Главные вкладки

    Консультация "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 года)"
    статья (младшая группа) на тему

    Хомина Галина Васильевна

    В статье раскрываются особенности развития детей  раннего возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 года)

      Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. В период с лет 2-3 у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6—6,5 часа). Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. Он уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Однако надо помнить, что и в 3 года ребенок легко возбуждается, быстро утомляется от однообразных действий. Происходит интенсивное нервно-психическое его развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3—4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, дети начинают употреблять все части речи; почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова.

         Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он «может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду раздетым»,— сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте он задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда чем? Это говорит о развивающейся познавательном потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети принимают предметы, явления окружающей действительно не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развиваются речь и мышление.

         Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о. данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о  будущем, Появляются более сложные обобщения: например, словами игрушки, одежда он объединяет родные, но сходные по выполняемой функции предметы, речи появляются слова, обозначающие качество предметов. Например, на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает «Флажок, шарик, мой бантик».

    Малыш может понять из рассказа взрослого такие явления и события, которые он сам непосредственно не воспринимал. Но  для этого необходимо, чтобы смысл слов, используемых в рассказе был знаком по прошлому опыту.

         На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения  развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо  грамматическим строем языка, поэтому их речь остается  своеобразной. В 2 года 8 месяцев ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и вланки» (валенки). Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании носятся правильно («лиса»), в другом—неправильно: «повзет» (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают р.л, шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки  в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибкики других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

         На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»). У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один). Представления и понятия детей этого возраста пока еще не совершенны, и поэтому нередки неправильные заключения: «Вот закрою глазки, и сиди в темноте»,— говорит малыш.

          Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

    Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако определять их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов окружающей обстановки. Если ребенок за чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное — помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы, которые он задает в это время. Но если он их не задает, надо побуждать малыша к этому, создавать соответствующие ситуации.

         Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой), сюжетные игры (игра с куклой), наблюдения, рассматривание картинок, книг, элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительными материалами, начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша.

    Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года жизни. Играя, малыш отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Например, ласково обращается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает ей замечания. Появляются элементы ролевой игры.

        Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», «Я буду лечить куклу», т. е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

    В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки, например гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Малыш начинает овладевать совершенно новым видом деятельности — рисованием, лепкой. Ребенок понимает, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки.

    В процессе деятельности у него рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим — и различное поведение. В одних условиях ребенок ласково и внимательно относится к близким, чувствует их настроение. Если мать или отец чем-то расстроены или у них что-либо болит, ребенок подходит к ним, гладит с выражением сочувствия, заглядывает в глаза, проявляет стремление оказать помощь. Однако уже в этом возрасте возможны и противоположные (отрицательные) отношения: малыш замахивается рукой на родителей, не хочет делать то, о чем его просят. Различно и поведение детей. Одни умеют сдерживать свои желания, спокойно ждать, пока взрослый чем-то занят, настойчиво преодолевать трудности, стремясь закончить дело. Другие, наоборот, нетерпеливо кричат, требуя немедленного выполнения своих желаний, беспомощно плачут при самом незначительном затруднении. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать.

    Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они еще и еще раз просят повторить знакомые стихотворения, сказку и слушают, следят не только за сюжетом, но и за музыкальным сопровождением, ритмом. Ребенок с удовольствием рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, обстановке, одежде. «Мама, посмотри, какое красивое дерево»,— говорит малыш, видя цветущую вишню. Ребенку доступно и понимание комического: он с интересом наблюдает за действиями Петрушки. Изменяются и поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, если помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Но все это богатство эмоциональных проявлений, как и сложное психическое развитие, которого достигает ребенок к 3 годам, возможно лишь при определенных условиях его жизни и воспитания.                                                                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

    Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

    Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"

    Особенности  развития и воспитания детей раннего возраста....

    «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»

    Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

    Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

    Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

    Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»

    Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

    Организация развлечений, как форма развития эмоций у детей раннего возраста (с 1 года до 2 лет).

    В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить жизнь детей в доме ребенка....

    Статья: "Особенности развития интереса у детей раннего возраста (2 - 3 года)"

    Особенности развития интереса у детей раннего возраста (2 - 3 года)...