Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» с использованием схем-рисунков».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Михалюк Ольга Михайловна

Цель: Научить детей запоминать стихотворение З. Александровой «Родина» по схемам-рисункам.

Задачи:

- образовательные:

активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

совершенствование грамматического строя речи;

-развивающие:

развитие диалогической речи, зрительного восприятия, внимания, мышления;

-воспитательные задачи:

воспитание гордости за свою страну;

воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Словарная работа: берёзка-скромница, ромашковый бугор, целина.

Методы и приёмы:
 -практические: игра «Передай сердечко и скажи словечко»; 
- наглядные: просмотр презентации стихотворения З. Александровой «Родина»;
- словесные: игра «Доскажи словечко», стихотворение, загадка, скороговорка, пословицы и поговорки о Родине, вопросы, рассуждения.

Оборудование:

ноутбук, экран;

глобус;

мольберт;

сердечко;

Предварительная работа:

- Заучивание стихотворений с помощью схем.

-Чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине, В. Степанов «Флаг России» и «Наш дом», А. Прокофьев «Родина», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», Л. Некрасова «Это наша Родина», Н. Гусев «Берегите Россию».

-Просмотр презентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zauch_rodina.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» с использованием схем-рисунков».


Цель: Научить детей запоминать стихотворение З. Александровой «Родина» по схемам-рисункам.

Задачи:

- образовательные:

активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;

совершенствование грамматического строя речи;

-развивающие:

развитие диалогической речи, зрительного восприятия, внимания, мышления;

-воспитательные задачи:

воспитание гордости за свою страну;

воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Словарная работа: берёзка-скромница, ромашковый бугор, целина.

Методы и приёмы:
 -практические: игра «Передай сердечко и скажи словечко»;  
- наглядные: просмотр презентации стихотворения З. Александровой «Родина»;
- словесные: игра «Доскажи словечко», стихотворение, загадка, скороговорка, пословицы и поговорки о Родине, вопросы, рассуждения.

Оборудование:

ноутбук, экран;

глобус;

мольберт;

сердечко;

Предварительная работа: 

- Заучивание стихотворений с помощью схем.

-Чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине, В. Степанов «Флаг России» и «Наш дом», А. Прокофьев «Родина», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», Л. Некрасова «Это наша Родина», Н. Гусев «Берегите Россию».

-Просмотр презентации.

Ход занятия:

Организационный момент.
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Я вас приглашаю на необычное занятие, но сначала вспомним правила, которые мы соблюдаем на занятии.

Скороговорка «Кто хочет разговаривать»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)

Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
Воспитатель: А о чём мы будем  говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения.

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Воспитатель: Да, правильно, сегодня мы поговорим о нашей Родине.  

Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной

Крутит-вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (глобус)

Воспитатель: Правильно, это глобус. Скажите, что такое глобус? (Модель планеты Земля). А этот глобус непростой. На этой неделе он переходит из группы в группу. Сегодня он у нас в гостях, и мы расскажем ему о своей стране и как любим свою Родину.

Основная часть. (садятся на стульчики).

Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: Какими словами можно сказать о Родине? Какая у нас Россия?

Дети: Большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая.

Воспитатель: Россия – наша Родина. Родина у нас у всех единственная, как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает одна. Главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о Флаге, Гербе, Гимне России.

Флаг России.

У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).

Объяснение воспитателем:

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.

«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет» - сказал снег.

И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»-сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот какой он наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».

Герб России.

Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.

Однажды на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец (рассказ легенды о Георгии Победоносце).

Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).

Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.

Гимн России.

Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (Когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.

В этой большой стране есть место, где мы родились и живём - это малая родина.  Где мы с вами живём? (ответы детей)

Вы любите свой город? Наш город красивый, зелёный, большой. Сейчас мы будем передавать сердечко и говорить, за что мы любим свой город. (сидя)  

 Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

Я люблю свой город, потому что он – красивый.

Я люблю свой город, потому что он – зелёный.

Я люблю свой город, потому что он – уютный.

Я люблю свой город, потому что он – большой.

Я люблю свой город, потому что у него широкие улицы и красивые дома.

Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине».

В народе говорят:

«Человек без Родины не живёт».

«Родина любимая-мать родная»

«Человек без Родины- что соловей без песни».

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Нет ничего на свете кроме, чем Родина наша».

А теперь у нас разминка.

Физ. минутка. 

Воспитатель предлагает детям превратиться в деревья.

Ветер северный подул                    - качают поднятыми руками

И с деревьев листья сдул.              - потихоньку опускают руки

Полетели, закружились                  - кружатся

И на землю опустились.                  - приседают

Дождик стал по ним                        - постучать пальцами по полу

Стучать: кап-кап-кап!                 

Град по ним заколотил,                  - постучать кулачками по полу

Листья все насквозь пробил           

Снег потом припорошил,                - дети встают, выполняя плавные движения руками

Одеялом их накрыл.                       - подняли руки

Заучивание стихотворения.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о Родине. Написала его З. Александрова.

Этапы заучивания стихотворения:

Чтение воспитателем стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Запомнили, кому- что вспоминается при слове Родина? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения)

-А теперь закройте глаза и представьте берёзку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор.

-Как вы думаете, как назвал поэт своё стихотворение? (дети высказывают аргументированные варианты ответов). Затем воспитатель озвучивает название стихотворения - «Родина».

Повторное чтение стихотворения воспитателем.

Презентация стихотворения.

Словарная работа. Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («берёзка-скромница», «ромашковый бугор» «целина»).

Словарная работа с терминами «скромница», «ромашковый бугор» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «скромный- стеснительный»; «бугор-луг»; «целина- засеянное поле»

Словесная игра «Доскажи словечко». 

Воспитатель: Теперь я буду читать строчку стихотворения не до конца, а вы доскажите последнее слово.

Зарисовка стихотворения (опорная схема). 

Воспитатель: Зарисовываем наш стих и будем рассказывать его с опорой на эту схему.

 Итог занятия.

Воспитатель: Как называется стихотворение, которое мы учили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Оцените свою работу по светофору: зелёный цвет-работали хорошо, отвечали на вопросы; жёлтый цвет-были небольшие трудности; красный цвет-трудности в запоминании стихотворения. (Дети оценивают свою работу) Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Посиделки"

На данном занятии решаются как речевые задачи, так и задачи личностно-ориентированного взаимодействия, а также приобщения  дошкольников к фольклору....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Прогулка в зимний лес"

В конспекте отражены игровые упражнения по обогащению словаря и грамматическому строю речи как подготовительный этап при составлении рассказов по картинам и подготовке детей к обучению грамоте и чтени...

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы.Тема: «Балда в гостях у «Репки» Цели: Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расши...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Все, что вижу вокруг я – это родина моя»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому  развитию в подготовительной к школе группе  общеразвивающей направленности на тему: «Все, что вижу вокруг я – это...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения Н.М.Рубцова «Про зайца».

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения Н.М.Рубцова «Про зайца».Целевой ориентир: ребенок запоминает ст...