Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему

Феофилова  Гульнара  Владимировна

Тема: «Профессии».

Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными, существительные с глаголами. Развивать связную речь детей: составлять рассказ о выбранной профессии по плану – схеме. Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ярцева Ольга Викторовна, МБДОУ д/с комбинированного вида «Малышок» с. Доброе     Липецкой обл., учитель-логопед.

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».

Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать  лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными, существительные с глаголами. Развивать связную речь детей: составлять рассказ о выбранной профессии по плану – схеме. Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинный материал по теме: «Профессии», оборудование к играм «Солнышко», «Ёлочки», схемы для составления рассказа о профессиях.

 Ход занятия

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание   и   память,   уточнять  и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОД  игры:  логопед читает детям стихотворение,   затем просит   их   постараться   вспомнить,   названия   каких  профессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают. 

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

 На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

 И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор —

Сгребает в кучу снег,

И как танцует полотёр —

Весёлый человек.

Как в бурю, в зной или в мороз,

Под ветра острый свист

 Ведёт тяжёлый паровоз

 Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

 Мне нравится на мир глядеть,

 На солнечный глядеть!      Е. Благинина

-Дети, вам понравилось это стихотворение? О ком это стихотворение?  (О мальчике или о девочке?). Постарайтесь вспомнить, названия  каких профессий встретились вам в этом стихотворении.(Ответы детей).                                                                                                                 Сегодня мы будем говорить о профессиях людей.                                                             Обратимся к толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

  -  Как вы понимаете пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Ответы детей).

 -Ребята, людям каких профессий необходимо трудиться?                                                                 - Трудиться надо всем.

 -А как вы считаете, сколько существует на земле профессий?

(Ответы детей.)

Я вам расскажу одну историю о детях другого детского сада, а вы будете слушать и  помогать мне рассказывать.

Игра «Кем быть?»

Цели:  активизировать словарь детей по теме, подбирать названия профессий по ходу текста.

Ход игры. Логопед предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

—Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

—А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

—Это что!  — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... .  .

—Подумаешь,   пожарный!  —  засмеялась   Катя.  —  Я   вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

—А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...              

С. Чешева

Давайте и мы с вами помечтаем о том, какие профессии вы выберете, когда станете взрослыми. Подумайте, кем  бы вы хотели быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали. А для этого вы должны выбрать и назвать предметы на картинках, какие нужны для вашей профессии, а мы будем отгадывать.

Например:

Ребёнок:  Мне   нужны   такие   предметы: указка, мел, доска, учебник, ручка, журнал.

Остальные дети: Ты хочешь быть учителем.

           Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Игра «Солнышко»

Цели:  развивать грамматический строй речи, активизировать глагольный словарь по теме «Профессии»

   Ход   игры.

Ребята, вы должны подобрать слова к своей выбранной профессии, которые отвечают на вопрос: что делает? На каждое подобранное слово вы выкладываете лучик солнышку.

Например:

Врач (что делает?) лечит, даёт лекарства, смотрит, слушает и т.д.

Дети выполняют задание, выкладывают лучики и каждый ребёнок рассказывает о том, что делает человек выбранной ими профессии.

А теперь давайте отдохнём

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

1, 2, 3, 4. Дети!

                               Сжимаем кулачки

Много дел на белом свете.

           Хлопки ладонями и кулачками.

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

         Массаж каждого пальчика от ноготка до основания пальца

Курам зерна принесла.

Игра «Сложи ёлочку». Цель: подбор слов, обозначающих признак предмета к существительному.

А теперь, ребята мы должны сказать о людях выбранной вами профессии. Вы будете подбирать слова и отвечать на вопрос: какой или какая? Например врач должен быть (каким?) внимательным, чутким, грамотным, добрым, терпеливым и т. д.). На каждое подобранное слово вы выкладываете треугольник, у вас получается ёлочка.                                                                                                  Дети выполняют задание, выкладывают ёлочки из треугольников по количеству подобранных слов.

Физминутка

Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Иголка». Дети становятся друг за другом. 1-й ребёнок – иголка. Он бегает, меняя направление, остальные дети бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы «ниточка не порвалась».

Ритмическая игра «Молоток».

Тук-тук, тук-тук-тук!      

Раздаётся громкий стук.        

                                                                                                                                        Молоточками стучат,          

 Гвозди забивать хотят                                                                                                                                                           Тук-ток, молоток

 Забей гвоздиков пяток!

  Дети стучат кулачками друг о друга.

 

    Стучат кулачками по     коленям.                                                                                                                                         

    Стучат кулачками друг о друга                                                        

Составление рассказов о профессиях по схеме. (Развитие связной речи).

-Ребята, а теперь каждый из вас расскажет о своей профессии по схеме на панно. Сначала вы скажете, какую профессию выбрали, затем - где работает человек этой профессии. Потом – что он делает. Следующая схема- что нужно ему для работы. И в конце мы расскажем , какой должен быть человек этой профессии, какими качествами обладать. (Дети составляют рассказы. Предлагается выбрать лучшего рассказчика).

Итог занятия. Детям предлагается вспомнить, о чём они говорили на занятии, что делали.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми! На этом наше занятие закончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»

Цели: Уточнение представлений об осени и ее приметах.Расширение и активизация словаря по теме.Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (упо...