Консультация для воспитателей «Логопедические минутки. Как их включать в режимные моменты»
консультация по развитию речи
Консультация предназначена для воспитателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Логопедические минутки. Как их включать в режимные моменты»
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития, а логопедические группы не могут охватить всех детей, имеющих речевые нарушения. В связи с этим возникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями для осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы.
Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы. К сожалению, иногда всѐ же не удаѐтся полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. В связи с этим, я предлагаю воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста использовать в своей работе «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений.
Логопедические минутки - это комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.
В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:
∙ фонетико-фонематических нарушений;
∙ нарушений просодики;
∙ нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;
∙ расстройств общей и мелкой моторики;
∙ расстройств артикуляционной моторики;
∙ несформированости связной речи.
«Логопедические минутки» направлены на:
развитие артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения:
одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чѐткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы, развить силу и подвижность речевых органов, подготовить базу для чистого звукопроизношения. Для отработки достаточно 2-3 упражнений.
Развитие просодической стороны речи: залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. При нарушенном дыхании невозможно точное артикулирование и построение фразы, выразительность всей речи человека. Этому способствуют упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи. Как выполнять упражнения? - воздух набирать через нос - плечи не поднимать - выдох должен быть длительным и плавным - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха: умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Для детей младшего дошкольного возраста подобрано больше игр и упражнений для развития узнавания неречевых и речевых звуков. Для детей старшего дошкольного возраста игры направлены на развитие умения дифференцировать звуки речи, выделять их из слова.
Развитие общей и мелкой моторики:
доказано, что развитие движения пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребѐнка и позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Виды упражнений для развития мелкой моторики:
- логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
- пассивная гимнастика (массаж)
- активная гимнастика - пальчиковые игры
Развитие мимических мышц:
проговаривание стихов одновременно с движениями положительно влияет на слуховое восприятие, дикцию и выразительность речи. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры). Важным моментом при проведении “логопедических минуток” является краткосрочность по времени и “плотность” предложенного материала. Особая ценность данной системы ―логопедических минуток‖, речевых игр и упражнений, заключается на мой взгляд в том, что на их основе, можно формировать свою систему игр и упражнений, необходимых для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения. Совместная работа учителя – логопеда с воспитателями и использование логопедических минуток, начиная с младшего возраста, поможет в скорейшем решении задач коррекционного воздействия и эффективности в работе над правильным произношением у дошкольников. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Таким образом, осуществление коррекционной работы воспитатель осуществляет во всех режимных моментах: в виде различных заданий, например: во время сборов на прогулку воспитатель предлагает детям придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предложить различные задания на закрепление лексических понятий и т.д. Во время еды можно также закрепить лексические понятия (овощи, фрукты, посуда), на этом же материале можно формировать грамматические категории. Например, предложить сказать, как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д. Обобщая все вышесказанное, хочется обратить внимание на главное, предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить педагогам значительно проще, используя систему таких простых ―логопедических пятиминуток. Усвоив принцип построения и методику использования игр-упражнений педагоги могут ―играть со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно немножечко поработать.
Успехов!
Правила правильной красивой речи:
1. При разговоре не нужно напрягаться, поднимать плечи и втягивать шею.
2. Перед началом речи сделать вдох, не напрягаясь и не поднимая плечи, и сразу же начинать говорить на плавном выдохе.
3. Чётко артикулировать, активно двигать губами и языком.
4. Произносить гласные протяжно, делать на них голосовую опору.
5. Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения.
6. В каждом слове выделять ударный гласный звук, произносить его громче и длительнее остальных гласных.
7. Первое слово во фразе говорить тише, низким голосом и немного медленнее.
8. Длинные предложения делить на смысловые отрезки.
9. Выдерживать паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
10. Говорить не монотонно, а выразительно.
11. Говорить не торопясь, но и не слишком медленно. Говорить уверенно и спокойно.
12. Перед тем, как что-либо сказать, мысленно приготовить фразу.
13. Во время речи не делать лишних движений руками, головой и туловищем.
14. Во время речи следует держаться естественно и смотреть на собеседника.
Структура логопедической минутки
1.Психологический настрой на проведение логоминутки.
2.Формирование мотивации исправления речевых недостатков.
3. Объявление темы логопедической минутки в виде правила правильной красивой речи.
4.Выполнение упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.
5.Произнесение детьми небольшого текста с учётом выполнения правила красивой правильной речи.
Психологический настрой направлен на установление контакта с детьми, привлечение их внимания. Зачастую на данном этапе логопедической минутки достаточно добиться, чтобы все обучающиеся начали внимательно слушать воспитателя. В методической копилке каждого педагога имеется множество практических приёмов, которые можно с успехом использовать на данном этапе.
На этапе формирования мотивации исправления речевых недостатков необходимо ободрить детей, высказав мнение, что у них обязательно всё получится, если выполнять специальные упражнения. Далее педагог объявляет тему логопедической пятиминутки, сообщая одно правило красивой речи. На этапе выполнения упражнений взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, по возможности используя игровые приемы, а затем показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делают дети, а воспитатель контролирует выполнение.
Так, например, при выполнении артикуляционной гимнастики взрослый следит за качеством выполняемых ребенком движений: точностью, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Заканчивается логопедическая минутка проговариванием текста. На данном этапе важно отметить любые, даже самые минимальные успехи ребёнка.
Комплекс – «Речевой выдох»
Правило красивой речи | При разговоре не нужно напрягаться, поднимать плечи и втягивать шею. Перед началом речи сделать вдох, не напрягаясь и не поднимая плечи, и сразу же начинать говорить на плавном выдохе. | |||
Упражнения | ||||
1. «Свеча» | Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох . И подуйте на пальчики, изображающие горящую свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. | |||
2. «Один гласный на одном выдохе» | Тянуть как можно дольше на одном выдохе гласный: а-----------(медведь), у-----------(пароход), э-----------(козочка), и-----------(мышка), о-----------(слон), ы-----------(ветер) | |||
3. «Произнеси звуки на одном выдохе» | а—у а—э а—и а—о и—а и—у а—у—о у—а—э а—э—о—у а—э—о—у—и | |||
4. «Сосчитаем до 10» | Вдохнуть носом, не напрягаясь, и не поднимая плечи. Считать на одном выдохе до 10. | |||
5.«Пропеллер» | Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха. | |||
6.«Подуй на пальцы». | Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота. | |||
7.«Осень» | Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
| |||
8. «Произнеси на одном выдохе» | Проговаривать пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Капля и камень долбит. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. | |||
Гласные звуки. Гласные тянутся в песенке звонко, Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу они могут аукать И в колыбели ребёнка качать. | ||||
Правило произнесения звука Э | Произносить гласный звук протяжно, широко открывать рот и улыбаться на звук [э], кончик языка опускать за нижние зубы. «Споём любимую песенку»: Споём звук [э], на одном выдохе, улыбаясь и приоткрывая рот, на мотив знакомой песенки. Откроем рот, улыбнёмся, вдохнём носом и сразу начинаем петь песенку «…»: э-э-э-э! «Сердитый звук»: Звуку [э] не нравятся шалуны. Как только кто-нибудь расшалится звук сразу же сердито говорит: Э! Э! Э! Давайте и мы скажем шалунам, чтобы они не шалили: Э! Э! Э! | |||
Правило произнесения звука А | Произносить гласный звук протяжно, широко открывать рот на звук [а], язык спокойно опускать вниз. «Трусливый птенчик» Сейчас мы будем изображать трусливого птенчика. Мы будем широко открывать и закрывать рот. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение будем выполнять под счёт: на раз – рот широко открывается, на два – закрывается. «Дразнилки» Сейчас мы будем играть в «Дразнилки». Вам нужно широко и часто открывать рот и произносить: па-па-па. (с разными согласными) «Аня укачивает куклу» Девочка Аня укачивает свою куклу и напевает её колыбельную песенку: а-а-а-а. Давайте поможем Ане укачать куклу и споём колыбельную песенку, широко открывая рот: а-а-а. «Потянем звук [а] в словах» Сейчас мы будем произносить слова, широко открывая рот на звук [а], и длительно его тянуть. Давайте вдохнём через нос и сразу начинаем произносить слово: мак, ваза, Саша, Маша, Даша, наша, акация. | |||
Правило произнесения звука И | Произносить гласный звук протяжно, растягивать губы в улыбку на звук [и]. «Весёлый звук» Звук [и] самый весёлый. Почему? Правильно, когда мы его произносим, то губы улыбаются. Давайте улыбнёмся так, чтобы губы хорошенько растянулись в улыбку, да так, чтобы были видны зубки. «Потянем ниточку» Давайте споём звук [и] и представим, что тянем ниточку. Итак, руки перед грудью. Когда потянем ниточку из звука [и], | |||
| ||||
| одновременно будем разводить руки в стороны, показывая, как тянется ниточка. Тянуть ниточку будем на выдохе без доборов воздуха. Посмотрим у кого ниточка длиннее? Итак, приготовились? Вдохнули носом и потянули ниточку: и-и-и. | |||
Правило произнесения звука Ы | Пароход подплывает к пристани и гудит: ы-ы-ы-ы! Давайте погудим, как пароход. Широко улыбнулись, открыли рот, кончик языка оттянули вглубь рта, вдохнули носом и на одном выдохе гудим, как пароход: ы-ы-ы-ы! | |||
Правило произнесения звука О | У девочки Оли заболели зубы и она вздыхает: о-о-о-о. Округлите губы и повздыхайте, как Оля: о-о-о-о. «Рупор» Сложите ладони рупором, поднесите к губам и громко проговорите: О-о-о-о! А теперь скажите огорчённо: О-о-о-о. А теперь вопроси-тельно: О-о-о-о? «Потянем звук [о] в словах» Сейчас мы будем произносить слова, округляя губы на звук [о] и длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе говорим: кот, ток, сок, вот, стол, окунь, ослик, колесо. | |||
Правило произнесения звука У | Произносить гласный звук протяжно, вытягивать губы» хоботком» на звук [у]. «Поезд гудит» Поезд подъезжает к станции и гудит: у-у-у-у! Давайте покажем, как гудит поезд. Для этого губы вытянем хоботком, вдохнём через нос и на выдохе погудим: у-у-у-у! «Потянем звук [у] в словах» Сейчас мы будем произносить слова, вытягивая губы хоботком на звук [у] и длительно его тянуть. Вдохнули через нос и на выдохе говорим: ухо, Уля, усы, утка, улица, улитка, утюг, мука, муха. | |||
|
|
| ||
Рекомендуется следующая последовательность отработки звуков : гласные, сонорные ([м'-м], [н'-н], [j], [л'-л], [р'-р]), смычно-взрывные ([п'-п], [б'-б], [т'-т], [д'-д], [к'-к], [г'-г]), щелевые ([ф'-ф], [в'-в]), переднеязычные ([с'-с], [з'-з], [ш], [ж], [х'-х], [щ], [ч], [ц]).
Комплекс – «Сильные губы»
Правило красивой речи | Для того, чтобы красиво говорить, надо чётко и активно двигать губами. | ||
Образец речи | От топота копыт пыль по полю летит. | ||
Упражнения | |||
1. «Улыбка» | Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны. | ||
2. «Хоботок» | Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. | ||
3. «Заборчик» | Губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны. | ||
4. «Бублик» | Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. | ||
5. «Кролик» | Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. | ||
6. «Хомячок» | Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. | ||
7. «Нарисуй губами» | Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. Нарисовать круг (квадрат) губами в воздухе. | ||
8.«Бегемотики» | Попробуем изобразить бегемотиков. Мы также, как и бегемотики будем широко открывать рот. | ||
|
|
|
|
Комплекс – «Подвижные губы»
Правило красивой речи | Чётко артикулировать, активно двигать губами. |
Упражнения | |
1. «Заборчик – Хоботок» | Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. |
2. «Сердитая лошадка» | Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. |
3. «Рыбки разговаривают» | Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. |
4. «Уточка» | Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. |
Комплекс – «Сильный и подвижный язычок»
Правило красивой речи | Говорить чётко, активно двигать языком. |
Образец речи | Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. |
Упражнения | |
1. «Птенчики» | Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. |
2. «Лопаточка» | Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. |
3. «Чашечка» | Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. |
4. «Иголочка» | Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. |
5. «Киска сердится» | Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. |
6. «Трубочка» | Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх. |
7. «Грибок» | Рот открыт. Язык присосать к нёбу. |
8. «Часики» | Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. |
9. «Змейка» | Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. |
10. «Качели» | Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. |
11. «Почистим зубы» | Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. |
12. «Катушка» | Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. |
13. «Лошадка» | Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
14. «Маляр» | Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. |
15. «Гармошка» | Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. |
16. «Вкусное варенье» | Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. |
17. «Оближем губки» | Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
Развитие мимических мышц.
Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься.
| Выполняется согласно тексту. |
«Мое настроение» Настроение мое каждый день меняется, Потому что каждый день Что-нибудь случается. То я злюсь. |
|
| |
То улыбаюсь, То грущу, То удивляюсь. То, бывает, испугаюсь, То, бывает, посижу, Помечтаю, помолчу.
|
|
|
|
Комплекс «Мелкая моторика»
«Колечко» | Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
«Кисточка» Мягкой кисточкой покрашу | соединять все подушечки пальцев и производить движение «красить».
|
«Оса» | вытягивать указательный палец и вращать им. |
«Зайчик» | разводить указательный и средний пальцы руки – «уши». |
«Курочка пьет воду» | Сделать руку, как клюв; наклонять вниз, поднимать. |
Раз, два, три, четыре, пять, | (загибать пальцы, начиная с большого) (загибать пальчики, начиная с большого) |
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!
| (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Образовательная деятельность в ходе режимных моментов младшего возраста в ДОУ"
В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщени...

Консультация на тему: "Информационно-коммуникативные технологии в НОД и режимных моментах".
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Под ИКТ подразумевается использование компьюте...

Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах»
Консультация для воспитателей на тему: «Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах» Подготовила Инструктор по ФК Донскова О.В. Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и ...

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической групп
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Способы повышения двигательной активности детей в режимных моментах"
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение ...

Консультация для педагогов «Что такое нейроигры и как их включать в режимные моменты» (ИЮНЬ 2025 год)
Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры....

Консультация для воспитателей "Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя"
Консультация для воспиателей "Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя"...
