Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: «Профессии».
Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными, существительные с глаголами. Развивать связную речь детей: составлять рассказ о выбранной профессии по плану – схеме. Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярцева Ольга Викторовна, МБДОУ д/с комбинированного вида «Малышок» с. Доброе Липецкой обл., учитель-логопед.
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
Тема: «Профессии».
Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными, существительные с глаголами. Развивать связную речь детей: составлять рассказ о выбранной профессии по плану – схеме. Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Наборное полотно, картинный материал по теме: «Профессии», оборудование к играм «Солнышко», «Ёлочки», схемы для составления рассказа о профессиях.
Ход занятия
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».
ХОД игры: логопед читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких профессий
встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.
Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ
Я дома не люблю сидеть,
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то, как гулкая река
Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет,
И красит комнаты маляр
В любой весёлый цвет.
Как дворник убирает двор —
Сгребает в кучу снег,
И как танцует полотёр —
Весёлый человек.
Как в бурю, в зной или в мороз,
Под ветра острый свист
Ведёт тяжёлый паровоз
Бесстрашный машинист.
Я дома не люблю сидеть,
Нет, не люблю сидеть.
Мне нравится на мир глядеть,
На солнечный глядеть! Е. Благинина
-Дети, вам понравилось это стихотворение? О ком это стихотворение? (О мальчике или о девочке?). Постарайтесь вспомнить, названия каких профессий встретились вам в этом стихотворении.(Ответы детей). Сегодня мы будем говорить о профессиях людей. Обратимся к толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
- Как вы понимаете пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Ответы детей).
-Ребята, людям каких профессий необходимо трудиться? - Трудиться надо всем.
-А как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
(Ответы детей.)
Я вам расскажу одну историю о детях другого детского сада, а вы будете слушать и помогать мне рассказывать.
Игра «Кем быть?»
Цели: активизировать словарь детей по теме, подбирать названия профессий по ходу текста.
Ход игры. Логопед предлагает детям дополнить рассказ.
Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:
—Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .
—А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .
—Это что! — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .
—Подумаешь, пожарный! — засмеялась Катя. — Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .
Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:
—А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...
С. Чешева
Давайте и мы с вами помечтаем о том, какие профессии вы выберете, когда станете взрослыми. Подумайте, кем бы вы хотели быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали. А для этого вы должны выбрать и назвать предметы на картинках, какие нужны для вашей профессии, а мы будем отгадывать.
Например:
Ребёнок: Мне нужны такие предметы: указка, мел, доска, учебник, ручка, журнал.
Остальные дети: Ты хочешь быть учителем.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Игра «Солнышко»
Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать глагольный словарь по теме «Профессии»
Ход игры.
Ребята, вы должны подобрать слова к своей выбранной профессии, которые отвечают на вопрос: что делает? На каждое подобранное слово вы выкладываете лучик солнышку.
Например:
Врач (что делает?) лечит, даёт лекарства, смотрит, слушает и т.д.
Дети выполняют задание, выкладывают лучики и каждый ребёнок рассказывает о том, что делает человек выбранной ими профессии.
А теперь давайте отдохнём
Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».
1, 2, 3, 4. Дети! | Сжимаем кулачки |
Много дел на белом свете. | Хлопки ладонями и кулачками. |
Вот военные идут – Они границу берегут. А швея иглу берет И одежду людям шьет. Дворник улицу метет, Звонко песенку поет. Птичница во двор пришла, | Массаж каждого пальчика от ноготка до основания пальца |
Курам зерна принесла. |
Игра «Сложи ёлочку». Цель: подбор слов, обозначающих признак предмета к существительному.
А теперь, ребята мы должны сказать о людях выбранной вами профессии. Вы будете подбирать слова и отвечать на вопрос: какой или какая? Например врач должен быть (каким?) внимательным, чутким, грамотным, добрым, терпеливым и т. д.). На каждое подобранное слово вы выкладываете треугольник, у вас получается ёлочка. Дети выполняют задание, выкладывают ёлочки из треугольников по количеству подобранных слов.
Физминутка
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Иголка». Дети становятся друг за другом. 1-й ребёнок – иголка. Он бегает, меняя направление, остальные дети бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы «ниточка не порвалась».
Ритмическая игра «Молоток».
Тук-тук, тук-тук-тук! Раздаётся громкий стук. Молоточками стучат, Гвозди забивать хотят Тук-ток, молоток Забей гвоздиков пяток! | Дети стучат кулачками друг о друга.
Стучат кулачками по коленям. Стучат кулачками друг о друга |
Составление рассказов о профессиях по схеме. (Развитие связной речи).
-Ребята, а теперь каждый из вас расскажет о своей профессии по схеме на панно. Сначала вы скажете, какую профессию выбрали, затем - где работает человек этой профессии. Потом – что он делает. Следующая схема- что нужно ему для работы. И в конце мы расскажем , какой должен быть человек этой профессии, какими качествами обладать. (Дети составляют рассказы. Предлагается выбрать лучшего рассказчика).
Итог занятия. Детям предлагается вспомнить, о чём они говорили на занятии, что делали.
Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми! На этом наше занятие закончено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"
Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»
Цели: Уточнение представлений об осени и ее приметах.Расширение и активизация словаря по теме.Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (упо...