Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

"Развитие речи" Составление текста-рассуждения по картине «Зайцы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_zanyatie_4.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)     03.04.2025 г

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

Ф. И. О. педагога

Бикбова М.Н.

1.1

Доминирующая образовательная область

«Развитие   речи»

1.2

Вид деятельности детей

Коммуникативная, игровая, физическая, физкультминутка, артикуляционная гимнастика

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Составление текста-рассуждения по картине «Зайцы»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Рассматривание иллюстрации, беседа, составление рассказа.

3.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

4.

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель:

Развитие связной речи посредством составления текса-рассуждения на заданную тему с использованием сложноподчиненных предложений.

6.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать правильное использование в речи    сложноподчиненных предложений;

- продолжать учить подбирать определения к заданным словам;

- продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, воображение;

- продолжать развивать умение отвечать полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы сверстников.

7.

Планируемые результаты:

У детей сформировалось умение составлять текст-рассуждение по картине на заданную тему  с использованием сложноподчиненных предложений

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихотворений, загадок, артикуляционная гимнастика.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ребята, посмотрите кто у нас в гостях? (ответы детей) Правильно зайчик и сегодня зайчик получил письмо из леса. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. И некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо?

Послушайте письмо внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано.

 «Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так громко, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома.»

1.2

Мотивация деятельности детей

Ребята, прежде чем помочь зайчику, давайте выполним с вами артикуляционную гимнастику, чтобы наш язычок проснулся и мы смогли помочь прочитать письмо.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ребята, как вы думаете, для того, чтобы нам помочь зайчику с письмом, что нам нужно сделать? (ответы детей)

Правильно, нам нужно дополнить письмо словами, которые невозможно прочитать после дождя.

II.

Основная часть:

  1. Актуализация ранее

приобретенных знаний

Ребята, скажите, зайцы -  какие они животные дикие или домашние? Почему вы так думаете? Что еще вы можете сказать о зайцах? Давайте вспомним в каких сказках есть зайцы?

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Ребята, посмотрите на экран, что изображено на экране? (ответы детей)

Правильно картина. А как вы можете ее назвать? (ответы детей)

Да, правильно, картина называется «Зайцы».

В: Глядя, на эту картину, как можно сказать про зайца, какой он?

Д: пугливый, трусливый, серый…

В: Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем?

Д: серая, пушистая, мягкая.

В: Какими словами можно сказать про то, какое, у зайца настроение? 

Д: веселое, хорошее, бодрое, грустное.

В: Как называется детеныш зайца? (Ответы детей)

В: Как можно сказать по- другому, ласково?

Д: Заинька, заюшка, зайчишка.

В: Как называются детеныши зайца?

Д: Зайчата.

В: Как сказать по-другому?

Д: Заиньки, зайчата, заюшки.

В: Какие бывают зайчата?

Д: Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.

Воспитатель:  Ребята, а почему зайцев часто называют «трусливыми»? Составьте текст- рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: «Заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: « …не всегда зайцы боятся».

Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов –рассуждений.

Физкульминутка.

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)

На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - "дерево" и качаемся)

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)

В беленькой избушке. (соединили руки над головой "домик")

Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)

Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)

Наряжались зайчики (приседаем с поворотами в сторону,руки на пояс)

Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу)

В: Ребята, скажите, где живут зайцы? (ответы детей)

- Как называется маленький лес? (лес, лесочек)

В: А что бывает в лесу? (тропинка)

- Как можно сказать про тропинку в лесу, она какая? (лесная)

- Как называется человек, который охраняет лес, живет в лесу? (лесник, лесничий, лесовичок)

- Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть – лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- Какие слова можно образовать от слова река? (реченька, речка, речной)

- Как можно сказать о маленькой реке?

- Как можно сказать о реке ласково?

- Как называется песок на реке?

Молодцы, ребята, вы ответили правильно на вопросы.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Ребята, вам понравилось занятие? Что для вас было трудным?

Я предлагаю вам послушать письмо еще раз и попробовать его пересказать.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей (рефлексия)

Ребята, у каждого из вас на столах круги – Красный, желтый, зеленый. Если вам всё было понятно и интересно, вы внимательно слушали и справлялись с заданиями, то поднимите зеленый круг. Если вы старались, выполняли задания, но в некоторых заданиях я вам помогала, поднимите желтый круг. Если вам, оказалось, тяжело справиться с заданиями, было не интересно и ничего не поняли, то поднимите красный круг.

Почему вы выбрали круг такого цвета?

IV.

Дальнейшая разработка темы

Продолжать развивать у детей умение пересказывать сюжет по картинам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...