КОД «Мой город - самый любимый на свете»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гайворонская Елена Владимировна

Закрепление навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках лексической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod.docx279.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 25 города Ельца»

Конспект

коррекционно - образовательной  деятельности

«Мой город - самый любимый на свете»

 (образовательная область «Речевое развитие»)

для детей подготовительной к школе группы № 9

компенсирующей направленности

Разработал:

учитель - логопед,

Гайворонская Е.В.

Елец – 2025г.

Цель: закрепление навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках лексической темы.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- пополнять и обогащать у детей словарь по теме; 

- продолжать  формировать умение правильно строить распространенное предложение, отвечать полным предложением;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: упражнять в подборе  образовывать родственные слова, образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, образовывать относительные прилагательные, упражнять в подборе слов-антонимов, согласовании прилагательных с существительными;

- закрепление навыков употребления приставочных глаголов; 

- совершенствовать фонематический слух, упражнять в определении первого звука в словах, составлении слова из выделенных звуков;

коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую  и  монологическую речь детей; 

- развивать навыки образования сравнительных прилагательных;

- развивать память и воображение;

- расширять и активизировать словарный запас прилагательных;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес и любовь к родному городу и к окружающим.

Оборудование: мальчик Саша, схематическая карта города, картина города, картинки  достопримечательностей города, разноцветные звоночки и фишки, мяч, цветы, ваза.

Предварительная работа: беседы по темам «Наша страна», «Мой город».  Рассматривание иллюстраций города. Чтение художественных произведений: 3. Александровой «Родина», А. Прокофьева «Родина». Заучивание стихотворения «Мой любимый город».

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Логопед  привлекает внимание детей при помощи колокольчика).

Логопед: Ребята, всем доброе утро! Посмотрите к нам пришли гости, давайте и их поприветствуем. А теперь  вспомним правило, как мы говорим. (С нейроупражнениями).

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

Логопед:  Вот не спеша попробуйте расшифровать слово.

Игра  «Расшифруй слово». Определите первые звуки в словах - картинках, и составьте по первым звукам новое слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. На доске выставляются картинки: гусь, ослик, рыбы, обруч, дом,. (Город). Попробуем прочитать: город.

В городе живёт мальчик Саша, он любит путешествовать по разным городам. И он запутался, какой город самый лучший на свете. Давайте поможем ему разобраться в этом.

2. Объявление темы.

На Земле очень много чудесных городов: больших и маленьких, красивых и современных,  но самый милый и дорогой нашему сердцу это город, в котором вы родились и живёте. И сегодня мы с вами поговорим о самом лучшем городе на свете.

3. Вводная беседа.

Логопед:  Скажите Саше как называется наш город? А как называют горожан, которые проживают в Ельце? (Ельчане). А как называют мальчика? Девочку? (мальчик – ельчанин, а девочка — ельчанка).

 Логопед: Наш город - самый лучший на свете, потому что это наша малая родина.  Малая родина -  тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая родина -  небольшой поселок, для других -  городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Малая родина у каждого человека своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. 4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Закончи предложение словом «Елец» (картинка Ельца). 

Нет лучше города… Я вижу … Я поеду в … Я хожу по… Я любуюсь… Я рассказываю о … Я полечу на самолете в Париж через… Мы приехали из … Моя бабушка живет около …Осталось лететь три часа до … Мы живем не далеко от …. 

Игра «Скажи со словом «елецкий».

Транспорт – елецкий,  дома – елецкие,  улицы- …, школа - …, театр - …, парк - …, кружево - …, музей - …., церковь - …

Отлично!

Дети присаживаются на стулья.

На доску вывешивается схематическая карта города. На карте герб города Ельца.

Логопед: А сейчас мы отправляемся вместе с Сашей в виртуальную экскурсию по городу....(дети определяют название города с помощью герба). Правильно.

Просмотр видео.

У каждого города есть своё лицо - достопримечательности. Расставьте, пожалуйста, их на карту.

После просмотра дети выходят к доске, ищут достопримечательности, крепят их на карту.

Логопед: Ребята, Саша не знает, что такое родственные слова. Давайте его научим, соберём родственную семейку слов к слову «город».

Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город». Игра с мячом.

Дети называют родственное слово.

Большой город, а маленький ….(городок)

Маленький городок, а огромный ….(городище)

Произнеси слово город ласково ….(городок)

Жительница города …(горожанка)

Житель города …(горожанин)

Все мы жители города, мы …. (горожане)

Парк в городе, какой? ….. (городской)

Дача за городом …. (загородная)

Название старинной игры … (городки)

Молодцы!

Логопед: Давайте Саше расскажем чего или кого много в нашем городе.

Игра «Чего или кого много в нашем городе» (с помощью наводящих картинок с цветными фишками и звоночками). Возле картинки лежат цветные фишки, дети берут картинку и нажимают на соответствующий звонок. Картинки крепят на карту.

Житель - много жителей,  улица – улиц, дом – домов, дерево – деревьев, цветок – цветов, здание – зданий, фонарь – фонарей, автобус – автобусов, магазин – магазинов, школа – школ, лавочка – лавочек, остановка – остановок, ребёнок – детей, машина – машин, светофор – светофоров, люди - людей.

Молодцы, справились с заданием.

Логопед: смотрите, ребята, какой у нас город получается, а давайте сейчас посмотрим на него с высоты.

Физкультминутка «Полёт».

Мы хотим на самолёте полететь. ( Хлопки в ладоши на каждое слово)

И на город свой в полёте посмотреть. ( Повороты вправо-влево, правую ладонь ко лбу).

Приготовили к полёту (руки на пояс)

Все пилоты самолёты ( т-т-т). (хлопки ладонями о колени)

Разогрели мы мотор (д-д-д). ( топать ногами)

И отправились в дозор (р-р-р). ( вращательное движение руками)

Вот взлетели (л-л-л), полетели (р-р-р). (руки в стороны)

Город весь мы облетели (л-л-л).

И садимся на посадку. (присесть)

Вот и сделали зарядку.( встать)

Логопед: Отдохнули? Садитесь на свои места.

Логопед: Все города разные, и некоторые завидуют друг другу. Давайте узнаем, чему именно могут завидовать.

Игра с мячом "Зависть". Доскажи со словом ещё.

В нашем парке деревья высокие, а в Воронеже ещё (выше).

В Петербурге проспект длинный, а в Москве ещё (длиннее).

В Липецке дом старый, а в Ельце  ещё (старее).

В Казане парк тихий, а в Самаре ещё (тише).

В Краснодаре сквер чистый, а Волгограде  ещё (чище).

Дети в Смоленске весёлые, а в Ельце ещё (веселее).

В соседнем городе горожане добрые, а у нас ещё (добрее).

У нас лавочка низкая, а  есть ещё (ниже).

В Иркутске река глубокая, а есть ещё (глубже).

У Вани в Крыму качели прочные, а есть ещё (прочнее).

Где-то дорога широкая, а есть ещё (шире).

Клумба в Магадане короткая, а есть (короче).

В Саратове здание светлое, а в Орле ещё (светлее).

В Туле тротуар узкий, а есть ещё (уже).

В Липецке трамвай быстрый, а есть ещё (быстрее).

Логопед: Молодцы. А теперь скажите наоборот.

Игра "Скажи наоборот".  Игра с мячом.

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, а твоя ? А моя улица старая.

Моя улица узкая, а твоя ? А  моя улица широкая.

Моя улица ближняя, , а твоя ? а моя улица дальняя

Моя улица длинная, , а твоя ? а моя улица короткая.

Моя улица светлая, , а твоя ? а моя улица темная.

Моя улица грязная, , а твоя ? а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», , а твоя ?  а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, , а твоя ? а моя улица шумная.

Моя улица большая, , а твоя ? а моя улица маленькая.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли Саша решил сходить в парк, давайте отследим его маршрут. Но он так торопился  в парк, что всё время бежал! Слушайте внимательно, подсказывайте подходящее слово.

- Саша в парк побежал.

- Из дома … (Выбежал)

- От дома …(Отбежал)

- По тротуару …(Побежал)

- На мост … (Вбежал)

- С моста …( Сбежал)

- К дереву … (Подбежал)

- Вокруг дерева...(Оббежал)

- За дерево …(Забежал)

- Вокруг дерева … (Оббежал)

- Вдоль забора … (Пробежал)

- До парка … (Добежал)

Логопед:  Молодцы! Ребята, чтобы вы построили или посадили в нашем городе? И как бы вы назвали улицу, если бы у вас этого было много? Например, я бы построила много библиотек, значит улица будет - Библиотечная.

Я бы построил много школ, значит улица будет  - Школьная.

Я бы посадил много цветов, значит улица будет  - Цветочная.

Я бы построил много театров, значит улица будет  - Театральная.

Я бы построил много бассейнов, значит улица будет -  Бассейная..

Я бы посадил много берёз, значит улица будет  - Берёзовая.

Я бы построил много парков, значит улица будет  - Парковая.

Я бы построил много фонтанов, значит улица будет  - Фонтанная.

Я бы построил много музеев, значит улица будет  - Музейная.

Я бы построил много дач, значит улица будет  - Дачная.

Логопед: Ребята, наш город очень красивый, старинный, активно развивающийся. Давайте подарим нашему городу «Букет красивых слов».

Дети берут  цветок, называют прилагательные и ставят его в вазу.

Наш город:  гостеприимный, старинный, красивый, чудесный, солнечный, духовный, неповторимый, великолепный, родной,  праздничный, цветущий, приветливый, многолюдный,  культурный, спортивный, уютный,  большой,  любимый, милый,  доброжелательный.

Логопед: Обратите внимание на карту, какой у нас получился город. Почему наш город самый лучший? Ведь это наша малая родина.

А сейчас, ребята,  давайте вспомним стихотворение о нашем городе.  

Я люблю свой милый город.

Здесь родился, здесь живу.

Я люблю свой милый дворик,

Где с ребятами дружу.

Желаем городу расти и развиваться.

А горожанам жить и наслаждаться.

Любимый город шлем тебе привет,

Желаем благоденствия тебе на много лет!

Какие вы молодцы!

Логопед: Теперь Саша понял, что самый лучший город - тот город в котором ты живешь и где твои родные и друзья.

5. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Ребята, за что вы любите свой город?  Почему наш город самый лучший на свете? Что такое малая родина?

Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Елец и по – праву можете называться юными ельчанами. Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный ельчанин». Любите свою малую родину. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу,  храните её обычаи и традиции!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Город мой - любимейший на свете»

Тема: «Город мой - любимейший на свете»(Сюжетное, по представлению)Программные задачи: продолжать знакомить с архитектурой; учить изображать архитектурные сооружения родного города с помощью изобразит...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Город мой, любимейший на свете»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром«Город мой, любимейший на свете»...

занятие Тема: «Город мой, любимейший на свете»

познакомить детей с историей названия  города,    формировать интерес к его прошлому и настоящему;    обогащать и активизировать словарь...

О САМОЙ ЛЮБИМОЙ НА СВЕТЕ

Сценарий праздника 8 марта, проходящий в форме музыкально-литературной гостиной. Для создания элемента сюрпризности используется небольшой барабан, разделённый на 12 секторов с соответствующими задани...

Досуг на тему: "Самая любимая на свете - мамочка моя"

Цель: формирование у детей знаний о празднике День Матери.Задачи:Образовательные: - учить составлять описательный рассказ-расширять представления о праздничной культуре нашей страны -обогащать сл...

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери «Самая любимая на свете!»

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери «Самая любимая на свете!»...

КОД «Мой город - самый любимый на свете»

Закрепление навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках лексической темы....