Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи по теме «Ель» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Малахова Елена Николаевна

Формирование лексико-грамматической стороны и связной речи с использованием метода синквейна «Ель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_el.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности      по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи по теме «Ель»

(старший дошкольный возраст)

Тема: формирование лексико-грамматической стороны и связной речи с использованием метода синквейна «Ель».

Цель: расширить и уточнить знания детей о ели  и её признаках с помощью метода  синквейна.

Задачи:        

Коррекционно-образовательные: 

-закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;

- закрепить представления о ели  и её признаках;

- обогащать словарный запас по теме «Деревья» словами-признаками и словами-действиями;

- закреплять умение подбирать родственные слова;

- закреплять умение создавать синквейн.

- совершенствовать вербальный анализ и синтез;

- совершенствовать навыки печатания и чтения слов и предложений.

- Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память;

- развивать графические навыки;

- развивать зрительное восприятие;
- развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви к родной природе;

- совершенствовать навыки поведения в коллективе;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал и оборудование: ель разборная, шишки, мяч, тетрадные листы в клетку, карандаши, музыкальное сопровождение: записи  «Времён года» П.И.Чайковского, мольберт.

Время реализации занятия: 25-30 минут.

Предварительная работа.

1.Беседа о хвойных деревьях.

2.Индивидуальные дидактические игры:

- «Чья шишка, чья иголочка? »;

- «Подбери и назови».

3. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Ель»

Ход  образовательной деятельности. 

1.Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Дети здороваются, называя друг друга уменьшительно-ласкательными именами, прикладывают ладошку к ладошке. Затем отправляются  на «зимнюю полянку». 

Проблемная ситуация.

2. Загадка

Логопед: 

Ребята, отгадайте загадку:

Зелёная, пушистая на праздник к нам пришла

И много-много радости детишкам принесла.

Как вы думаете, о ком идет речь в этой загадке?

Дети: о ели.

Пути решение проблемы.

Логопед: ребята, сегодня мы с вами поговорим о ели и её признаках, сочиним короткое стихотворение-синквейн.  Что может нам помочь при сочинении  такого стихотворения?

Дети: схемы, картинки.

Логопед: вы правы, давайте посмотрим на мольберт. 

2.Поисковый этап

На мольберте появляется схема занятия.

Логопед: перед вами схема, используя ее, расскажите, пожалуйста, план нашего занятия.

Ребенок (по схеме): рассказать о признаках ели, составить стихотворение о ели.

Логопед: правильно. Ну что, начнем?

3.Практический этап

Игра «Превращение»

Дети (поют)

Раз шажок, два шажок –

Под ногой скрипит снежок.

На шнурке ботинка –

Звёздочка-снежинка.

Мальчик взял её рукой –

Нет снежинки никакой,

А на рукавичке –

Капельки водички.

На полянке логопед с детьми «превращаются» то в снег, то в лёд, то в пар.

Логопед. Снег. Дети берутся за руки.

                  Лёд. Держась за руки, дети ещё больше сплачиваются.

                  Пар. Дети отпускают руки и кружатся. Потом дети замечают, что у них в лесу нет елочки. Они тут же слышат звуковое письмо.

Елочка. Хочу вам пожаловаться на свою судьбу. Вокруг меня веселились и взрослые, и дети, а потом забыли на чердаке вместе со старыми вещами.

Соберём елочку

Дети собирают елочку. Каждая веточка – это слово.

Дети.

Елочка, елочка –

Колкая иголочка,

Где ты выросла? В лесу.

Что ты видела? Лису.

Что в лесу? Морозы,

Голые березы,

Волки и медведи –

Вот и все соседи.

Родственные слова.

        Дети вешают шишки – это родственные слова.

 Логопед. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы найдёте в нем родственные слова.

       

Елочки, елки и ели

 Выросли в чаще лесной,

        Еловый лесок – это ельник,

        Мы в нем погуляем с тобой.

Составление предложения и его удлинение.

        Создается  и наращивается предложение  о ели. Для этого проводится игра с мячом (каждый удар – слово).

         Логопед. Ель – это дерево?

         Дети. Ель – это дерево.

         Логопед. Ель – это хвойное дерево?

         Дети.   Ель – это хвойное дерево.

         Логопед. Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу?

         Дети. Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу?

Игра в слова с мячом.

          Логопед.

          Я найду слова везде:

          И на небе, и в воде,

        На полу, на потолке,

        На носу и на руке.

        Логопед показывает детям схемы-символы слов-предметов, слов-действий и слов- признаков  на мольберте.

Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, называть слова- признаки, слова-действия (на тему ели), а слова-предметы на зимнюю тематику.

Создание синквейна

Логопед.  А сейчас мы с вами будем сочинять короткое стихотворение о ели.

Звучит фонограмма, печатается синквейн, название выбирается детьми: Ель или Елочка.

Ель. Логопед предлагает из уже названных слов-признаков выбрать и напечатать два (каждый для себя)

Душистая, чудесная.

Затем дети (каждый для себя) подбирают три слова-действия из уже названных и печатают

Растет, веселит, радует.

Дети придумывают предложение, состоящее из 3-4 слов и печатают его.

Я люблю зимнюю ель.

Затем печатаются ассоциации, относящиеся к первому слову синквейна ель. Что ты представляешь при слове ель?

Зима. Новый год. (Хвойное дерево)

Далее каждый ребенок читает свое стихотворение в «поэтическом кресле».

IV. Рефлексивно- оценочный этап 

Дети, оценивая стихотворение, говорят комплименты друг другу.

Логопед: Ребята, а вам понравилось самим  сочинять стихотворения? Что понравилось Оле? А что Максиму? Я предлагаю на память о нашем занятии взять домой свои стихотворения.

Логопед: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы сочинили такие красивые стихотворения.

   

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»

Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима»....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе по теме Домашние животные Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов. Коррекционно-образовательные задачи: - учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;- активизир...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...