Технология Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя группы.
методическая разработка по развитию речи
Ряд особенностей, характерных для детей с речевыми нарушениями вызывает необходимость предъявления особых требований к работе воспитателя в логопедической группе. Воспитатель, помимо общеобразовательных задач, выполняет и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков, обусловленных особенностями речевого развития. Для более глубокого понимания особенностей работы с такими детьми необходима взаимосвязь с логопедом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология совместной работы
учителя-логопеда и воспитателя группы
Цель использования технологии.
Осуществление преемственности в работе педагогов, повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.
Технология используется в течение года в разных формах работы:
- Совместное составление Рабочей программы (раз в год);
- Совместное составление плана работы по всем направлениям (поквартально).
- Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционной работы (еженедельно).
- Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (в течение учебного года).
- Взаимопосещение занятий и совместное проведение комплексных занятий и досугов (в течение года).
- Индивидуальные задания логопеда воспитателям для работы с детьми (еженедельно).
- Инсценировка сказок, показ спектаклей (в течение года).
Результат использования технологии.
Использование в работе данной технологии:
- предоставило возможность реализовать комплексный подход и объединить усилия логопеда и воспитателей в коррекционной работе;
- позволило более полно спланировать и реализовать коррекционный процесс;
- способствовало разностороннему развитию детей;
- повысило эффективность коррекционно-логопедической помощи детям;
- способствовало увеличению речевой активности детей и качеству речи;
- предоставило возможность формирования речевой деятельности во взаимосвязи с другими направлениями развития;
- позволило реализовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приходя в дошкольное учреждение, ребенок попадает в круг сверстников и педагогов (логопедов, воспитателей, физкультурных и музыкальных работников и др.). От того, насколько будут слажены и последовательны действия взрослых, насколько будет взаимосвязана их работа, зависит эффективность обучения и воспитания детей. В частности, эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей (Нищева Н.В.[6], Филичева Т.Б. [4]).
Ряд особенностей, характерных для детей с речевыми нарушениями вызывает необходимость предъявления особых требований к работе воспитателя в логопедической группе. Воспитатель, помимо общеобразовательных задач, выполняет и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков, обусловленных особенностями речевого развития. Для более глубокого понимания особенностей работы с такими детьми необходима взаимосвязь с логопедом (Филичева Т.Б. [7]).
Целью технологии является – осуществление преемственности в работе педагогов, повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.
Задачи работы:
- выбор эффективных форм сотрудничества;
- совместное составление программы и плана работы по всем направлениям;
- повышение компетентности воспитателей по направлениям логопедической работы с детьми;
- знакомство с основными приемами преодоления отклонений в развитии речи;
- повторение и закрепление материала, отработанного с детьми логопедом;
- осуществление преемственности в работе.
Общение логопеда и воспитателей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду. В течение первых месяцев общения с детьми логопед знакомит воспитателя с отклонениями в речевом развитии каждого ребенка, объясняет причину их возникновения. Посещая фронтальные занятия, воспитатели отмечают, какие трудности у детей возникают при выполнении заданий. Логопед и воспитатели совместно планируют работу по развитию речи, определяют тематику и содержание занятий, словарь и требования к речи детей. Воспитатели организуют речевую практику в ходе режимных процессов с целью закрепления полученных знаний. Логопед обращает внимание воспитателей на случаи тяжелых нарушений речи, советует, как правильно реагировать на особенности поведения таких детей (Филичева Т.Б. [9]).
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА
И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ
Взаимодействие осуществляется в разных формах работы:
Формы работы | Содержание |
Совместное составление плана работы по всем направлениям. | - составление годового плана работы; -поквартальное планирование различных совместных мероприятий. Во всех возрастных группах, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. |
Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционной работы. | Данное направление позволяет осуществить принцип индивидуального подхода. Во всех возрастных группах, в зависимости от возраста и тяжести речевого нарушения. |
Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении. | Выбор игрушек и пособий в зависимости от возраста детей и имеющихся отклонений в развитии. Во всех возрастных группах, в соответствии с программой работы. |
Взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий и досугов. | На таких занятиях осуществляется обобщение пройденного материала, обмен опытом работы и преемственность. Во всех возрастных группах взаимопосещение открытых занятий, организация и проведение совместных занятий. |
Еженедельные задания логопеда воспитателям. | Необходимы для закрепления логопедической работы, для повторения пройденного материала по различным направлениям речевого и познавательного развития. Во всех возрастных группах, в соответствии с планом индивидуальной логопедической работы. |
Инсценировка сказок, показ спектаклей. | В таких видах деятельности ведется работа по совершенствованию связной речи, интонационной выразительности, звукопроизношения. Во всех возрастных группах, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей. |
Вышеуказанные формы работы используются нами систематически в разных возрастных группах.
Стоит обратить особое внимание на такие мероприятия, как:
- проведение комплексных занятий;
- проведение экскурсий на природу;
- инсценировка сказок.
ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКСКУРСИЙ НА ПРИРОДУ.
Мы объединили эти формы работы одной темой «Времена года».
Ниже представлен план проводимых мероприятий по данной теме в младшей и средней группе детского сада.
Время года | Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст |
Осень | Занятие 1 «Яблоня осенью» | Экскурсия 1 «Ранняя осень. Прогулка на пруд и ближайшую территорию». |
Зима | Занятие 2 «Яблоня зимой» | Экскурсия 2 «Зима. Прогулка на пруд и ближайшую территорию. |
Весна | Занятие 3 «Яблоня весной» | Экскурсия 3 «Весна. Прогулка на пруд и ближайшую территорию». |
Лето | Занятие 4 «Яблоня летом» Занятие 5 «Приготовление яблочного пирога» | Экскурсия 4 «Лето. Прогулка на пруд и ближайшую территорию». |
С детьми младшей группы мы проводили занятия в рамках темы «Времена года». Выбор темы не случаен. Смена времен года, определенная их последовательность, изменения в природе требуют развития абстрактного мышления. В младшем возрасте такой вид мышления еще недостаточно сформирован. Идея такого цикла занятий – наглядно показать детям особенности каждого времени года, последовательные изменения в природе. Мы не только говорили о разных приметах, но еще наблюдали за тем, что происходит с деревьями, в частности с яблоней в разные времена года. Выбор именно яблони тоже не случаен. Яблоня - самое распространенное плодовое дерево. Можно увидеть не только как опадают или распускаются листья, но и как яблоня цветет и что потом появляются плоды.
Мы готовились к каждому занятию. Предварительно изготовили с детьми пособия. Наклеили на разный фон дерево. Цвет фона соответствовал цвету времени года (осень – оранжевый фон, зима – голубой, весна – светло-зеленый, лето – темно-зеленый). Каждое занятие было насыщено играми и задания, отражающими приметы изучаемого времени года.
Говоря об осени мы: дули на осенние листочки, искали одинаковые листочки, раскрашивали листочки в разные цвета.
Изучая зиму мы:превращались в снежинки, играли со снегурочкой, рисовали снег губками и наклеивали снежинки.
Проводя весеннее занятие мы:говорили о первых весенних цветах, искали перелетных птиц, прыгали через ручеек, наклеивали листочки.
Изучая лето мы:использовали все ранее изготовленные пособия, искали приметы разных времен года, наклеивали листочки и яблоки.
Так как делали именно яблоню, то возникла идея логичного завершения проекта – приготовление яблочного пирога.
Для этого занятия мы подготовили настоящие продукты, посуду, фартуки, колпаки. Поговорили о том, для чего нужна посуда, какая она бывает. Рассмотрели продукты, потрогали некоторые из них.
Приступили к приготовлению пирога. Под руководством взрослых дети почти все делали самостоятельно: выкладывали необходимые продукты, перемешивали, резали яблоки.
После чего мы отнесли приготовленное тесто на кухню. Дети сами попросили поваров поставить тесто в духовку и испечь.
В итоге получились два пирога. Один приготовили дети, а второй повара из оставшихся продуктов.
При составлении конспектов занятий мы опирались на труды таких авторов, как Карпухина Н.А. [3],Алябьева Е.А.[1], Фадеева Ю.А. [8], Арбекова Н.Е.[2], Кравченко И.В. [5] и др.
В средней группе мы продолжили тему «Времена года». Наблюдение за приметами проходит в реальной обстановке в разные времена года на специально организованных экскурсиях.
Заранее подготовили карты. Обозначили на них один и тот же маршрут, но в разные времена года. На всех экскурсиях были остановки в одних и тех же местах.
Первая остановка в беседке. Здесь мы всегда загадывали детям загадки о приметах текущего времени года.
Вторая остановка – пруд. Смотрели кто там плавает, по возможности детально цвет, части тела, повадки. Кормили уточек. Беседовали о диких и домашних птицах и их птенцах, о воде и растениях.
Третья остановка – парк. Осенью в нем можно собирать листочки, зимой играть в снежки, весной и летом наблюдать как все распускается.
Четвертая остановка – на территории детского сада.
Дорисовывали на осенней картине недостающие детали, делали цветные льдинки, кормили птиц.
Все вышеуказанные виды деятельности способствуют не только развитию различных сторон речи, но и пространственно-временных представлений, математических способностей, изобразительных навыков, познавательных процессов.
В качестве примера представим конспект экскурсии в зимний период.
Экскурсия «Зима. Прогулка на пруд и ближайшую территорию».
1. Остановка 1 «Беседка». Задание «Отгадай загадки».
На прошлой нашей экскурсии мы тоже останавливались в беседке. Вы помните, что такое беседка? Что мы делали здесь в прошлый раз?
Взрослый предлагает отгадать загадки и запомнить отгадки.
На земле лежал, А весной растаял И убежал (Снег) | Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто (листопад ) | Он прозрачный и холодный, Скользкий он и очень твердый, А в тепле вдруг оживает, Слёзы льёт и быстро тает, Что водою слёзы льёт? Ну, конечно, это-...(лед.) |
Вспомнить все отгадки и назвать лишнюю (листопад). Листопад – это примета осени.
Посмотрим на карту. Куда нам двигаться дальше?
2. Остановка 2 «Пруд».
Что было осенью? (много уток, вода, зелень …).Что мы видим сейчас?Почему появился лед?
Лед покрыт снегом.На льду лунки с водой.Был знак «купаться запрещено», появился знак «ходить по льду запрещено».
По карте определяют дальнейший маршрут.
3. Остановка 3 «Лес».
Вспомнить, что здесь было осенью, что делали? Где же красивые листья? Соберем красивый букет?
Игра в снежки «Попади в цель».
Обратиться к карте и определить следующую остановку.
4. Остановка 4 «Лавочки». Задание «Зимняя фигура».
Раз, два, три, снеговики на месте замри (лыжники, деревья и т.д.)
Отправляемся дальше. По карте следующая точка «Веранда» в детском саду.
5. Остановка 5 «Веранда».
Сделаем цветные льдинки.
Заранее заготовить разноцветную воду, а на улице разлить по формочкам, положить веревочку. Оставляем на морозе до следующего дня.
6. Итог.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК, ПОКАЗ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Данная работа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
В младшей группе воспитатели и логопед группы сами инсценируют спектакли и показывают их детям. Со средней группы дети сами принимают участие в спектаклях вместе с педагогами. В более старших возрастных группах дети самостоятельно показывают весь спектакль.
План показа кукольных спектаклей и сказок в разных возрастных группах на учебный год.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Кукольный спектакль «Пых» | Осенний досуг с инсценировкой сказки «Репка». | Спектакль по сказке «Горячий пирог» | Кукольный спектакль «Вершки и корешки» |
Кукольный спектакль «Снеговик-почтовик» | Кукольный спектакль «Теремок» | Спектакль по сказке «Заюшкина избушка» | Спектакль по сказке «Зимовье» |
Спектакль по сказке «Хвосты» | Спектакль по сказке «Волк и семеро козлят» |
Постановку одного из вышеперечисленных спектаклей мы планируем поручить родителям. Чтобы они подготовились и показали спектакль детям в детском саду.
Таким образом, в ходе разработки данной технологии были определены и описаны различные формы сотрудничества логопеда и воспитателей при работе с детьми. Использование в работе данной технологии:
- предоставило возможность реализовать комплексный подход и объединить усилия логопеда и воспитателей в коррекционной работе;
- позволило более полно спланировать и реализовать коррекционный процесс;
- способствовало разностороннему развитию детей;
- повысило эффективность коррекционно-логопедической помощи детям;
- способствовало увеличению речевой активности детей и качеству речи на 30%;
- предоставило возможность формирования речевой деятельности во взаимосвязи с другими направлениями развития;
- позволило реализовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей детей;
- способствовало проведению в течение года более 10 мероприятий с родителями и воспитателями.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М.: Издательствл ГНОМ, 2012. – 240 с.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. – 240 с.
- Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / под. ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. – М: Просвещение, 2014. – 207 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007. – 192 с.
- Основы дошкольной логопедии / под ред. Т.Б. Филичевой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой и др. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
- Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН РЕЧИ
В ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ
Данная технология совершенствуется и используется нами в работе на протяжении нескольких лет. Вышеуказанные виды деятельности, включенные в нее, позволяют работать над широким кругом задач. Формируют познавательное развитие, эмоционально-волевую сферу, различные стороны речевого развития, личностные качества и др., позволяют более полно организовать детскую деятельность, предъявлять единые требования к детям.
Особое внимание стоит уделить речевому развитию, ведь в различных видах деятельности проводилась работа по автоматизации звуков, расширению лексического запаса, формированию грамматических категорий, развитию связной речи. Дети начали больше общаться, речь стала грамматически правильной и понятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

КОНСПЕКТ совместной деятельности детей, родителей, воспитателей по знакомству с профессиями, в рамках родительского клуба «Кем быть?» «За кулисами театра» с применением игровых технологий в подготовительной группе
В игровой занимательной форме расширяем и закрепляем знания детей о театральных профессиях с участием ( по возможности) родителей....

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий. Область «Познание». Ознакомление с окружающим миром с элементами ОБЖ. На тему: «Электроприборы» в группе компенсирующей направленности для детей
Цели:· Образовательные: сформировать у детей знания о внешнем виде электроприборов. Познакомить с правилами пользования, рассказать историю появления не...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
В конспекте представлены цель, задачи и ход совместной познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...