые и мягкие.
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
Ход обследования
I серия заданий (словарь и грамматика)
- Ты знаешь уже много слов. Что значит слово «кукла», «мяч», «посуда»
- Правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
- Называет отдельные признаки, действия;
- Называет 1-2 слова.
- Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?
- Выполнят все задания, называет одно-два слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
- Подбор слов 1-3 прилагательных;
- Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
- Что называют словом «ручка»?
- Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
- Называет 1-2 значения этого слова;
- Перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).
- Придумай предложение со словом «ручка»:
- Составляет грамматически правильно предложение из этих трех слов;
- Называют два слова (словосочетания);
- Называет только одно слово (повторяет «ручка»).
- Ручка нужна, чтобы …(писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно…(писать, открывать дверь)
- Правильно заканчивает разные типы предложений.
- Называет два слова.
- Подбирает только одно слово.
- Взрослый дает ребенку ситуацию. Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный, оживленный, довольный). А если ребенок был веселый и радостный, то он не просто шел, а…(мчался, несся, летел).
- Ребенок правильно подбирает слова близкие по смыслу (синоним).
- Называет 2-3 слова.
- Подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию. Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову «веселый» подберите слова, противоположные по смыслу «грустный, печальный, обиженный». А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…(плелся, тащился, брел).
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы).
- Называет 2-3 слова.
- Подбирает только одно слово.
- Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка, лису (убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении.
- Подбирает два слова.
- Называет только одно слово.
- скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении.
- Подбирает два слова.
- Называет только одно слово.
- Скажи, кто детеныш у зайца (зайчонок), детеныши (зайчата), у зайца много (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы…волка…медведя…ежа…
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме.
- Называет правильно только одну форму.
- Не выполняет задания.
- Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака-щенок-щенки, много щенят; корова-теленок-телята-двое телят; лошадь-жеребенок-жеребята-много жеребят; овца-ягненок-ягнята-много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно.
- Называет два-три слова.
- Говорит одно слово.
- Где живут звери? (в лесу). Какие слова можно образовать со словом «лес»? (лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).
- Называет более двух слов.
- Называет два слова.
- Повторяет заданное слово.
- Что называют словом «игла». Какие иглы ты еще знаешь?
- Ребенок называет иглы (у елки, ежа, сосны, швейную и медицинскую иглу).
- Называет только одно значение слова.
- Повторяет слово за взрослым.
- Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим «острый», «острая», «острые».
- Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
- Правильно подбирает два слова.
- Называет одно слово.
- Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
- Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться).
- Называет два действия (накалывать грибы, шить).
- Называет одно действие (шить).
- Составь предложение со словом «игла».
- Ребенок составляет сложное предложение («игла нужна чтобы шить»).
- Составляет простое предложение («иглой делают укол»).
- Называет одно слово.
- Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
- Ребенок правильно исправляет по смыслу предложение: «папа, иди тихо», «мамочка, я тебя сильно люблю», «я надел ботинки не на ту ногу».
- Правильно исправляет два предложения.
- Повторяет предложения без изменения.
2. Серия заданий. (Звуковая культура речи)
- В названии каких животных слышится звук «л» (лошадь, волк, слон, белка); «ль» (лев, лиса, леопард).
- В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф), «рь» (черепаха, курица).
- Назови слова, в которых есть звуки «с», «ш» (старушка, Саша, сушка), «ж» и «з» (железо).
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки.
- Называет более двух слов.
- Называет одно слово.
- Дается скороговорка, которую надо произнести быстро-медленно, тихогромко-шепотом «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.
- Недостаточно четко произносит.
- Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь.
- Ребенок передает заданные интонации.
- Передает только вопросительную интонацию.
- Повторяет повествовательную интонацию.
- Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно.
Ежик-ежик, где гулял? (я грибочки собирал).
Ежик-ежик, где ты был? (я все по лесу бродил).
- Ребенок ритмично заканчивает фразу.
- Отвечает, нарушая ритм.
- Говорит одно слово.
3 серия занятий (связная речь)
- Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 1. Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах».
- Рассказывает, опуская начало.
- Перечисляет отдельные качества.
- Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
- Рассказывает с помощью взрослого.
- Перечисляет нарисованное на картинках.
- Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.
- Составляет рассказ с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей,...

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)
Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возрастаДиагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Бол...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей младшего возраста.
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей младшего возраста....

Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей среднего возраста.
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей среднего возраста....
