Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок» «Три братца – пошли на речку купаться»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, загадки). Обогащать словарный запас детей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват). Развивать диалогическую, связную, монологическую речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 19 «Светлячок»
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок»
«Три братца – пошли на речку купаться»
Подготовила:
Воспитатель: Коновалова В. Е.
Балаково 2025г.
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок»
«Три братца – пошли на речку купаться»
Подготовила: воспитатель Коновалова В.Е.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
- Сформировать первичные представления детей о русском быте.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, загадки).
- Обогащать словарный запас детей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват).
- Развивать диалогическую, связную, монологическую речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
Образовательная область «Социально-нравственное развитие»
- Развивать умение работать сообща.
- Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделки «Коромысла и ведер».
- Развивать коммуникативные умения при помощи народных игр.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
- Развивать память, воображение детей.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель», «Ручеек».
Материалы: трафарет коромысло из бумаги, гуашь.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (коромысло, печь, прялка, посуда, зыбка, ухват); блюдечко с яблочком, клубок ниток; деревянная шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение, интерактивная доска.
Презентация: «История коромысла для детей»
Предварительная работа: чтение художественной литературы рассказов и сказок («Морозко», «У страха глаза велики», «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка»), рассматривание иллюстраций, знакомство с деревянной посудой, русскими народными играми «Карусель», «Ручеек».
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку. Узнали волшебный предмет? Ответы детей. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку, избу русскую".
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей). Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
- Лето придет —
Не глядят на нее,
Зима настает —
Обнимают ее. (печь)
- У нас в печурочки,
Золотые чурочки (дрова в печи)
- Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
- Чёрный конь,
Скачет в огонь (кочерга).
- Выпускает жаркий пар,
Древний чайник….(самовар).
- Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…(коромысло).
- Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут (вёдра).
- Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны (стол).
- Сама не ест,
А людей кормит (ложка).
- Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…(лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки? Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой». (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке). Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята, наш музей не простой, в нем можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? Дети по желанию вынимают из печки чугунок, несут ведра на коромысле.
Воспитатель: Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси. Бабы в избе хозяйничали, хлеб пекли. Мужики на Руси в старину избы рубили (строили) из дерева. Все жили в деревянных избах. Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.
Дети: Что такое коромысло?
Просмотр презентации «История коромысла для детей».
Воспитатель: В доме украшались народным орнаментом все проемы (двери, окна, ворота, калитки). А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту.
Загадка:
Три братца пошли в реку купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется (коромысло)
Практическая деятельность: предлагаю вам, украсить орнаментом коромысло. Воспитатель помогает в случае затруднений, дает рекомендации по составлению народных орнаментов.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. Давайте поиграем в игру «Что было, что стало» (Дети находят соответствующие картинки, дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода).
Рефлексия. Игра «Интервью». Воспитатель предлагает детям в микрофон задать друг другу по очереди вопросы. Дети отвечают, начиная фразу со слов
- сегодня я узнал…
- было интересно узнать…
- было трудно выполнять…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
Воспитатель: Издавна на Руси любили принимать гостей и угощать их хлебом, калачами, чаем. И я предлагаю вам попить чай с вкусными калачами, воспитатель угощает детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»
Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»
Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»
Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в подводный мир».
При составлении занятия использован авторский материал : Грошенкова В.А., Шилова Т.С. «Развитие речи и творческих способностей у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности».Ваш...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по основам безопасности жизнедеятельности.
закрепить правила безопасности....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».
Программное содержание:Образовательные задачи:1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.2....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".
Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....