Педагогический проект «Моя читающая семья»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Многолетнее наблюдение показывает, что интерес к книгам у родителей воспитанников понижается. Некоторые считают, что в наш век - век развития компьютерных технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Радуга» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республика |
Педагогический проект
«Моя читающая семья»
в подготовительной группе «Карлсон»
с 10.01.2025г. по 30.04.2025г.
Автор: Пермалова А. В.
воспитатель
Многолетнее наблюдение показывает, что интерес к книгам у родителей воспитанников понижается. Некоторые считают, что в наш век - век развития компьютерных технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Далеко не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению. Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с родителями могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.
Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная родителями. Поэтому, чтобы воспитать любовь и интерес к книге, нужно развивать традиции семейного чтения. В связи с этим для нас было актуально разработать и внедрить в практику работы с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи проекта «Читающая семья», целью которого выступала помощь родителям в осознании ценности семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса развития их личности; активизация работы родителей по развитию семейного чтения .
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.В проекте систематизирована деятельность работы ДОУ по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.Одна из особенностей деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Состав участников: подготовительная группа
По срокам реализации: краткосрочный (январь 2025г. – апрель 2025 г)
По целевой установке: практико-ориентированный
Цель проекта, основные задачи
Цель:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
В семье |
ежедневное чтение детям художественных произведений; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; |
ввести в круг чтения детскую периодику; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; |
В детском саду |
ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
ввести в круг чтения детскую периодику; |
контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
|
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а также повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Материально-техническое обеспечение:
- библиотека группы
- просторный музыкальный зал;
- костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;
- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;
- книжный уголок в групповых комнатах.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
Целевая аудитория:
Участниками проекта «Читающая семья» являются: воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители).
Функциональные обязанности участников проекта.
Должность | Функциональные обязанности | |
Руководитель проекта | Взаимодействует со специалистами Организует книжные тематические выставки; Обеспечивает программно-методическое обеспечение; Разрабатывает сценарии литературных развлечений, турниров, праздников; | |
Воспитатели | Создают РППС в группе Взаимодействует с родителями; Организует воспитательно-образовательную деятельность; Внедряют новые формы работы с детьми и родителями
|
Библиотекарь | Взаимодействует с родителями; Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях» Выступает на родительском собрании
|
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
Обновить РППС.
Практический этап.
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
Внедрить новые формы работы с детьми.
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
План мероприятий
Название мероприятия | Цель | Срок | Категория участников | Место | ||||
Работа с родителями: Анкетирование "Чтение дома" | Повышение рейтинга книги в досуге детей | январь | Родители, педагоги | группа | ||||
Стенд "Мы прочитали эту книгу" | Создание партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй | январь | Родители, дети | Приемная группы | ||||
Читаем дома: «Лисичкин хлеб» «Дремучий медведь» «Сказка о золотом петушке» «Мальчик – с – пальчик» «Кощей Бессмертный» | Понимание детьми всей значимости литературного наследия | январь | Дети, родители | Чтение дома | ||||
Фотовыставка "Мой книжный уголок" | Привлечение родителей к чтению детям | февраль | Родители, дети | Группа | ||||
Литературная викторина для семьи по рассказам В. Драгунского | Закрепление и расширение знаний детей о произведениях В. Драгунского, формирование запаса литературных впечатлений, сплочение детско-родительских отношений | апрель | Родители, дети подготовительных групп, | группа | ||||
Выставки семейных фотографий "Читаем каждый день" | Стимулирование читательской активности | апрель | Родители, дети | приёмная | ||||
"Путешествие по лесным сказкам" посещение районной библиотеки | Повышение интереса к жизни детского сада, прочтение произведений В. Бианки дома и обсуждение прочитанного | март | Дети, воспитатель, библиотекарь, по желанию родители | группа | ||||
Книжка малютка - совместное творчество родителей и детей | Формирование интереса к книге через совместное творчество родителей и детей | апрель | Родители, дети | дома | ||||
Акция "Подари книгу" | Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы. | апрель | Родители, дети, сотрудники детского сада | |||||
"Читаем дома" (Сказки А. С Пушкина) видеоролик | Привлечение родителей к чтению русской классической литературы детям | апрель | Родители, дети | Музыкальный зал | ||||
Заключительный этап
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3.Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
2. Информационно-практические продукты
- Творческий отчет о внедрении проекта "Читающая семья"
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Дети:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
В результате реализации проекта педагоги отметили активизацию внимания детей к печатным книгам различной направленности, дети с интересом обсуждали друг с другом прочитанные дома произведения. Родители включились в работу по проекту: организовали домашние библиотеки, приобрели новые детские книги, стали чаще посещать с детьми детскую библиотеку. Считаем, что данный проект был полезен для приобщения семей к чтению.
Приложение 1
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
- Систематически читайте сами — это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
- Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
- Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
- Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
- Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
- Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»
«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
- Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
- В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
- Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
- Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
- Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
- Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Читайте с удовольствием! Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый родитель наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. Поэтому именно в этом возрасте особенно важно приобщить ребенка к чтению.
К сожалению, в наш век информационных технологий отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Сейчас дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не хотят читать, у них снижается успеваемость, т.к. еще в дошкольном возрасте они не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.
Способность тщательно обдумывать информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. На странице можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает придуманный другими образ.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста научить ребенка любить книгу, воспитывать внимательность, навык принятия и переработки нужной информации.
Всем известно, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Ранний возраст – это благоприятное время, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и к чтению.
Привить любовь к чтению сразу невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и терпения.
Самое лучшее, что для этого придумало человечество, – семейное чтение – универсальное средство духовного общения с детьми. Если в семье любят книги и читают их, то можно надеяться, что и в ребенке проснется интерес к литературе.
Традиция семейного чтения очень важна в системе семейного воспитания. И она не уйдет в прошлое, даже несмотря на наличие в семье телевизора, компьютера и других источников информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и является самым главным и самым действенным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Самая читающая семья"
Цель: Содействовать укреплению традиций семейного чтения.Задачи:1. Вызвать интерес к произведениям художественной литературы и творчеству авторов.2. Фор...

Педагогический проект : " Моя читающая семья" в средней группе
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет кни...
Краткосрочный проект " Моя читающая семья" средняя группа
Описание: Книга – источник знаний! Читающие дети, как правило, вырастают у читающих родителей. С целью возрождения семейного чтения был разработан данный проект, рассчитанный на детей 4-5 лет и ...

Паспорт проекта "Моя читающая семья"
Паспорт проекта Постановка проблемы: Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи. Тема: «Моя читающая семья» Тип,...


