Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего школьного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Роль фольклора в развитии детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_ml._vozr_folklorn_formy.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №72»

Доклад к педсовету:

«Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего школьного возраста»

Подготовил воспитатель:

Болкунец Д.Д.

Хотьково

2021

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Актуальность

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

Задачи:
1. Определить основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2. Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
3. Приобщить родителей к активному участию в жизни ДОУ.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:
- колыбельные песни;
- потешки;
- прибаутки;
- заклички;
- приговорки;
- детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
- народные подвижные игры
- русские народные сказки
- пальчиковые игры

Детский фольклор используем:
- в период адаптации;
-в режимных моментах;
- на прогулке;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в игре; в свободной деятельности.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материал.

Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

В период адаптации не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

В режимных моментах используем фольклорные игры. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.
Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Использование в образовательной деятельности народных песенок, пальчикового театра, настольного театра русских народных сказок. Инсценировки, подвижные игры.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....

отчет по самообразованию на тему: "Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

отчет по самообразованию,работа с детьми младшего дошкольного возраста с фольклером малых форм....