Статья: Тяжелые нарушения речи у детей: виды, методы коррекции и особенности обучения.
статья по развитию речи

Белозерова Людмила Витальевна

ТНР относятся к особым возможностям здоровья (ОВЗ) и могут существенно влиять на общее развитие ребенка. Дети с ТНР часто испытывают сложности не только в общении, но и в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tnr_belozerova.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Тяжелые нарушения речи у детей: виды, методы коррекции и особенности обучения.

Подготовила воспитатель:

Белозерова Л.В.

Введение

Тяжелые нарушения речи – это состояние, при котором дети испытывают значительные трудности в произношении звуков, образовании слов и формулировании предложений, что существенно затрудняет их коммуникацию с окружающими и интеграцию в общество. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – серьезная проблема, влияющая на психологическое развитие, обучение и социальную адаптацию детей

ТНР, или тяжёлое нарушение речи – это непростое состояние, во время которого дети с трудом произносят звуки, формируют слова и складывают предложения. Кроме того, затрудняется чтение и письмо.

К 5 годам дети должны выговаривать большую часть звуков, а также общаться развёрнутыми предложениями. И если ребёнок   не начал словесное общение или резко его прекратил, он произносит только отдельные слова и предпочитает обмениваться жестами, то необходимо отвести ребёнка к логопеду. Подобные отклонения требуют своевременного выявления и коррекции.    

ТНР возникают под воздействием следующих факторов:

Эндогенные (внутренние) – родовые травмы или асфиксия, внутриутробные патологии, наследственная предрасположенность. Заболевания, травмы головы, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Негативное психологическое состояние, курение, употребление наркотиков или алкоголя матерью.

Экзогенные (внешние) – неблагополучные социально-бытовые условия, стресс, недостаточное общение с ребенком, подражание.

Уровни тяжелых нарушений речи

Первый уровень: ребенок не разговаривает, издает звуки, сопровождает их жестами и мимикой.

Второй уровень: ребенок разговаривает простыми общеупотребительными словами, его речь не соответствует возрастной норме.

Третий уровень: ребенок разговаривает развернутыми фразами, но у его речи есть выраженные признаки лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Четвертый уровень: у ребенка развернутая речь с элементами недоразвитого языкового аппарата.

Тяжелые нарушения речи – это комплексное понятие, объединяющее речевые расстройства, различающиеся по тяжести и этиологии. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Алалия – сильно выраженное недоразвитие или полное отсутствие речи при нормальном слухе. Является результатом поражения речевых участков коры мозга. Часто такие поражения становятся следствием родовой травмы, но их могут вызывать и другие причины, например, перенесенные в младенчестве заболевания.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса из-за физиологических изменений. Ринолалия бывает врожденной или приобретенной в результате травмы или патологических изменений речевого аппарата. Может повлечь за собой трудности в освоении лексико-грамматических основ языка, навыка письма.

Афазия – комплексное нарушение, которое может проявляться в виде проблем с произношением, невозможности понимать, что говорят окружающие, потере навыков чтения и письма. Афазия является приобретенным отклонением, то есть человек утрачивает те навыки, которые

у него были, в результате травмы или болезни.

Дизартрия – расстройство, приобретенное в результате повреждения нервной системы. Выражается в проблемах с артикуляцией: потере четкости, плавности и скорости речи, невозможности произнести отдельные звуки.

Заикание – нарушение плавности произношения звуков и слов, характеризующееся непроизвольными повторениями, а также остановками или заминками.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – многосоставная задержка в приобретении коммуникативных навыков. Для ОНР характерны скудный словарный запас, трудности при освоении грамматических правил языка, неверное произношение звуков и другие проблемы. Определяется, отталкиваясь от нормальных показателей для конкретного возраста.

Специфика обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

  • коррекционно-развивающие занятия.
  • общеобразовательные занятия.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям и в то же время проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  • ознакомление с окружающим, то есть ребенок и природа;
  • развитие речи и культура речевого общения;
  • формирование элементарных  математических представлений;
  • занятия по изобразительной деятельности;
  • физкультурные занятия.

Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свою специфику и требует создания особых образовательных условий как в детском саду, так и в школе. Рассмотрим основные аспекты организации обучения для детей с ТНР.

Построение занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения.

Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии.

Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.

Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.

Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.

Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей.

Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии.

Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические

требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать в корректной форме.
  • При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию   использованием эффективных методов обучения.

Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психоэмоциональную нагрузку.

Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Все виды работ на занятиях по развитию речи проводятся в рамках 3 – 4 лексических тем. Виды работ планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Нецелесообразно в начале обучения требовать пересказов объемных текстов, составления рассказов-описаний. Начинать нужно с рассматривания объектов, картин, пересказов коротких текстов. Не проводится коллективное заучивание стихов из-за неправильного звукопроизношения. Требуется и уточнение значительно большего количества понятий. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата.

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения. Реализация указанных задач возможна на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Используемая литература

1. Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте «Учим звук и букву Ш»

Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности  с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте  «Учим звук и букву Ш»...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)

          Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.  Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...

Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 3-7 лет

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного...

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»

Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия,смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашейстраны. Этот кризис отразился и на сознании совреме...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...