Мастер-класс "Использование речевых кубиков в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Сыроватская Наталия Владимировна
Играя с кубиками, дети узнают новые слова, учатся их нормативному произношению и употреблению слов. Выкладывая кубики последовательно, дети составляют предложения, рассказы, истории из жизни. В играх с кубиками у детей развивается внимание, мышление, воображение!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vystupleniya.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование речевых кубиков в работе с дошкольниками»

Дошкольное детство - время игры. У игры достаточно много определений, и все знают широкие возможности игровой деятельности.

Сегодня, я хочу затронуть тему речевого развития через игровую деятельность. Каждому педагогу хотелось бы, чтобы речь детей была приятной на слух, понятной окружающим, обеспечивала успешную деятельность и взаимодействие.

 Дидактических игр, помогающих решать основные задачи по речевому развитию - достаточно много.

Представляю вам учебно-методическое пособие из комплекта «Речь:плюс» - «Речевые кубики». Это пособие поможет вам пробудить речевую активность детей, мотивировать их на внимание и интерес к речи, развивать стремление  совершенствовать собственные речевые навыки и прежде всего оно направлено на формирование коммуникативных способностей детей. Пособие может использовать как опытный педагог, так и начинающий ( в комплекте идёт методическое руководство); пособие можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в самостоятельных играх. Оно мотивирует и педагогов и детей на творчество в придумывании игр.

Главная задача «Речевых кубиков» в том, чтобы ребенок заговорил – и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием.

Познакомимся более подробно. Набор кубиков, с условными обозначениями на гранях. Данное пособие это сочетание известной технологии «Мнемотехники» и детской игрушки - кубика. Такое сочетание имеет широкий спектр дидактических возможностей, и позволяет использовать пособие, как самостоятельную игру детей, без вмешательства взрослых.

Каждый цвет кубиков несёт свой функционал, кубики помогают ребенку структурно организовать высказывание (рассказ). При этом красные кубики обозначают начало, зеленые – середину, синие – конец.

Каким же образом организовать процесс освоения игр с кубиками?

Давайте попробуем сейчас вместе разработать некий алгоритм этого процесса. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Знакомство с новым пособием)

− Что может сделать педагог, чтобы вызвать интерес детей к кубикам? (варианты педагогов)

− Что будут делать на первом этапе дети?

Будем знакомиться с каждым кубиком в отдельности и играть, закрепляя правила составления предложений, правила передачи кубиков, правила самооценки.

Будем составлять простейшие предложения, основываясь на опыт детей. Я предлагаю начать с красного кубика - семья.

−Какие результаты мы хотим получить на этапе знакомства?

Игра «Придумай имя», здесь ребёнок вспоминает всех своих родственников, здесь уже заложена ситуация успеха, а если во время игры ещё и можно передавать кубик своему другу, радости ещё больше.

У любой игры должны быть варианты, имена можно придумывать героям на картине, куклам... - здесь ребёнок же проявляет свою фантазию.

Игра «Ах какие..» - можно продолжить тему семьи, и поговорить о качествах которыми могут обладать люди. После предварительной беседы можно использовать «Чек-листы». Детям такие листы помогают быстро составить предложение, чувствовать себя уверенно и избежать вариантов повторных высказываний.

Рабату над использованием в речи прилагательных можно продолжить и с помощью вот таких перфокарт и карточек. Здесь надо назвать кто из персонажей выпал и составить предложение по схеме, а вместо волнистой линии назвать прилагательное, подходящее к данному предмету.

Второй этап - работа с двумя кубиками.

Здесь кубики бросают сразу два ребёнка. К выпавшим граням придумываем предложение, отвечая на вопрос: Кто? и Куда или где?/ Кто? и На чем?/ Кто и Какой?

На этом этапе используются кубики разных цветов.

Третий этап - использование трёх и более кубиков. На этом можно дойти до сочинительства целых историй. Здесь правила могут варьироваться: кубики выкладывать может не только педагог, но и ребёнок, или несколько детей.

В старшей и подготовительной группе - дети активно используют кубики эмоции и интонации. После составления предложения, проговаривают его в соответствии с заданием оранжевого кубика.

 Предлагаю и вам проявить своё творчество и придумать игру, игровое задание, используя данное пособие и игровой материал, который находиться перед вами.

Занимаясь творческим процессом помните:

У каждой игры есть свои задачи: дидактические для педагога и игровые, мотивирующие для детей.

Необходимо разработать план или порядок игровых действий или правил.

Продумать материал - сегодня это «Речевые кубики» и способ подведения итогов.

Создавая игру, не забывайте про принципы игровой деятельности.

Заслушивание вариантов игр.

Рефлексия.

Если вы согласны с моим высказыванием - поднимите руку.

(зачитать слайд достоинства пособия)

Хочу использовать в работе пособие «Речевые кубик»

У кого есть вопросы прошу задавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".

              Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...

Речевые разминки в работе с дошкольниками в целях успешной организации театрализованной деятельности

Речевые разминки помогают оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого человека; ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью...

презентация "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками"

Предлагаю вниманию коллег-воспитателей презентацию на тему "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками". Надеюсь представленный материал заинтересует на только педагогов, но и ро...

«Использование современных речевых технологий в работе с дошкольниками»

laquo;Использование современных речевых технологий в работе с дошкольниками»...

«Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками»

Речевые игры – это увлекательный и естественный способ развития речи у детей. В речевых играх формируются важные речевые и коммуникативные навыки, интенсивно расширяется словарь, развивается реч...

Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками

Речевые игры – это увлекательный и естественный способ развития речи у детей. В речевых играх формируются важные речевые и коммуникативные навыки, интенсивно расширяется слов...

Речевой материал для работы с дошкольниками по теме «Зима»

Предлагаю Вашему вниманию речевой материал для работы с детьми дошкольного возраста по теме "Зима" на расширение и закрепление словарного запаса, развитие слухового восприятия, памяти и мышл...