Педагогический проект «Развитие речи детей старшего возраста вне занятий»
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект направлен на организацию эффективной работы с воспитанниками в свободное от учебной деятельности время. Проект призван обогатить образовательный процесс дополнительными возможностями для улучшения уровня владения языком и готовности к дальнейшему обучению. Итог проекта - повышение общего уровня речевого развития детей, улучшение показателей грамотности и культуры общения, готовность детей свободно вступать в разговор, правильно формулировать собственные мысли и понимать собеседника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Развитие речи детей старшего возраста вне занятий»
Актуальность проекта
Современная жизнь предъявляет высокие требования к уровню владения русским языком, способности ясно и грамотно выражать свои мысли, адекватно воспринимать и интерпретировать речь окружающих. Именно поэтому важное значение приобретает целенаправленная работа по совершенствованию речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, проводимая не только в рамках учебных занятий, но и в свободное время. Это связано с тем, что именно дети старшего возраста начинают осваивать сложную структуру языка, усваивая нормы грамматики, расширяя активный словарь и развивая способность говорить выразительно и эмоционально. Однако ограниченные рамки традиционного урока часто не позволяют полноценно реализовать потенциал ребенка в сфере речевого развития. Поэтому возникает необходимость организовать дополнительные мероприятия, способные повысить уровень речевого развития дошкольников, расширить диапазон используемых ими языковых средств и подготовить их к школьному обучению.
Цели проекта
- Основной целью проекта является создание условий для дополнительного систематизированного развития речи старших дошкольников вне рамок обязательных занятий, что позволит эффективно развивать различные аспекты речевого поведения, включая звуковой строй, фонематический слух, восприятие и понимание текста, активное владение речью и правильное употребление родного языка.
Основные задачи проекта
- Создание комфортной развивающей среды, стимулирующей желание общаться и развиваться.
- Обучение детей основным правилам построения правильной речи, расширению словарного запаса, улучшению произносительных навыков.
- Воспитание потребности в самостоятельной речевой активности и стремление к творческому самовыражению.
- Расширение представлений детей о мире, природе, культуре через чтение художественной литературы, обсуждение книг, просмотр видеоматериалов и обсуждения увиденного.
- Организация совместных творческих проектов педагогов и родителей, вовлечение семьи в образовательный процесс.
- Укрепление межличностных отношений внутри коллектива путем совместной игровой и творческой деятельности.
- Повышение профессионального уровня педагогов через освоение современных подходов и методик воспитания речи.
- Мониторинг достигнутых результатов и коррекционная работа в зависимости от выявленных недостатков.
Участники проекта
Основными участниками проекта являются педагоги дошкольного учреждения, родители воспитанников, сами дети старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта
Реализация проекта предполагает включение следующих этапов:
Этап подготовки
- Диагностика уровня развития речи: проводится тестирование детей, позволяющее выявить основные проблемы и направления работы над речью.
- Создание благоприятных условий: оформление помещений детского сада тематическими стендами, подбор игрушек, оборудования, иллюстраций и пособий, необходимых для активной речевой практики.
- Организация информационной поддержки родителей: консультации, семинары, публикации рекомендаций по поддержке речи дома.
- Подготовка учебно-методических материалов: сбор и адаптация игр, сценариев праздников, викторин, рассказов, стихов и песен, соответствующих возрастным особенностям детей.
Основная деятельность
- Ежедневные игры и упражнения: использование настольных игр, карточек с заданиями, физминуток, загадок, скороговорок, рифмовок и диалогов для отработки конкретных навыков.
- Работа с художественными произведениями: регулярное чтение вслух художественных произведений разных жанров, обсуждение прочитанного, инсценировки сюжетов.
- Музыкально-речевые праздники: организация праздничных мероприятий, театрализованных постановок, выступлений детей перед родителями и гостями.
- Экскурсии и наблюдения: посещение музеев, парков, выставок, участие в мероприятиях на свежем воздухе, экскурсии в природу способствуют накоплению впечатлений и служат стимулом для выражения мыслей словами.
- Творческие мастерские: рисование, лепка, конструирование предметов, изготовление поделок, связанных с сюжетами литературных произведений, также стимулирует активность речи.
- Родительско-педагогическая поддержка: привлечение родителей к совместным занятиям, экскурсиям, играм, консультациям специалистов.
Завершающий этап
- Подведение итогов включает проведение итогового тестирования, сравнение полученных результатов с начальными показателями, составление отчетов и рекомендаций для дальнейших действий.
Формы контроля и мониторинга
Контроль осуществляется регулярно с помощью наблюдений, анализа продуктов детской деятельности, бесед с детьми и анкетирования родителей. Эффективность проекта оценивается по следующим критериям:
- Увеличение объема активного словаря ребенка.
- Умение составлять короткие рассказы и описания ситуаций.
- Степень участия детей в групповом взаимодействии.
Ресурсное обеспечение проекта
Осуществление проекта требует наличия специальных ресурсов, среди которых:
- Учебно-наглядные пособия и оборудование.
- Игрушки и игровые материалы.
- Пособия и литература для чтения и изучения.
- Пространство для проведения мероприятий.
Результаты проекта
Произошло значительное повышение уровня речевого развития детей, увеличение объема активного словаря, повышение мотивации к общению и творчеству, улучшение взаимоотношений в группе и семье.
Таким образом, реализация данного проекта обеспечила комплексное развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, создала условия для успешного перехода к следующему этапу образования и гармоничного личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»
Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...

Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...

Педагогический проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Влияние игры на развитие личности...
