Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей среднего возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей среднего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Методические рекомендации
по диагностике речевого развития детей
среднего возраста.
Оформила:
Ельшова
Екатерина
Владимировна
Пгт Стройкерамика, 2025г.
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)
Средний дошкольный возраст (пятый год жизни)
Главное направление речевого развития на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества.
Дети получают начальное представление о слове как4 звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).
У детей велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины «слово, звучит, звук», вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова сходные и различные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки.
Это период ознакомления детей со словами – его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой - то предмет, явление, действие, качество).
Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качество предметов. Производимые с ними действия, дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка: в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами (детскими словами типа «машинский», «откнопил», «ползук»). Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-эксрессивной оценки; с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.
Дети осваивают умение строить разные типы высказывания – описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, ЗКР, т.е все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».
Вместе с тем, в речи детей встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде, числе, употребление Р.п. мн.ч).
Речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако, точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, многие дети усваивают слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
Диагностика речевого развития детей пятого года жизни
(критерии диагностики)
Словарная работа
1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2. Понимать и употреблять обобщающие слова («мебель», «овощи», «посуда»);
3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4. Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматический строй речи
1. Соотносить названия животных и их детенышей (лиса-лисенок, корова-теленок).
2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши).
3. Правильно согласовывать существительные и прилагательные в р, ч, п, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик).
4. Составлять предложения разных типов.
Звуковая культура речи
1. Правильно произносить звуки родного языка.
2. Находить слова сходные и различные по звучанию.
3. Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь.
1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием.
2. Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
3. Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, выражая свою оценку.
4. Выявлять умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предметов, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.
Ход обследования:
1 серия заданий (словарь и грамматика).
Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
1. Скажи, что такое кукла?
1. Ребенок дает определение («кукла – это игрушка, с куклой играют»).
2. Называет отдельные признаки («кукла красивая») и действия («она стоит»).
3. Не принимает задания, повторяет слово «кукла».
2. Какая на кукле одежда?
1. Ребенок называет более 4-ех слов.
2. Называет более 2-ух вещей.
3. Показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
1. Ребенок дает правильные формы: «Катя, побегай пожалуйста, помаши рукой»
2. Дает только глаголы- побегай, помаши.
3. Дает неправильные формы.
4. К кукле пришли гости, что нужно поставить на стол?
1. Ребенок называет слово «посуда».
2. Перечисляет отдельные предметы посуды.
3. Называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
1. Ребенок называет более четырех предметов.
2. Перечисляет отдельные предметы посуды.
3. Называет один предмет.
6. Куда кладут:
хлеб (в хлебницу)
сахар (в сахарницу)
масло (в масленку)
соль (в солонку)
1. Правильно отвечает на все вопросы
2. Ответил на 3 задания
3. Выполнил только одно
7. Сравнение предметов посуды. Чем отличаются эти предметы? (показать картинку с разной посудой).
1. Называет по цвету (или форме и величине)
2. Перечисляет отдельные признаки («эта-зеленая, эта чашка-красная, эта-высокая»).
3. Называет одно отличие.
8. Назови что это? (стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза; металлическая, блестящая-это вилка или нож; глиняное, расписное-это блюдо или тарелка).
1. Выполняет все задания.
2. Выполняет два задания.
3. Выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери слово): одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка чистая, а другая…(грязная).
1. Правильно подобрал все слова.
2. Выполнил два задания.
3. Выполняет одно задание.
10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
1. Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
2. Называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
3. Показывает ручку у чашки.
11. Что такое мяч?
1. Ребенок дает определение (мяч-это игрушка; он круглый, резиновый).
2. Называет какой-то признак.
3. Повторяет слово «мяч».
12. Что значит «бросать», «ловить»?
1. Ребенок объясняет «бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал».
2. Показывает движение и нацеливает «бросил»
3. Только показывает движение (без слов).
13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем они похожи?
1. Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.
2. Называет только различие по цвету.
3. Говорит одно слово.
14. Какие игрушки ты знаешь?
1. Ребенок называет более 4-ех игрушек.
2. Называет более 2-ух.
3. Говорит одно слово.
Картина «Собака со щенятами».
15. Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?
1. Ребенок обобщает: «Собака-это животное; собака лает, она пушистая».
2. Называет: «Это собака, она черная».
3. Повторяет за взрослым одно слово.
16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки…(медленно), собака лает громко, а ее детеныши…(тихо).
1. Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
2. Называет детеныша словом «собачонок».
3. Говорит одно слово.
17. Что умеет делать собака (лаять, бегать, прыгать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…(залает, побежит за ней).
1. Ребенок называет 3-4 действия.
2. Называет 2 действия.
3. Говорит одно слово.
18. сравни собаку и щенка, найди чем они похожи и чем отличаются.
Загадки: «Большая и лохматая – это собака или щенок?», «Маленький и пушистый – это щенок или собака?».
1. Ребенок отвечает на все вопросы.
2. Выполняет только одно задание.
3. Называет 1-2 слова.
- серия заданий. (ЗКР).
1.Проверка звукопроизношения.
Это задание проводится аналогично, как и для младших дошкольников, отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
1. Ребенок произносит все звуки.
2. Не произносит сложные звуки, сонорные или шипящие.
3. Не произносит и сонорные и шипящие.
2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.
1. Ребенок произносит текст отчетливо.
2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
3. Имеет серъезные недостатки в произнесении текста.
3.Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
1. Ребенок произносит все звуки и осознает это.
2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это.
3. Не произносит и не осознает.
3 серия заданий (развитие связной речи).
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ему сначала предлагается кукла.
1. опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1. Ребенок самостоятельно описывает куклу (Это Катя, она красивая. С Катей можно играть).
2. Рассказывает по вопросам педагога.
3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1. Ребенок описывает: «Это мяч, он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют».
2. Ребенок перечисляет признаки (красный, резиновый).
3. Называет отдельные слова.
3. Опиши мне собаку, какая она. Придумай про нее рассказ.
1. Ребенок составляет описание (рассказ).
2. Перечисляет качества и действия.
3. Называет 2-3 действия.
4. Составить рассказ из личного опыта. Ребенку предлагают рассказать на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1. Составляет рассказ самостоятельно.
2. Рассказывает с помощью взрослого.
3. Отвечает на вопросы односложно.
5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1. Пересказывает самостоятельно.
2. Взрослый подсказывает слова.
3. Говорит отдельные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по речевому развитию детей среднего и старшего возраста
Рекомендации родителям по речевому развитию на тему "Птицы нашего города"...
Методическая разработка НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у дедушки и бабушки в деревне»
Ребята совершают виртуальную поездку в деревню, где находят отличие деревенского и городского образа жизни, закрепляют и расширяют своё представление о домашних животных, овощах и фруктах. У детей фор...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей среднего возраста.
Замечательная подборка дидактических игр для занятий с детьми среднего возраста....

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей младшего возраста.
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей младшего возраста....

Методические рекомендации по диагностике речевого развития детей старшего возраста.
Автором представлен материал по диагностике речевого развития детей старшего возраста....
