Игры по развитию речи в детском саду (18.08.2025)
материал по развитию речи (старшая группа)

Игры по развитию речи в детском саду

 

  1. Игра с мячом «У кого кто?».

Цель: развивать словарь и грамматический строй речи ребенка.

  1. Игра «Где лежит мячик?»

Цель: развивать грамматический строй речи детей, применение предлогов «в», «на», «у».

  1. Игра «Большой – маленький».

Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, умением правильно называть маленькие предметы, образовывать существительные с уменьшительными функциями.

  1. Игра «Поговорки».

Цель: развивать речь и мышление ребенка, память.

  1. Игра «Поручения».

Цель: развивать речевой слух, слуховую память ребенка.

  1. Игра «Есть – нет»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, упражнять в использовании имен существительных в родительном падеже.

  1. Игра «Числительные»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, учить считать окружающие предметы, используя числительные с существительным.

  1. Игра «Какой, чей?»

Цель: упражнять детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

  1. Игра «Чем угостишь?»

Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, упражнять образовывать имена существительные в творительном падеже.

  1. Игра «Разноцветные флажки».

Цель: тренировать речевой слух.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_v_detskom_sadu.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию речи в детском саду

  1. Игра с мячом «У кого кто?».

Цель: развивать словарь и грамматический строй речи ребенка.

Воспитатель поочередно бросает мяч детям и предлагает вспомнить названия детенышей животных:

Например:

У козы – козленок, козлята;

У кошки – котенок, котята;

У кролика – крольчонок, крольчата;

У лисы – лисенок, лисята;

У волка – волчонок, волчата;

У белки – бельчонок, бельчата.

  1. Игра «Где лежит мячик?»

Цель: развивать грамматический строй речи детей, применение предлогов «в», «на», «у».

Воспитатель поочередно кладет мячик: на стул, в корзину, у стены и предлагает детям ответить на вопрос: где лежит мячик?

Дети отвечают: мячик лежит на стуле, в корзине, у стены. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает им сориентироваться в формулировке ответа.

  1. Игра «Большой – маленький».

Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, умением правильно называть маленькие предметы, образовывать существительные с уменьшительными функциями.

Воспитатель называет большой предмет, а дети поочередно или вместе называют его уменьшительную версию.

Например:

Стол – столик;

Диван- диванчик;

Подушка – подушечка;

Кружка – кружечка;

Носок – носочек;

Песок – песочек;

Полка – полочка;

Шапка – шапочка;

Дым – дымок

Дуб – дубок;

Рот – роток;

Кот – котик. И т.д.

  1. Игра «Поговорки».

Цель: развивать речь и мышление ребенка, память.

Воспитатель называет поговорки, например:

- гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

- весна красна цветами, а осень – снопами.

- осень пришла, урожай принесла.

Затем предлагает детям объяснить их значение, смысл, после чего выучить одну-две поговорки о народных приметах или временах года.

  1. Игра «Поручения».

Цель: развивать речевой слух, слуховую память ребенка.

Воспитатель дает ребенку несколько несложных заданий подряд и предлагает их выполнить по порядку, последовательно.

Например:

- Возьми букет из листьев и поставь его в вазу на столе.

- Налей воду в баночку, поставь ее на стол. Приготовь краски для рисования, кисточки, карандаши, альбом.

- Приложи кленовый лист к бумаге. Обведи его карандашом, раскрась изображение листа не выходя за контур.

  1. Игра «Есть – нет»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, упражнять в использовании имен существительных в родительном падеже.

Воспитатель называет предмет, который у него будто есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает, что этого предмета у него нет и бросает мяч воспитателю обратно.

Например:

У меня есть шарф. – А у меня нет шарфа.

У меня есть кукла – А у меня нет куклы.

У меня есть лента – А у меня нет ленты.

У меня есть кубик – А у меня нет кубика.

  1. Игра «Числительные»

Цель: совершенствовать грамматический строй речи ребенка, учить считать окружающие предметы, используя числительные с существительным.

Воспитатель предлагает детям посчитать различные предметы:

Один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов.

Одна ветка, две ветки, три ветки, четыре ветки, пять веток.

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

  1. Игра «Какой, чей?»

Цель: упражнять детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «какой, чей?».

Например:

Береза – березовый;

Ель – еловый;

Груша – грушевый;

Клубника – клубничный;

Морковь – морковный;

Слива – сливовый;

Свекла – свекольный.

  1. Игра «Чем угостишь?»

Цель: развивать грамматический строй речи ребенка, упражнять образовывать имена существительные в творительном падеже.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом, бросая ребенку мяч и предлагая ответить, чем он будет угощать то или иное животное.

Например:

Медведя угостишь… медом.

Лису угостишь… рыбой.

Белку угостишь… орехами.

Зайца угостишь… корой.

Корову угостишь…сеном.

Кошку угостишь… молоком.

  1. Игра «Разноцветные флажки».

Цель: тренировать речевой слух.

Воспитатель предлагает детям поднимать красный флажок, если они слышат звук «ш» и синий – если слышат звук «с».

Слова для примера: шар, лиса, коса, мишка, кошка, ласка, усатый, душный, шить, строить, стоять, штопать, шелковый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"

Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"...

Хороводные игры-как средство развития речи в детском саду

Примеры хороводных игр для педагогов и воспитателей детских коллективовПоложительное влияние на развитие речи детей оказывают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный...

Деловая игра для педагогов "Развитие речи в детском саду"

В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным за...

Дидактические игры по развитию речи в детском саду для средней группы

Картотека дидактических игр, с помощью которых можно у детей развить силу голоса, речевое дыхание, слуховое восприятие....

Дидактические игры по развитию речи в детском саду для подготовительной группы

Интересные задания, игры на развитие речи и пополнения словаря у детей дошкольников....

Деловая игра для педагогов «Развитие речи в детском саду»

Деловая игра для педагогов,  которая помогает повысить  профессиональную компетентность педагога по развитию речи....

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...