КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Маркина Инна Петровна

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям старших возрастных групп. Данное занятие  направленного на активизацию и закрепление словарного запаса по лексической теме «Весна» у старших дошкольников имеющих речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие76 КБ

Предварительный просмотр:

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

     Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:

уточнение и закрепление  знаний по теме: «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

активизация  словаря прилагательных и глаголов;

закрепление  навыков словообразования и словоизменения (согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

развитие связной речи;

закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

развитие координации речи с движением.

Оборудование:

картинка «Солнышко»; картинки с изображением времён года, месяцев и сложных слов; мнемотаблицы  примет весны; предметные картинки для речевых игр; схема для составления рассказа-описания; «Волшебный мешочек»; дидактическая игра «Чего весной не бывает?».

Предварительная работа:

наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых  упражнений и упражнения на координацию речи с движением,

рассматривание иллюстраций с изображений  различных периодов, повторение названий  весенних месяцев.

Ход занятия

1.Организационный момент

Л.: - К нам сегодня пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.

Упражнение на координацию речи с движением (у логопеда в руках картинка с изображением солнца).

Логопед: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое, (Дети проговаривают четверостишье и раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: Сядет тот, кто повторит слова:

Греет, светит, тает.

Деревья, почки, листочки.

Капает, журчит, бежит.

Скворец, ласточка, грач.

Сосульки, вода, лужа.

Теплая, яркая, солнечная.

Летят, пьют, кричат.

2. Постановка учебной цели

Логопед: Сядем красиво и правильно. Посмотрите в окно, как ярко, тепло и приветливо светит солнышко, тает снег и сосульки, бегут ручейки. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед: А какая весна?

Дети: Ранняя  весна.

Логопед: Правильно. Сегодня  мы поговорим о  ранней весне  (логопед выставляет картинку с изображением ранней весны).

3. Повторение изученного материала

Логопед: Вспомним, как называется первый месяц ранней весны? Как называется второй месяц весны? Третий? Какой месяц сейчас идет?

4. Дидактическая игра «Приметы Весны»

Логопед: Назовите приметы ранней весны  (дети называют приметы ранней весны, логопед добивается полного ответа):

Весной…

  • солнце светит ярче,  становится теплее;
  • ночи стали короче, а дни длиннее;
  • снег тает, с крыш капают сосульки, бегут ручьи;
  • с юга возвращаются перелетные птицы;
  • почки на деревьях набухают;
  •  появляются первые цветы: подснежники и мать-и-мачеха;
  • дети надели весеннюю одежду;
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны.

5. Самомассаж лица

Логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко – ласковое поглаживание лица подушечками пальцев.

 Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.

По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.

 А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

6. Дидактическая игра  «Назови ласково» (с  картинками)

Логопед:  Возьмите весенние картинки.  Назовем их  ласково.

Логопед – дети

капля – капелька

весна-веснушка

солнце – солнышко

ручей – ручеёк

лужа – лужица

облако-облачко

сосулька – сосулечка

трава-травка

7. Дидактическая игра   «Что делает? Что делают?»

Логопед: продолжаем играть с  этими же  картинками.  Ответьте на вопрос, что делает солнце?

Логопед – дети

солнце – светит, греет, пригревает

весна - наступила, пришла

лужа – разливается

ручей – бежит, звенит, журчит

сосулька – капает, ломается, тает

облако - летит, плывет

капля – капает, звенит, сверкает

трава - растет, зеленеет

Логопед:

Молодцы, ваши ответы радуют меня.

Уберите картинки на край стола.

8. Пальчиковые упражнения

Логопед: Поиграем с пальчиками.

«Весеннее солнышко»

«Капель»

«Птица»

«На деревьях набухают почки»

9. Дидактическая игра «Скажи, какая? Какой? Какое?» 

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением.

Скажем что-нибудь весне, какая она?

Дети:

Весна зеленая, красивая, ранняя, поздняя, солнечная, теплая.

Логопед: Солнышко (какое?)-

Дети:  Солнышко яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое;

Логопед:  Снег (какой?)- 

Дети: Снег грязный, мокрый, темный, рыхлый, сырой…

Логопед:  Молодцы.

10. Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше»

11. Дидактическая игра «Угадай словечко»

Логопед:  Хлопните в ладоши, если услышите весеннее слово. Будьте очень внимательны!

Слова:  листопад, тает, вьюга, журчит, тёпло, холодно, снежинки, прилетают, мороз, капель, ледоход, метель, подснежник, снегопад, солнышко, первоцвет.

Логопед: Что означает слово…?  (дети отвечают на вопросы)

Логопед просит объяснить слова:

Ледоход-лёд идет (плывёт) по реке.

Подснежник-цветок растущий из-под снега.

Первоцвет-первый         цветок.

12. Дыхательное упражнение «Первоцветы».

Логопед: Выполним дыхательное упражнение.

Соберём лепестки первоцветов в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

13. «Составь рассказ» (составление рассказа описания с опорой на схему).

Логопед: Составим рассказ о ранней весне. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме  (логопед перечисляет схему).

Схема:

1. Какое время года наступило?

2. Как светит солнце?

3. Какая погода?

4. Что происходит со снегом.

5. Что происходит с деревьями?

6.  Что происходит с птицами?

7. Что будут делать птицы?

8. Отношение к весне.

Логопед: Послушайте,  какой рассказ составлю я.

«Наступила теплая весна. Солнце светит ярко, становится теплее. Начал таять снег и сосульки. Бегут, журчат ручьи.  На деревьях набухают почки. С юга возвращаются перелетные птицы. Они будут вить гнёзда.  Я люблю весну».

Логопед:  Кто попробует составить свой рассказ о весне (дети составляют рассказ о весне с опорой на схему).

Логопед:  Молодцы, хорошие  рассказы составили.

14.  «Чего весной не бывает?»

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, чего весной не бывает?

Дети:  Весной дети не лепят снеговика.

            Весной не загорают и не купаются.

            Весной нет листопада.

            Весной птицы не улетают.

            Весной не собирают урожай.

Логопед: Правильно.

15. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о ранней  весне.

Логопед: Понравилась вам играть? Какие игры вам понравились?

Логопед: В старину  весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой...

Пусть  каждый из вас на прощение попросит что-нибудь у весны. А ваши просьбы мы сложим  в волшебный мешочек.

Например, я попрошу у весны теплое солнышко. А ты Алёна?

(Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).

Логопед: Ваши теплые и добрые слова о весне превратились в угощение.

16. Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы! Тихо встанем. Попрощаемся с гостями,  скажем дружно: До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...