Игры по развитию речи в детском саду (18.08.2025)
материал по развитию речи (старшая группа)
Игры по развитию речи в детском саду
- Игра с мячом «У кого кто?».
Цель: развивать словарь и грамматический строй речи ребенка.
- Игра «Где лежит мячик?»
Цель: развивать грамматический строй речи детей, применение предлогов «в», «на», «у».
- Игра «Большой – маленький».
Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, умением правильно называть маленькие предметы, образовывать существительные с уменьшительными функциями.
- Игра «Поговорки».
Цель: развивать речь и мышление ребенка, память.
- Игра «Поручения».
Цель: развивать речевой слух, слуховую память ребенка.
- Игра «Есть – нет»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, упражнять в использовании имен существительных в родительном падеже.
- Игра «Числительные»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, учить считать окружающие предметы, используя числительные с существительным.
- Игра «Какой, чей?»
Цель: упражнять детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Игра «Чем угостишь?»
Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, упражнять образовывать имена существительные в творительном падеже.
- Игра «Разноцветные флажки».
Цель: тренировать речевой слух.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по развитию речи в детском саду
- Игра с мячом «У кого кто?».
Цель: развивать словарь и грамматический строй речи ребенка.
Воспитатель поочередно бросает мяч детям и предлагает вспомнить названия детенышей животных:
Например:
У козы – козленок, козлята;
У кошки – котенок, котята;
У кролика – крольчонок, крольчата;
У лисы – лисенок, лисята;
У волка – волчонок, волчата;
У белки – бельчонок, бельчата.
- Игра «Где лежит мячик?»
Цель: развивать грамматический строй речи детей, применение предлогов «в», «на», «у».
Воспитатель поочередно кладет мячик: на стул, в корзину, у стены и предлагает детям ответить на вопрос: где лежит мячик?
Дети отвечают: мячик лежит на стуле, в корзине, у стены. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает им сориентироваться в формулировке ответа.
- Игра «Большой – маленький».
Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, умением правильно называть маленькие предметы, образовывать существительные с уменьшительными функциями.
Воспитатель называет большой предмет, а дети поочередно или вместе называют его уменьшительную версию.
Например:
Стол – столик;
Диван- диванчик;
Подушка – подушечка;
Кружка – кружечка;
Носок – носочек;
Песок – песочек;
Полка – полочка;
Шапка – шапочка;
Дым – дымок
Дуб – дубок;
Рот – роток;
Кот – котик. И т.д.
- Игра «Поговорки».
Цель: развивать речь и мышление ребенка, память.
Воспитатель называет поговорки, например:
- гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
- весна красна цветами, а осень – снопами.
- осень пришла, урожай принесла.
Затем предлагает детям объяснить их значение, смысл, после чего выучить одну-две поговорки о народных приметах или временах года.
- Игра «Поручения».
Цель: развивать речевой слух, слуховую память ребенка.
Воспитатель дает ребенку несколько несложных заданий подряд и предлагает их выполнить по порядку, последовательно.
Например:
- Возьми букет из листьев и поставь его в вазу на столе.
- Налей воду в баночку, поставь ее на стол. Приготовь краски для рисования, кисточки, карандаши, альбом.
- Приложи кленовый лист к бумаге. Обведи его карандашом, раскрась изображение листа не выходя за контур.
- Игра «Есть – нет»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, упражнять в использовании имен существительных в родительном падеже.
Воспитатель называет предмет, который у него будто есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает, что этого предмета у него нет и бросает мяч воспитателю обратно.
Например:
У меня есть шарф. – А у меня нет шарфа.
У меня есть кукла – А у меня нет куклы.
У меня есть лента – А у меня нет ленты.
У меня есть кубик – А у меня нет кубика.
- Игра «Числительные»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, учить считать окружающие предметы, используя числительные с существительным.
Воспитатель предлагает детям посчитать различные предметы:
Один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов.
Одна ветка, две ветки, три ветки, четыре ветки, пять веток.
Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.
- Игра «Какой, чей?»
Цель: упражнять детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «какой, чей?».
Например:
Береза – березовый;
Ель – еловый;
Груша – грушевый;
Клубника – клубничный;
Морковь – морковный;
Слива – сливовый;
Свекла – свекольный.
- Игра «Чем угостишь?»
Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, упражнять образовывать имена существительные в творительном падеже.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом, бросая ребенку мяч и предлагая ответить, чем он будет угощать то или иное животное.
Например:
Медведя угостишь… медом.
Лису угостишь… рыбой.
Белку угостишь… орехами.
Зайца угостишь… корой.
Корову угостишь…сеном.
Кошку угостишь… молоком.
- Игра «Разноцветные флажки».
Цель: тренировать речевой слух.
Воспитатель предлагает детям поднимать красный флажок, если они слышат звук «ш» и синий – если слышат звук «с».
Слова для примера: шар, лиса, коса, мишка, кошка, ласка, усатый, душный, шить, строить, стоять, штопать, шелковый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"
Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"...

Хороводные игры-как средство развития речи в детском саду
Примеры хороводных игр для педагогов и воспитателей детских коллективовПоложительное влияние на развитие речи детей оказывают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный...

Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным за...

Дидактические игры по развитию речи в детском саду для средней группы
Картотека дидактических игр, с помощью которых можно у детей развить силу голоса, речевое дыхание, слуховое восприятие....

Дидактические игры по развитию речи в детском саду для подготовительной группы
Интересные задания, игры на развитие речи и пополнения словаря у детей дошкольников....

Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду»
Деловая игра для педагогов, которая помогает повысить профессиональную компетентность педагога по развитию речи....

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...