Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Маркина Инна Петровна

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепками).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая образовательная  деятельность

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные»

(старшая группа компенсирующей  направленности)

                                                                                                        Подготовила:

                                                                                                        учитель-логопед

                                                                  высшей

квалификационной категории

                                                                                                Маркина Инна Петровна

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепками);

закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в творительном падеже ед. числа, глаголы ед. числа настоящего времени от звукоподражания;

закрепить понятия о детенышах домашних животных, употребление предлога «в»;

закрепить умение составлять простые распространенные предложения с помощью мнемотаблиц.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать зрительное внимание и восприятия, координацию речи с движением;

развивать диалогическую речь, слуховое внимание, память и  мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения оценивать свои действия;

 воспитание любви домашним животным и заботе о них.

Оборудование:

ноутбук, проектор, экран, диск с музыкой для самомассажа, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей,  игры-презентации: «Кто где живет?», «Кто,  как кричит?», мнемотаблицы для выделения отличительных признаков домашних животных «Что у кого?», д/и  с прищепками «Кто что любит?», маски-шапочки для игры «Угадай, кто я?» (кошка, собака, лошадь), наборное полотно, карточки-смайлики: веселый и грустный (для оценки деятельности), мяч,  указка.

Ход занятия

1.Организационный момент

Игра – упражнение «О ком я говорю?» 

Л.:-  Встанем красиво.

Л.:- Сядет тот, кто угадает, о ком животном  я говорю:

Л.: -Лохматая, пятнистая, злая?

Д.: -Это собака.

Большая, спокойная, рогатая - это корова.

Сильная, резвая, стройная - это лошадь.

Толстая, неторопливая, ленивая -это свинья.

Кудрявая, тонконогая, пугливая -это  овца.

Маленькая, пушистая, ласковая - это кошка.

Рогатая, бородатая,  бодливая  - это коза.

По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.

«С вами правильно сесть можем,

Руки полочкой положим!»

2. Постановка цели занятия

Л.: -О ком были загадки?

Д.: -О домашних животных.

Л.: -Почему их называют «домашними»?

Д.: -Потому что они живут рядом с человеком,  который за ними ухаживает,  и  приносят ему пользу.  

Л.: -Сегодня мы  поиграем с домашними животными.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дидактическая игра «Назови ласково»

Л.: -Назовём домашних животных ласково.

Корову мы  назовём – коровка, лошадь…

Д.: -Лошадь–лошадка.

Козу– козочка.

Свинью – свинка.

Собаку - собачка.

Кошку – кошечка.

Овцу  -  овечка.

Корову-коровка.

Л: -Молодцы!

4. Образование глаголов ед. числа настоящего времени от звукоподражания

Игра «Кто как голос подает?» - игра-презентация  

Л.: -Поиграем в игру «Кто как голос подает?». Внимание, смотрим  на экран.

Л.: -Корова, что делает?

Д.:- Корова мычит.

Собака (что делает?)- Собака  лает.

Овца (что делает?)- Овца блеет.

Свинья (что делает?)- Свинья хрюкает.

Коза (что делает?)- Коза блеет.

Кошка (что делает?)-Кошка  мяукает.

Лошадь (что делает?)- Лошадь ржет.

Л.: -Молодцы!  Правильно угадали голоса животных.

5. Развитие мелкой моторики

Л.: -Поиграем с пальчиками. Приготовились!

«Один, два, три, четыре, пять (По очереди загибаем пальчики на обеих руках)

Как животных нам назвать? (Сжимание и разжимание кулачков)

Каждый знает их, всегда  (Одновременно хлопаем ладоши)

Собака, лошадь, корова, свинья, кошка, овца, коза (Загибаем пальцы поочередно на другой руке).

В доме с хозяином дружно живут (Упражнение «Замок»)

Значит, домашними все их зовут». (Соединяем руки в виде домика).

Л.: -Молодцы!

6.  Закрепление в речи детей предлога «в»

Игра-презентация  «Кто, где живет?»

Л.: -Вспомним, где живут домашние животные,  и расселим их по их домам.

Внимание, смотрим  на экран.

Л.: - Корова живет…, лошадь, овца, коза, свинья, собака, кошка.

Д.: -Корова живет в коровнике,  лошадь живет  в конюшне, овца живет в овчарне,  коза живет в хлеве, свинья живет  в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.

Л.: -Молодцы! Вы правильно расселили всех  животных.

7.  Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»

Л.: - Вспомним, как домашние животные помогают людям?

Л.: Кошка…

Д.: Кошка  ловит мышей, поднимает настроение.


Л.: Собака…

Д.: Собака сторожит дом и человека.

Л.: Лошадь …

Д.: Лошадь возит грузы.


Л.: -Что дают человеку овца и коза …?

Д.: Овца и коза  дают шерсть.

Л.: -Что дают корова, коза, лошадь, овца…

Д.: - Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.


Л.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…

Д.: -Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.

-Молодцы, правильно ответили на вопросы.

8. Физкультминутка (обрезка)

Л.:- Отдохнем.

Л.: «Села кошка под кусточек,

       Сыра скушала кусочек,

       Встала кошка, потянулась,

       Её шерстка развернулась».

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)

Л.: - Займите свои места за столами.

9. Закрепление понятий о детенышах домашних животных

Дидактическая игра  «Чей малыш?»

Л.: - Мамы домашних животных потеряли своих детенышей. Поможем мамам вернуть своих детей?

Д.: -Да.

 

Тогда,….

«Один, два, три

Картинку переверни».

(У детей на столах лежат карточки с изображением детёнышей домашних животных и их мам).

Л.: -Варя, у тебя кто?

Д.: -У меня  поросёнок.

Л.: -Кто его ищет?

Д.: -Его ищет мама свинья.

Л.: -Верни поросёнка маме.

Дети поднимают руку, отвечают предложением, возвращают детеныша маме-на наборное полотно рядом с картинками с  изображением взрослых домашних животных).

У меня козленок…, ягнёнок, жеребенок, теленок, котенок, щенок. Его ищет мама коза… овца,  лошадь, корова, кошка, собака).

Л.: - Мамы очень благодарны вам за своих детенышей!

10. Самомассаж биологически активных зон  «Кисонька» (с  музыкальным сопровождением)

Л: - Выполним массаж лица «Кисонька». Приготовились!

Дети проговаривают чистоговорку.  Хором.

Са-са-са —

Поглаживание ладонями шеи.

Кисонька-краса.

Сы-сы-сы —

Кулачками провести по крыльям носа — 7 раз.

Есть у кисоньки усы.

Со-со-со—

Провести пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.

Вот для кисы молоко.

Су-су-су-

Ладонями растирать уши-7 раз.

Бантиком дразню кису.

Л.: -Сядем правильно опять,

       Продолжаем мы играть!

               

11.  Закрепить умение составлять простые распространенные предложения с помощью мнемотаблиц

Дидактическая игра «Что у кого?»

Л.: - Вспомним и назовем одинаковые части тела у всех домашних животных.

Д.: - У всех  домашних животных есть голова, уши, туловище, хвост, ноги.

Л.: - Правильно.

Л.: - Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки овцы...?

(Дети выходят к доске, показывают  и рассказывают по мнемотаблицам).

Д.:-У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги с копытами.

-У козы… длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.

-У собаки…  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.

-У коровы…  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце.

-У лошади…  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.

-У свиньи…  нос пятачком, короткие ноги с копытами,  хвост крючком.

-У кошки… чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост.

Л.:- Молодцы! Все правильно рассказали.

12. Развитие диалогической  речи и самостоятельности в игре средствами имидж-терапии

Игра  «Угадай кто ты?»

Л.: -Поиграем в игру «Угадай, кто ты?». Пройдем на ковёр.

Л.: -Посчитаемся и найдем водящего. Альберт

Считалка

«1,2,3,4,5

Мы решили поиграть.

К нам лошадка прибежала

И тебе водить сказала».

Л.:- Саша-водящая.

Саша,  сейчас мы превратим тебя в …какое-то домашнее животное, но не скажем в какое.

Превратим Сашу, скажем «волшебные» слова.

Остальные дети начинают «превращать» его, приговаривая и совершая «магические» движения:

«Один, два, три – повернись!

И в кого-то превратись!».

После этого на голову ребёнка логопед надевает маску-шапочку с картинкой, на которой изображёно какое-то животное  (в данном случае – с изображением кошки). Ребёнок не видит картинку.

1 игра

Л.: -Саша-водящая. Заколдуем Сашу, скажем «волшебные» слова.

Кошка

-Скажи, пожалуйста, я домашнее животное?

-Да, ты домашнее животное.

-Я живу в конуре?

-Нет, ты не живешь в конуре.

-У меня есть копыта?

-Нет, у тебя нет копыт.

-Я люблю рыбу?

-Да ты любишь рыбу и еще сыр.

-У меня длинный пушистый хвост?

-Да у тебя длинный пушистый хвост.

-Я догадалась - я кошка!

Л: -Правильный ответ. Молодец!

Л.: -Вернем Сашу, скажем «волшебные» слова.

«Один, два, три – повернись!

Снова в Сашу превратись!».

Л.: -Саша, посчитаемся и найдем другого водящего.

Таким же образом проводится игра в «превращения» ещё в лошадь и собаку

2 игра

 -Варя, скажи, пожалуйста, я  домашнее животное?

-Да, ты домашнее животное.

-Вика, я живу в сарае?

-Нет, ты не живешь в сарае.

-Андрей, скажи, пожалуйста, я ловлю мышей?

-Нет, ты  не ловишь мышей.

-Альберт, я охраняю дом?

-Да, ты охраняешь дом.

- Я догадался - я собака.

Л: -Правильный ответ. Молодец!

3  игра

Лошадь

-Скажи, пожалуйста, я домашнее животное?

-Да, ты домашнее животное.

-Я живу в коровнике?

-Нет, ты не живешь в коровнике.

-У меня есть копыта?

-Да, у тебя есть копыта.

-Я люблю траву?

-Да, ты любишь траву.

-У меня есть загнутые рога?

-Нет, у тебя нет рогов.

-Я умею быстро бегать?

-Да, ты умеешь мычать.

-Я догадался - я лошадь!

Л.:- Молодцы!  Весело поиграли. Вернемся на свои места.

13. Образование существительных в творительном падеже

Дидактическая игра «Кто что любит?» 

Л.:- Ребята, если домашние животные проголодались, что нужно сделать?

Д.: -Домашних животных нужно   накормить.

Л.: -Правильно. Угостим домашних животных тем, что они любят.

       Возьмите карточку и прищепку.

Л.:  -Альберт, кого ты угостишь и чем? ( Я угощу собаку костью) и др.

       -Я угощу кошку рыбой.

       -Я угощу лошадь овсом.

       -Я угощу корову травой.

       -Я угощу свинью желудями.

       -Я угощу овцу травой.

       -Я угощу козу морковью.

Л.: -Вы очень добры, накормили домашних животных!

      -Положите   карточки и прищепки на край стола.

14. Итог занятия

Л.: - С какими животными мы сегодня играли?

Д.: -Мы играли с домашними животными.

Л.: -Почему их так называют?

Д.: -Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает,  и приносят ему пользу.

Л.: -В какие игры вам понравилось играть?

15. Оценка деятельности детей

Л.:- Возьмите смайлики.

     -Ребята, если вам сегодня было интересно играть, покажите веселый смайлик.

    - Если вы считаете, что было трудно, неинтересно, то покажите грустный смайлик.

    - Я вижу у всех веселые смайлики. Я очень рада, что вам понравилось играть!

       Сегодня  все старались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"

Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"...

Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»

Методическая разработка: конспект совместной  образовательной деятельности с детьми с ОНР  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие ж...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

24.04.2023 г. Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Рыбы»

2 год обучения, подготовительная логопедическая группа. Совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы»...