Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лазарева Наталия Андрияновна

Пересказ русской народной сказки

«Заюшкина избушка».Составление синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию

лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе .

Тема: Пересказ русской народной сказки

«Заюшкина избушка».

Составление синквейна.

                                                    

           Выполнила: Елизарова Н.А.

                                          Еманжелинск 2016

Цель: Развитие речи, у детей 5-6 лет.

Задачи:

Образовательные задачи:

- пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» ;

- составление синквейнов о героях сказки.

- закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал;

- обучать последовательному пересказу с опорой на предметные картинки;

- учить составлять синквейн о героях сказки опираясь на заданную схему;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать навык построения предложений.

Развивающие задачи:

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать воображение, раскрепощение.

Воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация по теме.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», беседа по ней.

Содержание организованной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу.

А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.

Игра «Какой дом?»

(На экране картинки: каменный дом, соломенный дом, лубяная избушка, ледяная избушка)

Дом из камня  (какой?) - каменный.

Дом из соломы (какой?) - соломенный дом.

Избушка изо льда (какой?) - ледяная избушка.

Избушка из луба (какая?) - лубяная избушка.

II. Постановка цели.

В. Как вы думаете, эти дома настоящие или сказочные?

Ледяная и лубяная, избушки из какой сказки?

III. Показ иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка».

Беседа по содержанию.

Какую избушку построила лиса? Почему она называется ледяная? Какую избушку построил зайчик? Она из луба, поэтому лубяная. Какая беда случилась с зайчиком? Поступок лисы какой? Кто хотел помочь зайчику? Почему собака и медведь не помогли ему? Кто же зайчику помог выгнать лису? Почему петуху это удалось? Что петух пел лисе? Какая это песенка, ласковая или грозная? Кто из сказочных героев вам понравился? Почему?

IV. Подбор признаков к персонажам сказки по их поступкам.

В. Назовите сказочных героев.

Собака (какая?) – трусливая.

Волк (какой?) – трусливый.

Медведь (какой?) – трусливый.

Петух (какой) – храбрый, смелый, бесстрашный.

Заяц (какой?) – трудолюбивый, слабый, боязливый.

Лиса (какая?) – хитрая, нахальная, наглая, коварная.

V. Пересказ сказки по цепочке с опорой на предметные картинки.

VII. Физ. минутка.

Псих. гимнастика.

Изобразите, как боится заяц.

Изобразите, лису, которая хитрит и  обманывает  зайчика.

Изобразите, как зайчик просит помощи.

Изобразите, как петушок идёт и несёт на плечах косу.

VIII. Подбор слов-действий.

Игры: «Угадай, кто это?», «Что делал(а)?»

В. Обхитрила, обманула, выгнала, кто это? (Лиса)

Повторите, что сделала лиса?

В. Плакал, испугался, просил помощи, кто это? (Зайчик)

Повторите, что делал зайчик?

В. Спас, защитил, напугал, выгнал.

Повторите, что сделал петушок?

IX. Составление синквейнов с опорой на схему.

(На экране схема составления синквейна)

В. Ребята, картинку с Медведем мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под медведем мы должны поместить картинки – признаки: Какого цвета шубка у медведя? (коричневая). Коричневый кружок. Какой Медведь по характеру добрый или злой? (добрый). Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает медведь? (прогоняет) Помещаем картинку. Что еще он умеет делать? (рычать). Помещаем картинку. Что еще он может делать? (испугаться).Помещаем картинку.

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Медведю не удалось прогнать лису).

А на пятой строке мы скажем, что это просто животные или сказочные герои.

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

(Работа по составлению синквейна о сказочных героях. Синквейны о зайчике, о лисе, о петухе.)

Зайчик.                                                       Лиса.

Слабый, трусливый.                                  Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи).           Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика.                                   Лиса поступила плохо.        

Сказочный герой.                                       Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

X. Итог.

Оценка деятельности детей.

В. Ребята, вы молодцы! Вы, как, настоящие писатели!

О ком вы составляли рассказы?

Они герои, из какой сказки?

Чему научила вас эта сказка?

На кого бы вы хотели быть похожим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины угощения»

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины у...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...