Дидактические игры
картотека по развитию речи (младшая группа)

Петрикевич Зинаида Кузьминична

Развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи у детей раннего возраста

Воспитатель Лялько Зинаида Кузьминична

При работе с детьми по развитию речи основное внимание необходимо уделять усвоению грамматического строя речи. Величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка заключается в том, что при ее усвоении формируется и мышление.

В работе над формированием грамматического строя речи детей раннего возраста выделяются следующие направления:

 предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;
• эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
• совершенствование синтаксической стороны речи детей;
• развитие чуткости и интереса к своей речи.

Ведущую роль в этом играет образец речи воспитателя. Также можно использовать такие приемы, как исправление, подсказку.

Игра «Коза-дереза».

Задачи:  способствовать освоению грамматического оформления высказываний, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

Материал: куклы настольного театра «Коза-дереза», украинская народная сказка «Коза-дереза».

Ход игры

За дверью слышен стук. В группу «вбегает» коза. Она просится к детям, хочет остаться жить в группе. Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом у стола.

Воспитатель (В.). Что же случилось с козой, раз ей негде жить?

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показом настольного театра, интонационно подчеркивая рифмующиеся образные строки и свое отрицательное отношение к козе.

Рассказав сказку, педагог беседует с детьми о персонажах.

• Жили-были дед да баба, да внучка Маша. Была у них коза… Какая коза?

Помогает детям воспроизвести: «Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога».

• Как коза обманывала деда?

Воспитатель помогает детям разобраться, в чем состоит обман козы.

• Какие слова говорила коза деду?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через гребельку, проглотила воды капельку — вот и вся моя еда.

• Хорошо поступила коза? (Плохо.)
• Что сделал дед с козой? (Ответы детей.)
• Когда  коза еще сделала плохо?

Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос, имеющий обобщающее значение, — она еще зайкину избушку заняла и зайчика не пустила домой.

• Кто выгонял козу из зайкиного домика? (Ответы детей.)
• Как выгоняли козу из зайкиного домика?

Воспитатель помогает вспомнить содержание этих эпизодов. Дети имитируют голоса животных.

• Какими словами коза пугала зверей?

«Я — коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога, тупну-топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету». И еще «Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам».

Слова сопровождаются пальчиковой игрой «Коза»: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный — прижаты к ладони и обхвачены большим.

• Кто прогнал козу? (Ответы детей.)
• Какими словами петух Петя испугал козу?

— Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу. Ку-ка-ре-ку!

Дети имитируют походку и голос петуха.

• Что можно сказать о Пете(Хороший, молодец.)
• Назовите Петю ласково. (Петенька, петушок.)
• Как можно назвать зайку? (Заинька, зайчик, заюшка.)
• Как можно сказать ласково про зайкин хвост? (Хвостик.)
• Как можно сказать ласково про зайкины глаза? (Глазки.)
• Как можно сказать ласково про зайкины уши? (Ушки.)

Коза просит прощения у зайчика, петуха и детей. Говорит о том, что она больше не будет никого обманывать и обижать. Дети позволяют ей остаться в группе.

Малыши могут поиграть с фигурками из настольного театра, обыгрывая понравившиеся эпизоды, воспроизводя образные рифмующиеся фразы.

Игра «Непослушный колобок».

Задачи: знакомить детей с дикими животными; способствовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без предлога).

Материал: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок», русская народная сказка «Колобок».

Ход игры

В группу вкатывается Колобок. Дети подхватывают его, здороваются, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку (во время предварительного чтения у сказки был счастливый конец — Колобок перехитрил и Лису).

Затем педагог просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?» (Зайца.)

Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост; имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

Воспитатель поясняет детям, что Колобок поступил плохо — без разрешения ушел из дома и потерялся. Малыши относят его к фигуркам настольного театра по сказке «Колобок».

Игра «Вот так игрушки».

Задачи: обогащать и расширять знания о технике, используя техническую игрушку; с помощью педагога строить сложносочиненные предложения с союзом а.

Материал: куклы Саша и Алеша, технические игрушки, рассказ
Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», стихотворение Т.Ткаченко «Дружба».

Ход игры

Воспитатель вносит в группу кукол Сашу и Алешу. Дети здороваются с ними,  знакомятся. Воспитатель читает рассказ Н.Калининой «Как Саша и Алеша пришли в детский сад».

Пальчиковая игра «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев рук).

Т.Ткаченко

Чтобы Саше и Алеше было интересно в детском саду, воспитатель предлагает подарить им игрушки (игрушки подбирает каждый воспитатель в зависимости от имеющихся в наличии; они должны быть доступны детям в управлении и иметь эстетичный вид). Дети рассматривают игрушки, произносят звукоподражание (если это возможно), пользуются пультом управления. Когда малыши рассмотрят все игрушки, выберут себе по одной, воспитатель просит подарить их Саше и Алеше.

В. Что подарил Петя Саше(Куклу.) А что подарила Катя Алеше(Машину.) Петя подарил Саше куклу, а Катя подарила Алеше машину.                                                                                                                             Дети повторяют за воспитателем. Аналогично малыши играют с остальными игрушками и рассказывают о них.

Игра «Моя семья».

Задачи: помочь в познании родственных связей, поощрять проявление любви и симпатии к родным и близким людям; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительных по падежам (дательный падеж).

Материал: альбом с фотографиями детей группы и членами их семей; сумка, кукла, тетрадь, молоток, передник, газета, спицы, скакалки, красные ободки на голову; потешки: «Этот пальчик — дедушка…», «Еду — еду…».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Один ребенок показывает семейные сюжетные фотографии.

В. Кто эта девочка(Это я, это Ира.) Что Ира делает? (Играет с куклой.) Кто этот мальчик? (Брат Костя.) Что делает Костя? (Читает. Делает уроки. Пишет.) Кто этот дядя? (Это папа Саша.) Что делает папа? (Чинит табуретку.) Кто эта тетя? (Это мама Таня.) Что делает мама? (Готовит обед.) Чей это дедушка? (Это Ирин дедушка Петя.) Что делает дедушка? (Читает газету.) Чья это бабушка? (Это Ирина бабушка Паша.) Что делает бабушка? (Вяжет.)

В. Дети, у меня в сумке много разных предметов. Но я не знаю, кому нужны эти вещи. Подскажите мне.

Воспитатель достает из сумки предметы. Дети называют их и говорят, кому они нужны: кукла — Ирочке, тетрадь — брату Косте, молоток — папе Саше, передник — маме Тане, газета — дедушке Пете, спицы — бабушке Паше.

В. Вот такая дружная у Ирочки семья.

Воспитатель спрашивает у девочки фамилию ее семьи.

Затем педагог интересуется, как звучит фамилия других детей, как зовут членов их семей.

Пальчиковая игра.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Дети загибают по очереди все пальчики на руке.

В. Хорошо, когда такая большая и дружная семья. Не у всех бабушки и дедушки живут вместе с вами, но они вас очень любят и всегда ждут в гости.

Воспитатель предлагает детям поехать в гости к бабушкам и дедушкам на лошадке. Часть детей будут лошадки. На них надевают «вожжи». Другая часть — ездоки. Они — в красных «шапках». Дети становятся друг за другом, действуют в соответствии со словами потешки.

Еду-еду

К бабе, к деду,

На лошадке

В красной шапке.

Дети скачут галопом по группе.

Игра «Наши игрушки».

Задачи: демонстрацией игрушек выражать потребность в общении со сверстниками; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: согласованию существительного и местоимения в роде и числе.

Материал: любимые домашние игрушки, стихотворение А.Шупиковой «Наши игрушки».

Ход игры

Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей.

Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она встретила в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнает свою любимую домашнюю игрушку.

В. Дети, чья это кукла? (Это моя кукла.) Петя, чья это кукла? (Это Дашина кукла.) Даша, как зовут твою куклу? (Мою куклу зовут Катя.)

Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

Дети усаживают свои игрушки.

Воспитатель предлагает детям поделиться игрушками. Педагог добивается, чтобы дети просили друг у друга игрушку: «Дай мне свою куклу», «Я хочу поиграть с твоей машинкой», «Мне нравится твоя пирамидка, дай мне ее поиграть». Взрослый следит, чтобы дети отвечали: «Возьми мою куклу», «Поиграй с моей машинкой», «Вот тебе моя пирамидка».

Игра «Наша елка».

Задачи: воспитывать желание украшать комнату к празднику; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменения существительного по числам.

Материал: елка, коробка, елочные игрушки: шары, сосульки, шишки в коробочках,  вата, стихотворение М.Ивенсен «Елочка».

Ход игры

Дети сидят на ковре. Воспитатель просит закрыть глаза и понюхать воздух. Помощник воспитателя тихо вносит елку. Дети открывают глаза, подходят к елке, трогают веточки, нюхают их.

— Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

— В лесу.

— Что ты видела?

— Лису.

— Что в лесу?

— Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи.

— А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Воспитатель предлагает нарядить елочку, чтобы ей стало веселей. Педагог достает из шкафа большую коробку.

В. Что это? (Коробка.) Что в коробке?

Воспитатель берет одну из коробочек и достает из нее шар.

В. Что я достала из коробки? (Шар.) Что лежит в коробке?

Воспитатель показывает открытую коробку. Дети берут по одному шару, рассматривают.

В. Что у тебя в руках, Петя (Вася, Саша)? (Шар.)

С помощью взрослых дети вешают шары на елку.

В. Что мы повесили на елку? (Шары.)

Аналогично рассматривают шишки и сосульки.

Игра «Веселый день».

Задачи: вызывать у детей радость, создавать веселое, эмоционально приподнятое настроение; способствовать освоению грамматического оформления высказывания: изменение глаголов по времени (прошедшее время).

Материал: новогодняя елка, новогодний подарок, стихотворение З.Александровой «Елочка».

Ход игры

Воспитатель рассматривает фантики от конфет. Дети узнают в них конфеты из подарка, который им вчера вручил Дед Мороз.

— Кто приходил к нам на праздник? (Дед Мороз.)

Воспитатель приглашает детей в зал. Малыши заходят в зал, снова любуются елкой.

Маленькой елочке

Холодно зимой.

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

Сколько на елочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

Сколько под елочкой

Маленьких ребят!

Топают, хлопают,

Весело кричат.

Дети топают ногами, хлопают в ладоши.

В. Где росла елка? (В лесу.) Что мы сделали с елочкой? (Украсили.) Как мы украшали елку? (Повесили шары, сосульки, шишки.) Что мы делали вчера под елочкой? (Пели песни, играли, водили хороводы.)

Дети водят хоровод, играют в игру, в которую играли на утреннике с Дедом Морозом.

В. Вы играли в эту игру? (Играли.) С кем вы играли? (Мы играли с Дедом Морозом.) Что вам подарил Дед Мороз? (Конфеты.)

Воспитатель обращает внимание детей на уголок коробки, виднеющейся из-под елки, говорит о том, что Дед Мороз оставил для детей подарок. Малыши берут конфеты, едят их, благодарят Деда Мороза.

     Упражнение «Я даю тебе…»

Задачи: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов). Ход игры: дети обмениваются выбранными картинками: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).

  Упражнение «Правильно или неправильно»

Задачи: учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

Оборудование: игрушка – котёнок, игрушечные блюдце и кувшин, мячик, кукла.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко).

«Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце».

«Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока».

Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация).

 Игра «Курочка и цыплятки»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, используя новые слова в сочетании со знакомыми.

Оборудование: игрушки - курочка и цыплятки, зёрнышки.

Ход игры: воспитатель на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять.

«Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро».

Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально.

В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками.

Упражнение «Дикие звери и их детёныши»

Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, лесных деревьев.

Ход упражнения: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».

Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других животных (волк, заяц, лиса).

 Игра «Кого нет?»

Задачи: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).

«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».

Тоже самое повторяем с другими игрушками.

 Упражнение «Кто как говорит»

Задачи: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.

Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)

Ход упражнения: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное.

Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)

«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)

Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...