Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Здравствуй, зимушка – зима.»

Цели: 1. Активизировать, уточнить, расширить словарь по теме

2.Упражнять в выделении родственных слов к слову «зима» из контекста и подборе к слову «снег».

3. Согласовывать прилагательные с существительными в роде.

4. Обогатить лексику синонимами, действительными причастиями настоящего времени.

5. Развивать память, мышление, внимание, воображение.

6. Обучать составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на предметные картинки.

7. Воспитывать чувство прекрасного  и любовь к природе.

Оборудование:

 предметные картинки, книги со стихами о зиме, мяч, карточки со словами, коробочки со схемами предложений.

I Орг. момент

Повторение названий зимних месяцев и признаков зимы.

-Назовите зимние месяцы.

- Какой первый по счету? Какой второй?  Какой третий?

-Назовите зимние признаки.

II Постановка цели

-Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

-Послушайте внимательно текст и запомните родственные слова к слову «зима».

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью.   Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку –зиму. 

- Назовите, какие вы запомнили родственные слова к слову «зима»?

III  Лексико- грамматические упражнения по теме «зима».

Раздаются карточки со словами: зима, снег, мороз, солнце, небо, снежинка, сугроб.

Дети 1 ряда читают слова и подбирают  к ним признаки.

  1. Игра: «Подбери признак».

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…..  

Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый….

Мороз- сильный, злой, крепкий, слабый……

 

  1. Игра: «Подбери действия».

Дети 2 ряда подбирают к этим словам  действия.

Снег – идет, падает, кружится, лежит, скрипит…

Мороз  - щиплет, трещит, кусает, рисует…..

Снежинка -  кружится, падает, сверкает, блестит….

  1. Игра: «Образуй признак». (причастия настоящего времени.)

Игра с мячом по образцу.

Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег,

снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце снег,

снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,  

снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег,

снег падает на землю – падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе – кружащийся в воздухе снег,

снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег….

  1. Игра: «Скажи иначе».

(подбор синонимов по теме «зима»)

Логопед называет слова, а дети, разделенные на две команды: девочки – мальчики по очереди называют синонимы.

Снегопад – метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга…

Стужа – холод, холодина, мороз…..

Мерзнуть – зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать, замерзать….

  1. Игра: «Назови родственные слова».

Вспомнить определение, что такое родственные слова.

Подобрать родственные слова к слову «снег» - снежок, снежинка, снежный, снеговик, снегирь, заснеженный, снегопад, подснежник, Снегурочка, снежная баба….

  1. Игра: «Составьте предложение  с предлогом со словом снежинка».

Дети составляют предложения с предлогами: на, под, с, около, по, из,  над, в.

Логопед выбирает лучшее предложение и предлагает составить схему этого предложения. 1 ребенок у доски, остальные – за столами.

Н – р: Я нарисовала красивую снежинку в альбоме.

Делается разбор предложения:

-Как мы напишем предложение?

-Сколько слов в предложении?

-Назовите предлог.

-Какой по счету в предложении предлог?

IV. Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А еще в снегу валялись

Все в снегу домой пришли

Съели суп и спать легли.

1, 2, 3, 4

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, гладкий

И совсем, совсем не сладкий

1 – подбросим, 2 – поймаем, 3 – уроним

И сломаем.

V. Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима».

(на доске предметные картинки по теме: «зима»)

  1. Предлагаемое начало рассказа:

Снегурочка проснулась рано утром, посмотрела в окошко, захлопала в ладоши и радостно закричала: «Зима! Пришла зима! Здравствуй, зимушка-зима!»

  1. План продолжения рассказа:

- Волшебные узоры на стекле

- Снежинки в воздухе

- Снег на крыльце, на земле, на деревьях

- Лужи замерзли.

  1. Предполагаемый  текст  продолжения рассказа:

…..Она увидела чудесную картину. Мороз разрисовал окно волшебными узорами. В воздухе медленно кружились и тихо падали на землю легкие снежинки. Земля покрылась белым, пушистым ковром. Снег лежит на крышах, на деревьях, на дороге. Замерзли лужи. Мороз трещит на дворе. Сегодня прекрасный  зимний день.

-Логопед с помощью наводящих вопросов помогает детям подбирать слова, выражения, распространять предложения и даже, при необходимости, дает подсказку в виде начала предложения.

VI. Повторение коллективно составленного рассказа детьми по цепочке с опорой на картинки.

-Пересказ рассказа одним  ребенком.

Логопед  хвалит  за составление рассказа.

VII. Итог занятия.

-О чем  мы сегодня говорили на занятии?

- Какие игры вам понравились?

- Оценка деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...

Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"

Материал предназначен для педагогов, работающих  над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....