Дидактическое пособие «Дерево Чудес» для дошкольников и младших школьников
учебно-методическое пособие по развитию речи

Жук Светлана Витальевна

Современная реальность требует от образовательных учреждений все более эффективного подхода к развитию речевых навыков у дошкольников. Проблемы речевого развития становятся все более актуальными, на что указывают исследования, отмечающие, что дети с недостаточно развитой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_zhuk_s._v.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «Умка»

г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Адрес: 693014, г. Южно-Сахалинск, ул. Градостроителей, 3,5

телефон +7 932 53 61 524, E-mail: yusgo.umka@sakhalin.gov.ru

Дидактическое пособие «Дерево Чудес»

для дошкольников и младших школьников

Воспитатель - Жук С.В.

г. Южно-Сахалинск

2025

Современная реальность требует от образовательных учреждений все более эффективного подхода к развитию речевых навыков у дошкольников. Проблемы речевого развития становятся все более актуальными, на что указывают исследования, отмечающие, что дети с недостаточно развитой речью сталкиваются с трудностями в общении и социализации [1]. Это связано с изменениями в социальной среде, когда живое общение заменяется виртуальным. Дети становятся менее способными к взаимодействию и выражению своих мыслей, что приводит к уменьшению их речевой активности [2].

Игра «Дерево Чудес»:

Как у наших у ворот

"Дерево чудес растет",

Не цветочки на нем,

Не листочки на нем,

а отгадки к загадкам растут на нем.

Цель: «Дерева Чудес» заключается в всестороннем развитии речи (словарного запаса, правильного построения предложений), формировании логического мышления, укреплении памяти, а также активизации творческих способностей, что особенно актуально в раннем возрасте.

Задачи: совершенствовать речевой аппарат детей; развивать у детей фонематический и речевой слух; формировать устную речь детей; обогащать словарный запас; развивать коммуникативные способности на основе общения; развивать словесно-логическое мышление дошкольников, внимание, память, воображение; приобщать к культурному наследию русских фольклорных произведений; обогащать предметные представления, расширять кругозор; воспитывать уважительное отношение к старшим и друзьям, любовь и бережное отношение к природе.

Правила игры: игра «Дерево Чудес» представляет собой увлекательную и многоплановую дидактическую развивающую игру, созданную специально для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Эта игра не только развлекает, но и оказывает значительное влияние на развитие различных навыков у детей, что делает её важной составной частью их образовательного процесса.

Концепция игры основана на использовании деревянного дерева, оснащённого липучками. Этот дизайн придаёт процессу игры интерактивный характер, способствует развитию моторики и координации движений у детей. Такой подход обеспечивает детям возможность активно участвовать в процессе, используя свои руки, воображение и творческий потенциал. В ходе игры дети могут легко взаимодействовать с деревянной конструкцией, размещая картинки-ответы на те загадки, которые им загадывает воспитатель. Эта интерактивность делает обучение не только интересным, но и увлекательным, позволяя детям с удовольствием и радостью осваивать новые знания и навыки.

Перед началом занятия воспитатель выбирает одну из тематических категорий, таких как фрукты, овощи, животные, предметы быта, цвета или даже сезоны года, и загружает изображения, соответствующие данной теме, в специальную шкатулку – «Чудо шкатулка». Далее, он загадывает загадки, на которые детям предстоит найти правильный ответ. Процесс разгадывания может быть разнообразным и динамичным, включая обсуждения, подсказки и даже элементы соревнования, что добавляет игре дополнительную мотивацию. Каждый ребёнок, разгадавший загадку, получает возможность выбрать соответствующую картинку из шкатулки и прикрепить её к «Чудо дереву». Этот процесс не только развлекает детей, но и создает условия для формирования их логического мышления, аналитических способностей и навыков совместной работы, что особенно важно в коллективной деятельности.

Игра «Дерево Чудес» является универсальным инструментом, который можно адаптировать для работы по самым различным темам, что значительно увеличивает её образовательный потенциал. Она может использоваться как в образовательных учреждениях, таких как детские сады, школы и развивающие центры, так и в домашних условиях в качестве настольной игры. Это делает её одним из лучших инструментов для совместного времяпрепровождения родителей и детей, позволяя им получать пользу от занятия и одновременно радоваться общению на важные образовательные темы. Стимулируя интерес детей к обучению, игра помогает родителям активно участвовать в образовательном процессе, что особенно важно в современном мире, где взаимодействие и поддержка родителей играют ключевую роль в обучении и развитии ребенка.

Кроме того, игра «Дерево Чудес» не ограничивается только детской аудиторией. Она также идеально подходит для взрослых, которым требуется развивать креативность и навыки общения. Взрослые участники могут найти в игре новые способы самовыражения, взаимодействуя друг с другом и обсуждая различные темы. Для них можно легко усложнить задание. Участникам необходимо раздать картинки (без права выбора), после чего они должны вспомнить или придумать загадку, соответствующую полученной картинке. Такой подход делает игру не менее увлекательной и способствует развитию креативности, ассоциативного мышления и коммуникационных навыков как у детей, так и у людей всех возрастов. Это позволяет участникам расширить свои горизонты и открыть новые подходы к игре и обучению.

Таким образом, «Дерево Чудес» становится не просто игрой, а настоящим учебным инструментом, который помогает как детям, так и взрослым развивать важные навыки, учиться новому и весело проводить время в кругу семьи и друзей. Погружение в эту игру может стать началом увлекательного образовательного пути, где каждый участник открывает для себя мир знаний и творчества. Это является важным аспектом в формировании личности и развитии навыков, необходимых для успешной жизни, включая критическое мышление, способность к сотрудничеству и креативность, которые высоко ценятся в современном обществе. Игра «Дерево Чудес» эффективно интегрирует обучение и развлечение, предоставляя участникам уникальную возможность не только учиться, но и наслаждаться процессом совместного времяпрепровождения.

Список литературы:

  1. опыт работы «развитие связной речи дошкольников...» [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2023/06/22/opyt-raboty-razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom
  2. опыт работы «многофункциональные дидактические пособия».  [Электронный ресурс] //maam.ru - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/mnogofunkcionalnye-didakticheskie-posobija-vospitatel-svistunkova-e-p.html?ysclid=majjtnjj8j556126676

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Интерактивное пособие для проектной деятельности дошкольников и младших школьников "Прятки" "Понарошкин Мир"®

Горшкова Татьяна Евгеньевна Методические рекомендацииКод для вставки списка публикаций на другие сайтыИнтерактивное пособие "Прятки" –“Понарошкин Мир” ® ...

Интерактивное развивающее пособие для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать проектную деятельность в условиях доу и начальной школы.

Уважаемая коллеги ,здравствуйте!Предлагаю Вам ознакомиться с методикой работы с интерактивным развивающим пособием для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать п...

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте....

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"

Участие в семинаре по теме" Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников. Дидактические пособия Татьяны Барчан"...

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста

Играя с  пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....