Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Геннадиевна Кривошеева

Занятие по развитию речи, для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Цель: Способствовать умению детей запоминать стихотворение;

Помочь понять смысл стихотворения ЗАлександровой «Родина»

 

Задачи:

- образовательные:

активизация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

-развивающие :

развитие диалогической речи, зрительного восприятия, внимания, мышления, координации речи с движением;

-воспитательные задачи:

воспитание гордости за свою страну, любовь к Родине.

 

Словарная работа: берёзка-скромница, ромашковый бугор, целина.

 

Методы и приёмы:

словесные: игра «Кто в какой стране живет?», игра «Доскажи словечко», стихотворения, пословицы и поговорки о Родине, вопросы, рассуждения, мнемосхема стихотворения.

Наглядные: презентация «Моя Родина – Россия», презентация стихотворения « Родина».

Оборудование:

-глобус

Предварительная работа: - Заучивание стихов с помощью схем. Чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине, В. Степанов «Флаг России» и «Наш дом», А. Прокофьев «Родина», Л. Некрасова «Это наша Родина», Н. Гусев «Берегите Россию». Просмотр презентации «Моя Родина Россия».

1. Организационный момент. Вводная часть

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

В: Я вас приглашаю на необычное занятие, но сначала давайте вспомним правила, которые мы соблюдаем на занятии.

 

Скороговорка «Кто хочет разговаривать»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)

 

В: Так как же мы должны разговаривать?

Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).

В: Кто знает, что у меня на столе стоит?

Правильно, это глобус. Скажите, что такое глобус? (модель планеты Земля).

В: о чём  мы будем сегодня говорить на занятии ?!..

- вы узнаете из стихотворения:

 

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

 

В.: О чём мы будем говорить?...

(Ответы детей)

В: -Да, правильно, сегодня мы поговорим о нашей Родине.

И расскажем, как мы любим свою Родину.

 

2. Основная часть (садятся на стульчики).

 

В.: Наша Родина огромна. Она разнообразна по климату и природе…

 

- На нашем земном шаре много разных стран. И в каждой стране живёт свой народ.

-Какие страны вы знаете? (Ответы детей.).

- Да, много стран вы знаете.

-Предлагаю поиграть в игру «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут -… В Англии –… В Испании –…

В Америке –… Во Франции –… В Германии –…

В Китае –… В Грузии –…

В: Молодцы, как много стран и их жителей назвали.

В: А, как называется наша страна?

Д: Россия.

В: Верно. У нашей страны удивительно красивое имя, давайте все вместе повторим его Россия! (индивидуально-хором)

-Россия - наша страна- это наша Родина! А мы её жители –россияне.

В: Какими словами можно сказать о нашей Родине –России? Какая она?

Д: Большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая.

В: Родина у нас у всех единственная, как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает одна.

 

В.: Если вас попросит рассказать о своей Родине человек с другой страны, например с Англии, то вы, скорее всего, растеряетесь, думая, о чём рассказать. Но если вы вспомните свой любимый уголок Родины, место, где вы родились, выросли, место, где вы были счастливы, то слова сразу найдутся.

В.: Я, к примеру, люблю вспоминать бабушкин дом в деревне, где мы с утра до вечера пропадали на реке Белой и мочили ноги в чистейшей воде, свежий горный воздух, запах леса, а по утрам запах свежего хлеба и парное молочко..

В.: А у вас уже есть любимые уголки Родины?(ответы детей)

Воспитатель: Я хочу познакомить вас со стихотворением, о Родине, которое написала З.Александрова.

- Послушайте! (чтение воспитателя)

-Понравилось вам стихотворение? (да)

-О чём оно? ( О Родине..)

- Какое оно по настроению?

- Запомнили, кому- что вспоминается при слове Родина? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения- «старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот, берёзка-скромница и ромашковый бугор, свой родной московский двор, степь, красная от маков, золотая целина»)

 

Словарная работа.

 

В.: В этом стихотворении вам встретились слова («берёзка-скромница»«ромашковый бугор» «целина»)

- Как вы их понимаете? Что значит берёзка-скромница?.. как по-другому можно сказать, подберём синоним..

(стеснительный; стеснительная берёзка)

- Берёза - светлая красавица русских лесов. Её стволы белеют в лесу, даря людям радость, покой и надежду. Испокон веков люд приходит к ней за советом и утешением.

- Что такое ромашковый бугор?..

(бугор-это луг, значит ромашковый луг или поле ромашковое)

- Кто скажет, что такое целина? ..

( целина-это поле, где растут степные или полевые цветы и кустарники)

В.: А теперь закройте глаза и представьте берёзку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор.

-Как вы думаете, как назвал поэт своё стихотворение(дети высказывают аргументированные варианты ответов).

- Стихотворение, написанное Зинаидой Александровой о Родине, так и   называется «Родина»

- Мы это стихотворение попробуем сегодня с вами выучить.

- Это стихотворение состоит из трёх частей. Сейчас я зачитаю вам стихотворение по частям, а вы читайте эти части вместе со мной, только без голоса и попытайтесь его запомнить.

В.: Послушайте первую часть стихотворения

(чтение первой части стихотворения воспитателем; воспитатель просит 2-3х детей повторить)

В.: Послушайте вторую часть стихотворения

(чтение второй части стихотворения воспитателем; читают 2-3 ребёнка)

В.: Послушайте третью часть стихотворения и запомните его

(чтение 3 части воспитателем; чтение детей)

 

В.: Послушайте ещё раз стихотворение полностью.

(Презентация стиха.)

 

Словесная игра «Эхо»

В.: Поиграем в игру «Эхо». Представьте, что мы находимся высоко в горах. Я буду читать стихотворение по строчкам, на кого я посмотрю(или укажу) будут моим эхом, повторять за мной строчки..

 

Словесная игра «Доскажи словечко».

В.: А теперь я буду читать строчки стихотворения не до конца, а вы доскажите последнее слово.

 

В.: Послушайте ещё раз стихотворение.

(чтение воспитателем стихотворения целиком)

Физ. минутка.

В.: Я вижу, вы немного устали сидеть, предлагаю сделать физминутку

Поезжай за моря-океаны,                 («едут»)

Надо всею землей пролети:             («летят»)

Есть на свете различные страны,    (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти.         (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды,          (приседают)

Широка и привольна земля,            (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы,        (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля.               (плавные взмахи руками)

В.: Кто хочет прочитать нам стихотворение самостоятельно?

Работа с мнемотаблицей (чтение стихотворения целиком 1-2мя детьми)

Заключительная часть.

В.: В народе говорят: «Человек без Родины не живет».

- Вспомните, а какие еще пословицы о Родине мы знаем?

(ответы детей- Родина любимая — мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родина—мать, умей за нее постоять.)

Итог занятия

В.: На этом наше занятие подошло к концу.

-Чем мы сегодня занимались?

(говорили о родине, учили новое стихотворение..)

-Как называется стихотворение, которое вы учили?

( «Родина»)

- Кто автор стихотворения?

(Зинаида Александрова)

- Как мы учились запоминать стихотворение?

(смотрели презентацию к стихотворению, играли в д.и « Доскажи словечко», учили стихотворение по частям, рисовали схему для заучивания стихотворения..)

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

(ответы детей)

-Что было труднее всего?

(ответы детей)

-Вы молодцы! Все успешно справились с заучиванием стихотворения.

 

 

Александрова «Родина»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, В саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,

 Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»с использованием методики ТРИЗ.

Конспект открытой НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» с использованием схем-рисунков».

Цель: Научить детей запоминать стихотворение З. Александровой «Родина» по схемам-рисункам.Задачи:- образовательные:активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Рос...

Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

З. Александрова «Родина» Если скажутслово «родина»,Сразу в памяти встаетСтарый дом,В саду смородина,Толстый тополь у ворот..У реки березка-скромницаИ ромашковый бугор&hell...

занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

конспкт занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему " заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"...

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Развитие речи Заучивание стихотворения З.Александровой "Родина"

Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения "Родина бывает разная, но у всех она одна", запомнить произведение....