«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
статья по теме

Рогачёва Наталия Владимировна

 

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  «Единственный  путь, ведущий к знаниям, -                                                                                                    

            это деятельность»

                      Б.Шоу

       В Федеральном государственном  образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».

        Данное определение полностью совпадает с социальным заказом  родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок  в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться  к  ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.

        На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество деятельностей. Каждая из деятельностей занимает в жизни разное положение, в определённые периоды какая-то из них становится ведущей, доминирующей. Для школьников таковой является учебная деятельность.

        Таким образом, мы видим, что сегодня у нас совпадают цели общества и государственные цели, которые закреплены в ФГОС НОО.

        ФГОС – это «триада» требований к результатам освоения, структуре и условиям  реализации Основной образовательной программы. Сегодня образовательные результаты интересуют нас больше всего. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

        Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой  для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. К формированию у школьников учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала его обучения в школе.

                                                         

     Теоретико-методологической основой Программы развития УУД является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

    Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижении его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

       Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность. Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

        В Образовательной системе  «Школа 2100», по которой я работаю, накоплен опыт формирования  универсальных учебных действий.

Особое место в этой программе отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, которыми овладевают обучающиеся, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в данной образовательной системе заложена и может успешно реализовываться технология системно-деятельностного обучения.

       Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Для него показатель развития – переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задаёт образцы высших психических функций, Л.С.Выготский делал вывод о том, что обучение, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка, его содержанием должна быть система научных понятий.

       Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования  должны стать действия, Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

      «Между обучением и психическим развитием стоит учебная деятельность. В организации непосредственно учебной деятельности главная роль принадлежит учителю», - подчёркивал Д.Б.Эльконин.

К.Д.Ушинский говорил, что «нужно дать детям самостоятельность, но такую, чтобы учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Подход к ребёнку как к активному субъекту учебной деятельности связан с определённостью и в понимании меры самостоятельности ребёнка в этой деятельности. Ведь умение учить самого себя, приобретаемое в ходе овладения учебной деятельностью, как правило, не приходит к ученику без помощи учителя. Учебная деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, прежде всего с учителем, который может и должен сократить путь школьника к её освоению.

        Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования требует от учителя не только чёткости в понимании общего смысла и назначения учебной деятельности, состоящего в конечном итоге в умении учить самого себя, но и знания её психолого-педагогической  значимости,

которую раскрывают структурно-содержательные особенности этой деятельности.

     

       В ряде исследований раскрывается специфика учебной деятельности.

Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы деятельности. Первая подсистема – основной функциональный её компонент, который рассматривается как подсистема учения.

                                                   

Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности

объединяются в подсистему обучения. Деятельность учения – «чистый»  

акт познания, реализуемый учащимися через усвоение личного опыта.

Деятельность обучения направлена на обеспечение условий  успешного

осуществления деятельности учения ( по определению Т.В.Габай).  

       

           Учение, с точки зрения многих авторов, в отличие от других дея-

тельностей  обеспечивает процесс познания и преднамеренно направлено на приобретение опыта одним из её участников. Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека, его способностей, при-

обретение им новых знаний, новых познавательных возможностей, новых

практических действий (Т.В.Габай, И.И.Ильясов, Н.Ф.Талызина и др.).

           

          И.И.Ильясов деятельность учения рассматривает как целенаправленное  усвоение индивидом социально-выработанного опыта,

любых практических и научных знаний и деятельности в условиях организованного обучения. Деятельность учения, по мнению автора, мо-

жет быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию.

 

          Н.Ф.Талызина выделяет ещё одну  особенность учебной деятельности – своеобразие потребности. Она направлена на удовлетворение познавательной потребности. Автор определяет предмет учебной деятельности как опыт учащегося, который преобразуется путём присвоения элементов социального опыта.

           В.В.Давыдов к особенностям учебной деятельности относит её универсальность: учебная деятельность составляет основу овладения любой другой деятельностью.

           Конкретные задания, формирующие и корректирующие учебную деятельность школьников, как и весь процесс обучения и развития детей, не должны быть лёгкими, требующими лишь подражательности и репродуктивности. Напротив, «они должны быть рассчитаны на достаточно высокую интеллектуальную активность детей, на их продуктивную (когнитивную) и творческую (креативную) деятельность»

(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).

        Признавая эффективность специального формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений реализующих учебную деятельность, Л.В.Занков говорил, что прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы того или иного предмета. Косвенный путь выводит в конечном  итоге на оптимальную самостоятельность, выражающуюся в адекватных действиях учащихся в непредсказуемых обстоятельствах, что Л.В.Занков связывал с подлинным продвижением в интеллектуальном и общем развитии.

                                                 

Урок математики во 2 классе по УМК Л.Г.Петерсон

Тема: «Деление с 0 и 1»

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

  1. Организационный момент:

- добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;

- что пригодиться нам для успешной работы на уроке?         (высказывания детей);

-  проверка домашнего задания по образцу.

  1. Актуализация знаний.

8 : 2 = …          

6 : 2 = …

4 : 2 = ...

     

        Рассуждение по плану:

                                 1). Надо найти число, при умножении которого на 2,

                                       получается …..(8, 6, 4);

                                 2).  Это число ……;

                                 3).  Значит  : 2 = 

  1. Постановка учебной задачи.

- тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;

- при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).

     

  1. Открытие нового знания.

- работать будем в группах;

- какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.        2гр.        3гр.

0 : 2 = …        0 : 4 = …        0 : 6 = …

0 : 3 = …                    0 : 5 = …        0 : 9 = …

0 :23 =…        0 : 17 =…        0 : 32 = …

         Вывод: 0 : а =…         Вывод: 0 : а =…      Вывод: 0 : а =…    

   

          - представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

- записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №2.

1 гр.        2 гр.        3 гр.

2 : 2 =…        4 : 4 =…        8 : 8 = …

6 : 6 = …        5 : 5 =…        8 : 8 = …

                                       7

3 : 3 =…        7: 7 =…        9 : 9 = …

          Вывод: а : а =…         Вывод: а : а =…        Вывод: а : а =…

                                                       

          - представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

- записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №3.

1 гр.          2 гр.        3 гр.

3 : 1 =...          4 : 1 =…        2 : 1 =…

5 : 1 =…          6 : 1 =…        9 : 1 =…

7 : 1=…          8 : 1 =…        5 : 1 =…

Вывод: а : 1 =…         Вывод: а : 1 =…        Вывод: а : 1 =…

          - представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

- записываем выводы в тетрадь открытий.

 Задание №4.                                              

1 гр.        2 гр.        3 гр.

2 : 0 =…        5 : 0 =…        7 : 0 =…

4 : 0 =…        6 : 0 =…        9 : 0 =…

          Вывод: а : 0          Вывод: а : 0         Вывод: а : 0

          - представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

- записываем выводы в тетрадь открытий.

 

 Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей).

- кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей)

  1. Первичное закрепление.

- как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);

- откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

- сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- стр. 95 №3 – выполнить письменно.

- как будете работать самостоятельно?

  1. Повторение.

- стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

          Фронтальная проверка.

  1. Итог урока (рефлексия деятельности).

- какое открытие вы сегодня сделали?

- как вы это узнали?

                                        8

- где можно применить новое знание?

- что для вас было трудным?

Д.з.

       Итак, овладение самостоятельной учебной деятельностью ученика в усвоении знаний, умений, навыков представляет собой заключительный этап процесса, требующего в оптимальном варианте достаточно длительного обоюдного участия ученика и учителя. Данное обстоятельство, определяющее роль каждого участника процесса формирования учебной деятельности, не случайно отметил и подчеркнул Л.В.Занков. Это же тонко и точно отразил известный детям и взрослым А.Приставкин, справедливо ощущающий себя писателем и учителем, в словах о том, что для него нет слова «учить» потому, что научить нельзя, но можно помочь учиться, помочь ребятам обрести себя.

     

     

                                               

                                                   

                          Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М:

      Просвещение, 2010.

  1. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
  2. Блохина Е. А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №3, 2010, стр.20.
  3. Курлыгина О. Е. «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте», Ж: «Начальная школа», №8, 2010, стр. 50.
  4. Петерсон Л. Г. «Что значит «уметь учиться»?», Москва, 2006.
  5. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
  6. Романова О. Н. «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №12, 2010, стр.38.
  7. Селькина Л. В. «Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике», Ж: «Начальная школа», №11, 2010,стр.40.
  8. Тимофеева Т. Ю. «Как учебник помогает организовать учебную деятельность», Ж:  «Начальная школа», №3, 2010, стр. 25.
  9.  Цукерман Г. А, «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?», Ж: «Вопросы психологии», №5, 1998, стр. 68.
  10. Чутко Н. Я. «Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения». Издательский дом «Фёдоров», 2005.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассказывается о  использовании ИКТ в работе с детьми групп компенсирующей. направленности....

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием

Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...

Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к по...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...