Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи по теме «Ель» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Формирование лексико-грамматической стороны и связной речи с использованием метода синквейна «Ель»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи по теме «Ель»
(старший дошкольный возраст)
Тема: формирование лексико-грамматической стороны и связной речи с использованием метода синквейна «Ель».
Цель: расширить и уточнить знания детей о ели и её признаках с помощью метода синквейна.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
- закрепить представления о ели и её признаках;
- обогащать словарный запас по теме «Деревья» словами-признаками и словами-действиями;
- закреплять умение подбирать родственные слова;
- закреплять умение создавать синквейн.
- совершенствовать вербальный анализ и синтез;
- совершенствовать навыки печатания и чтения слов и предложений.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память;
- развивать графические навыки;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви к родной природе;
- совершенствовать навыки поведения в коллективе;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал и оборудование: ель разборная, шишки, мяч, тетрадные листы в клетку, карандаши, музыкальное сопровождение: записи «Времён года» П.И.Чайковского, мольберт.
Время реализации занятия: 25-30 минут.
Предварительная работа.
1.Беседа о хвойных деревьях.
2.Индивидуальные дидактические игры:
- «Чья шишка, чья иголочка? »;
- «Подбери и назови».
3. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Ель»
Ход образовательной деятельности.
1.Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг.)
Дети здороваются, называя друг друга уменьшительно-ласкательными именами, прикладывают ладошку к ладошке. Затем отправляются на «зимнюю полянку».
Проблемная ситуация.
2. Загадка
Логопед:
Ребята, отгадайте загадку:
Зелёная, пушистая на праздник к нам пришла
И много-много радости детишкам принесла.
Как вы думаете, о ком идет речь в этой загадке?
Дети: о ели.
Пути решение проблемы.
Логопед: ребята, сегодня мы с вами поговорим о ели и её признаках, сочиним короткое стихотворение-синквейн. Что может нам помочь при сочинении такого стихотворения?
Дети: схемы, картинки.
Логопед: вы правы, давайте посмотрим на мольберт.
2.Поисковый этап
На мольберте появляется схема занятия.
Логопед: перед вами схема, используя ее, расскажите, пожалуйста, план нашего занятия.
Ребенок (по схеме): рассказать о признаках ели, составить стихотворение о ели.
Логопед: правильно. Ну что, начнем?
3.Практический этап
Игра «Превращение»
Дети (поют)
Раз шажок, два шажок –
Под ногой скрипит снежок.
На шнурке ботинка –
Звёздочка-снежинка.
Мальчик взял её рукой –
Нет снежинки никакой,
А на рукавичке –
Капельки водички.
На полянке логопед с детьми «превращаются» то в снег, то в лёд, то в пар.
Логопед. Снег. Дети берутся за руки.
Лёд. Держась за руки, дети ещё больше сплачиваются.
Пар. Дети отпускают руки и кружатся. Потом дети замечают, что у них в лесу нет елочки. Они тут же слышат звуковое письмо.
Елочка. Хочу вам пожаловаться на свою судьбу. Вокруг меня веселились и взрослые, и дети, а потом забыли на чердаке вместе со старыми вещами.
Соберём елочку
Дети собирают елочку. Каждая веточка – это слово.
Дети.
Елочка, елочка –
Колкая иголочка,
Где ты выросла? В лесу.
Что ты видела? Лису.
Что в лесу? Морозы,
Голые березы,
Волки и медведи –
Вот и все соседи.
Родственные слова.
Дети вешают шишки – это родственные слова.
Логопед. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы найдёте в нем родственные слова.
Елочки, елки и ели
Выросли в чаще лесной,
Еловый лесок – это ельник,
Мы в нем погуляем с тобой.
Составление предложения и его удлинение.
Создается и наращивается предложение о ели. Для этого проводится игра с мячом (каждый удар – слово).
Логопед. Ель – это дерево?
Дети. Ель – это дерево.
Логопед. Ель – это хвойное дерево?
Дети. Ель – это хвойное дерево.
Логопед. Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу?
Дети. Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу?
Игра в слова с мячом.
Логопед.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Логопед показывает детям схемы-символы слов-предметов, слов-действий и слов- признаков на мольберте.
Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, называть слова- признаки, слова-действия (на тему ели), а слова-предметы на зимнюю тематику.
Создание синквейна
Логопед. А сейчас мы с вами будем сочинять короткое стихотворение о ели.
Звучит фонограмма, печатается синквейн, название выбирается детьми: Ель или Елочка.
Ель. Логопед предлагает из уже названных слов-признаков выбрать и напечатать два (каждый для себя)
Душистая, чудесная.
Затем дети (каждый для себя) подбирают три слова-действия из уже названных и печатают
Растет, веселит, радует.
Дети придумывают предложение, состоящее из 3-4 слов и печатают его.
Я люблю зимнюю ель.
Затем печатаются ассоциации, относящиеся к первому слову синквейна ель. Что ты представляешь при слове ель?
Зима. Новый год. (Хвойное дерево)
Далее каждый ребенок читает свое стихотворение в «поэтическом кресле».
IV. Рефлексивно- оценочный этап
Дети, оценивая стихотворение, говорят комплименты друг другу.
Логопед: Ребята, а вам понравилось самим сочинять стихотворения? Что понравилось Оле? А что Максиму? Я предлагаю на память о нашем занятии взять домой свои стихотворения.
Логопед: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы сочинили такие красивые стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»
Итоговое занятие для детей подготовительной логопедической группы.Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима»....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе .
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».Составление синквейна....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе по теме Домашние животные Составление синквейна.
Развитие связной речи через составление синквейнов...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе по теме Домашние животные Составление синквейна.
Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов. Коррекционно-образовательные задачи: - учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;- активизир...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...

