Педагогический проект «Моя читающая семья»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Пермалова Анна Владимировна

           Многолетнее наблюдение показывает, что интерес к книгам у родителей воспитанников понижается.       Некоторые считают, что в наш век - век развития компьютерных технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_chitayushchaya_semya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга»

Ибресинского муниципального округа Чувашской Республика

Педагогический проект

«Моя читающая семья»

в подготовительной группе «Карлсон»

с 10.01.2025г. по 30.04.2025г.

 

Автор: Пермалова А. В.

воспитатель

           Многолетнее наблюдение показывает, что интерес к книгам у родителей воспитанников понижается.       Некоторые считают, что в наш век - век развития компьютерных технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.

          Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

       Далеко не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с родителями могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.

      Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная родителями. Поэтому, чтобы воспитать любовь и интерес к книге, нужно развивать традиции семейного чтения. В связи с этим для нас было актуально разработать и внедрить в практику работы с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи  проекта «Читающая семья», целью которого выступала помощь родителям в осознании ценности семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса развития их личности; активизация работы родителей по развитию семейного чтения .

       Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.В проекте систематизирована деятельность работы ДОУ  по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.Одна из особенностей деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Состав участников: подготовительная группа

По срокам реализации: краткосрочный (январь 2025г. – апрель 2025 г)

По целевой установке: практико-ориентированный

Цель проекта, основные задачи

Цель:

 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

 

Задачи:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге. 

Ожидаемый результат: 

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

В семье

ежедневное чтение детям художественных произведений;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

В детском саду

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

Основное содержание проекта

         Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

        Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

 

   Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.

     Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.

      Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-          сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-          игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-           игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-          театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

        Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

        Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а также повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Материально-техническое обеспечение:

-  библиотека группы

-  просторный музыкальный зал;

-  костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

-  фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

-  видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

-  книжный уголок в групповых комнатах.

Методическое обеспечение:

-          демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-           тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

-          биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

-          конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

-          сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

-          детская художественная литература;

-          детская познавательная литература.

 
 Целевая аудитория:
 

Участниками проекта «Читающая семья» являются: воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители).

Функциональные обязанности участников проекта. 

Должность

Функциональные обязанности

Руководитель проекта

Взаимодействует со специалистами

Организует книжные тематические выставки;

Обеспечивает программно-методическое обеспечение;

Разрабатывает сценарии литературных развлечений, турниров, праздников;

Воспитатели

Создают РППС в группе

Взаимодействует с родителями;

Организует воспитательно-образовательную деятельность;

Внедряют новые формы работы с детьми и родителями

 

Библиотекарь

Взаимодействует с родителями;

Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»

Выступает на родительском собрании

 

План мероприятий по реализации проекта. 

Организационный этап.

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

Провести анкетирование родителей.

Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

Обновить РППС.

Практический этап.

Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

Внедрить новые формы работы с детьми.

Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

План мероприятий

Название мероприятия

Цель

Срок

Категория участников

Место

Работа с родителями: Анкетирование "Чтение дома"

Повышение рейтинга книги в досуге детей

январь

Родители, педагоги

группа

Стенд "Мы прочитали эту книгу"

  Создание партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй

январь

Родители, дети

Приемная группы

Читаем дома:

«Лисичкин хлеб»

«Дремучий медведь»

«Сказка о золотом петушке»

«Мальчик – с – пальчик»

«Кощей Бессмертный»

Понимание детьми всей значимости литературного наследия

январь

Дети, родители

Чтение дома

Фотовыставка "Мой книжный уголок"

Привлечение родителей к чтению детям

февраль

Родители, дети

Группа

Литературная викторина для семьи по рассказам В. Драгунского

Закрепление и расширение знаний детей о произведениях В. Драгунского, формирование запаса литературных впечатлений, сплочение детско-родительских отношений

апрель

Родители, дети подготовительных групп,

группа

Выставки семейных фотографий

"Читаем каждый день"

Стимулирование читательской активности

апрель

Родители, дети

приёмная

"Путешествие по лесным сказкам" посещение районной библиотеки  

Повышение интереса к жизни детского сада, прочтение произведений В. Бианки дома и обсуждение прочитанного

март

Дети, воспитатель,

библиотекарь, по желанию родители

группа

Книжка малютка - совместное творчество родителей и детей

Формирование интереса к книге через совместное творчество родителей и детей

апрель

Родители, дети

дома

   Акция "Подари книгу"

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы.

апрель

Родители, дети, сотрудники детского сада

"Читаем дома" (Сказки А. С Пушкина) видеоролик

Привлечение родителей к чтению русской классической литературы детям

апрель

Родители, дети

Музыкальный зал

Заключительный этап

Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

Обработать результаты реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3.Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

   2. Информационно-практические продукты

-  Творческий отчет о внедрении проекта "Читающая семья"

 Родители:

-          Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

-          Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-          Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

-          Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Дети:

-          Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

-          Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-          Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

-          Сформированы нравственные качества ребенка;

-          Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

 В результате реализации проекта педагоги отметили активизацию внимания детей к печатным книгам различной направленности, дети с интересом обсуждали друг с другом прочитанные дома произведения. Родители включились в работу по проекту: организовали домашние библиотеки, приобрели новые детские книги, стали чаще посещать с детьми детскую библиотеку. Считаем, что данный проект был полезен для приобщения семей к чтению.

Приложение 1

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами — это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

Читайте с удовольствием! Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый родитель наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. Поэтому именно в этом возрасте особенно важно приобщить ребенка к чтению.

К сожалению, в наш век информационных технологий отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Сейчас дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не хотят читать, у них снижается успеваемость, т.к.  еще в дошкольном возрасте они не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.

Способность тщательно обдумывать информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются.  На странице можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает придуманный другими образ.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста научить ребенка любить книгу, воспитывать внимательность, навык принятия и переработки нужной информации.

Всем известно, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Ранний возраст – это благоприятное время, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и к чтению.

Привить любовь к чтению сразу невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и терпения.

Самое лучшее, что для этого придумало человечество, – семейное чтение – универсальное средство духовного общения с детьми.  Если в семье любят книги и читают их, то можно надеяться, что и в ребенке проснется интерес к литературе.

Традиция семейного чтения очень важна в системе семейного воспитания. И она не уйдет в прошлое, даже несмотря на наличие в семье телевизора, компьютера и других источников информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и является самым главным и самым действенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Самая читающая семья"

Цель: Содействовать укреплению традиций семейного чтения.Задачи:1.     Вызвать интерес к произведениям художественной литературы и творчеству авторов.2.     Фор...

Педагогический проект : " Моя читающая семья" в средней группе

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...

Проект "Моя читающая семья"

quot;Моя читающая семья"...

Краткосрочный проект " Моя читающая семья" средняя группа

Описание: Книга – источник знаний! Читающие дети, как правило, вырастают у читающих родителей. С целью возрождения семейного чтения был разработан данный проект, рассчитанный на детей 4-5 лет и ...

Паспорт проекта "Моя читающая семья"

Паспорт проекта Постановка проблемы: Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи. Тема: «Моя читающая семья» Тип,...