Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок» «Три братца – пошли на речку купаться»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, загадки). Обогащать словарный запас детей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват). Развивать диалогическую, связную, монологическую речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_koromysla_konovalova_v.e.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 19 «Светлячок»

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок»

«Три братца – пошли на речку купаться»

Подготовила:

Воспитатель: Коновалова В. Е.

Балаково 2025г.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе №4 детский сад №19 «Светлячок»

«Три братца – пошли на речку купаться»

Подготовила: воспитатель Коновалова В.Е.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
  • Сформировать первичные представления детей о русском быте.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, загадки).
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват).
  • Развивать диалогическую, связную, монологическую речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Развивать умение работать сообща.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделки «Коромысла и ведер».
  • Развивать коммуникативные умения при помощи народных игр.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Развивать память, воображение детей.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель», «Ручеек».

Материалы: трафарет коромысло из бумаги, гуашь.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (коромысло, печь, прялка, посуда, зыбка, ухват); блюдечко с яблочком, клубок ниток; деревянная шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение, интерактивная доска.

Презентация: «История коромысла для детей»

Предварительная работа: чтение художественной литературы рассказов и сказок («Морозко», «У страха глаза велики», «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка»), рассматривание иллюстраций, знакомство с деревянной посудой, русскими народными играми «Карусель», «Ручеек».

Ход занятия.

Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку. Узнали волшебный предмет? Ответы детей. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку, избу русскую".

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей). Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Лето придет —

Не глядят на нее,

Зима настает —

Обнимают ее. (печь)

  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки (дрова в печи)

  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь (кочерга).

  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник….(самовар).

  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…(коромысло).

  1. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут (вёдра).

  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны (стол).

  1. Сама не ест,

А людей кормит (ложка).

  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…(лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки? Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой». (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке). Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Ребята, наш музей не простой, в нем можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? Дети по желанию вынимают из печки чугунок, несут ведра на коромысле.

Воспитатель: Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси. Бабы в избе хозяйничали, хлеб пекли. Мужики на Руси в старину избы рубили (строили) из дерева. Все жили в деревянных избах. Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.

Дети: Что такое коромысло?

Просмотр презентации «История коромысла для детей».

Воспитатель: В доме украшались народным орнаментом все проемы (двери, окна, ворота, калитки). А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту.

Загадка:

Три братца пошли в реку купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется (коромысло)

Практическая деятельность: предлагаю вам, украсить орнаментом коромысло. Воспитатель помогает в случае затруднений, дает рекомендации по составлению народных орнаментов.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. Давайте поиграем в игру «Что было, что стало» (Дети находят соответствующие картинки, дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода).

Рефлексия. Игра «Интервью». Воспитатель предлагает детям в микрофон задать друг другу по очереди вопросы. Дети отвечают, начиная фразу со слов

- сегодня я узнал…

- было интересно узнать…

- было трудно выполнять…

- я научился…

- у меня получилось…

- я смог…

Воспитатель: Издавна на Руси любили принимать гостей и угощать их хлебом, калачами, чаем. И я предлагаю вам попить чай с вкусными калачами, воспитатель угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»

Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в подводный мир».

При составлении занятия  использован авторский материал : Грошенкова В.А., Шилова Т.С. «Развитие речи и творческих способностей у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности».Ваш...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Программное содержание:Образовательные задачи:1.        Продолжать знакомить детей со строением  дерева, его характерными особенностями.2....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".

Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....